Новости | История проекта | Редакция | авторы | Хотите написать статью? | Ссылки | Гостевая  
Гала-новости
Комлинк
Гиперспейс
Откровение
от Лукаса

Библиотека
Наши герои
Точка зрения
Голокрон
Колонка R2D2
Кантина

Точка зрения

Архитектурные образы мира
"Звездных войн"

Как говорила приснопамятная медсестра из фильма "Гостья из будущего", "нужен толчок". Не так давно в печати была опубликована очень интересная статья (Ю. Попова. Не щадя живота своего //"Вещь", приложение к журналу "Эксперт", июнь 2003 №6(40), стр. 30-33), в котором автор проводит краткий сравнительный анализ городов, показанных в известных блокбастерах. Именно этот материал и послужил толчком для данного эссе на тему архитектуры Корусканта. Возможно, тема, изложенная в моей статье, заинтересует любителей "ЗВ" и будет иметь продолжение. Сейчас же хочу представить вниманию читателей "Круга Силы" несколько тезисов, позволяющих глубже понять общество Галактического государства.

"Из всех искусств архитектура отважнее всех стремится воссоздать собою миропорядок, который древние люди именовали kosmos, то есть изукрашенный", - сказал Умберто Эко в своем знаменитом "Имени розы". Нельзя не согласиться с этим компетентным мнением историка. Архитектура - очень благодатный материал для исследования общественного устройства. Можно сказать, что в архитектуре полнее, чем в других сферах творчества, отражена вся история общества - как идеология, так и экономическая, социальная и политическая жизнь.

Постройки любого назначения несут в себе отпечаток культуры данной цивилизации. Культовые и общественные здания, жилые дома или промышленные объекты - всё это "каменные летописи".

Одновременно архитектурные формы - это и образы будущего. В последних двух главах Откровения Иоанна Богослова "будущий век" называется "новым Иерусалимом", городом, причем городом, описанным с подробным указанием размеров и строительных материалов. Антиподом "нового Иерусалима" являются градостроительные потуги архитекторов Вавилона, с их знаменитой башней.

Вот между этих-то двух огней и возводят свои "города будущего" мэтры киноискусства. В футурологических видениях кинематографа архитектура естественным образом занимает главнейшее место в качестве показателя уровня развития общества ближайшего или отдаленнейшего будущего.

Итак, будущее нашего мира или цвет развития параллельной цивилизации - это город, город и еще раз город. У пионера кинофутурологической урбанистики Фрица Ланга этот город - кошмар небоскребов Метрополис, символизирующий ужасы тоталитарного общества.

Стольный град мира "Звездных войн", Корускант, - антипод Метрополиса, и в то же время его побратим. Эта столица столиц, настоящая метрополия, одновременно притягательная и ненавистная для окраинных территорий.

Обратим внимание на то, что разделение на Внутренние, Средние и Внешние территории имеет отчетливую параллель с устройством Островной Империи - государством, упомянутым в книге Стругацких "Обитаемый остров". Заметим, что это вообще принцип всякой империи, а не федерации, неважно, как она называется официально. Так что Старая Республика на момент Эпизода I уже носила в себе плод будущего, являясь торгово-промышленной империей. Джордж Лукас, как всякий глубокий художник, говорит языком своего народа и о проблемах своего народа. Галактическая Республика предстает перед зрителем олицетворением титанического духа протестантизма.

Ведь что такое дух протестантизма? Это индивидуализм, "чистый разум", порабощающий свободу всего того, что вне его. Это разум, попирающий самоопределение мира и провозглашающий свой закон, не считая нужным принимать в расчет закон живого, закон жизни. Протестантский индивидуализм есть механическое оттискивание на всем бытии собственного клише. Свобода выбора есть свобода мнимая, поскольку рассудок, признающий только рациональное "да" или "нет", пренебрегает всякой реальной индивидуальностью, ибо заранее изготовил штамп, имеющий быть наложенным на всякую душу. По словам П. Флоренского, "протестантская свобода - это покушение на насилие при помощи слов о свободе, напетых на валик фонографа". По моему скромному мнению, о Старой Республике нельзя сказать точнее, если заменить устаревшее техническое средство пропаганды - "валик фонографа" - более подобающей хитроумной машиной.

В силу вот этого коренного внутреннего противоречия между рассудочной схемотехникой управления и живой реальностью разнообразия в гигантской Галактической Республике вызревает кризис.

Кризис неминуем - свидетельствуют не только ожесточенные дебаты в Сенате и постоянные окраинные конфликты, тлеющие в форме ограбления колоний, промышленного шпионажа, нечестной конкуренции - и подавляемые с помощью спецопераций. Свидетельствует сама архитектурная организация столицы Галактического государства, которую мы видим в Эпизодах I-II.

Кризис неминуем. Ибо не может не быть разрушенным Храм, который изнутри выглядит как романская базилика Святых Тайн, а снаружи как зиккурат вавилонской деспотии со стартовым ракетным комплексом на крыше. Если стандарт узок и не налезает на все формы, применяется паллиатив - двойной стандарт. Но двойной стандарт - штука очень коварная. "Двум богам служить нельзя", - говаривал профессор Преображенский. Действительно, нельзя, свидетельствует история заката Старой Республики и "каменные летописи" улиц и площадей Корусканта.

Архитектурные формы Галактического Сената

Архитектурная концепция здания, олицетворяющего государство и власть, во все времена и у всех народов несла большую символическую нагрузку. Безусловно, в таком большом многонациональном и многорасовом государственном образовании, как Галактическая Республика, первейшим пунктом официальной идеологии должна была стать идея единства. Причем идея этого единства в молодой развивающейся Республике трактовалась преимущественно как соборность, а не унитаризм. Почему мы можем так утверждать? Потому, что концепция купола и полное отсутствие колонн присутствует в административных и культовых зданиях тогда, когда в политической доктрине присутствуют идеи соборности и естественного, а не насильственного авторитета власти.

Грибообразная форма здания Сената, выход купола за границы фасада символизирует стремление государства охватить все новые и новые системы, присоединить все более и более дальние миры к цивилизованному, обжитому пространству.

У этой благой мысли есть "обратная сторона" - замещение идеи соборности - ценности и общности великих и малых, ближних и дальних - идеей экспансии и запаздывающего развития отдаленных миров. "Место для всех" превращается в "место для некоторых", а среди равных в союзе выделяются те, кто "более равны". А купол Сената из символа всеохватывающей единой и общей небесной полусферы превращается в символ "крыши".

Амфитеатр лож представителей, а не, скажем, полукруг с трибунами руководящих лиц в центре, также выражает идею соборности и равноправия. Но запутанные многоуровневые кулуары имеют размах и объем благодаря широким полусферическим окнам, а зал заседаний освещается искусственным светом, и вдобавок весьма скудным:

Неустойчивость, "юла" - вот образ здания Сената. Это же и образ политики, проводимой руководством Старой Республики.

Храм Ордена джедаев

Появление орденов в рамках той или иной религиозной доктрины возможно тогда, когда религиозная система подразумевает изначальное неравенство возможностей. Неравенство возможностей в части взаимодействия с высшей реальностью бытия во вселенной "ЗВ" очевидно. Не все разумные существа могут контактировать с Силой, хотя все поддерживают ее полевую структуру (поэтому в Эпизоде IV мы слышим благословение пилотов-повстанцев формулой "Да пребудет с вами Сила"). Лишь те, у кого в крови есть определенная концентрация загадочных мидихлориан, могут познать Силу. Не все разумные существа, имеющие в крови мидихлориан, становятся адептами Силы. Не все адепты Силы равны перед ней по своим возможностям. Наконец, не все адепты исповедуют единое качество Силы.

Фильмы "ЗВ" позволяют строить различные предположения об эволюции монашеской организации джедаев до уровня исполнительного органа государственной власти в Старой Республике, но безусловным остается факт: джедаи находились на службе у Галактического государства.

Их Храм в столице Галактической Республики был не просто культовым сооружением и общежитием монашеской братии. Это было административное здание организации, наделенной властью. Полномочия государственной структуры Орден джедаев получал от Сената как высшего органа законодательной власти Республики.

Внешний и внутренний вид Храма свидетельствует о том, что архитекторы этого сооружения искренне пытались совместить несовместимое: облечь в формы, подобающие силовой структуре Республики, обитель высшего знания.

Если скрестить ежа с ужом, получается метр колючей проволоки. Если скрестить проникновение в Силу со служением Галактической Республике получается: Как отметил переводчик книги "Cloak of Deception", "в Храме было одновременно и что-то утешительное, и отталкивающее". Отлично сказано (хотя автор книги Дж. Лучено хотел выразить совсем другую мысль: "в Храме было одновременно что-то благостное и одновременно недоступное"); переводчик сказал, как понял, и не будем придираться к словам. Люди лгут, слова не лгут. Точно так же не лгут и каменные скрижали храмов.

Снаружи Храм джедаев выглядит как здание, возведенное по всем правилам вавилонского культового строительства: несколько ярусов поставленных друг на друга усеченных пирамид всё меньшего и меньшего периметра, с наклонными лестницами и пандусами. Последний, самый меньший ярус, который мы видим возвышающимся над постройками этого района Корусканта, однако, не оставлен пустым, как это было принято в Вавилонской империи. (Вавилонские культовые башни - зиккураты - выглядели издали как гигантские усеченные пирамиды, как очень мощные давящие конструкции; видимое отсутствие верхнего сегмента символизировало его присутствие в невидимом высшем мире. То есть завершенность, иначе говоря совершенство, и храм, и его насельники имели в области, не доступной пониманию простых смертных).

Храм джедаев не оставляет верхний сегмент пустым и невидимым, символизирующим совершенство в невидимом. Увы, нет. Не завершение мистической пирамиды, а пять больших толстых башен-колонн, сужающихся кверху. К чему бы это? Традиционно колонны - символ власти. Отдельно стоящая колонна - символ сформированной империи, колоннады различной формы - претензия той или иной группы лиц, находящейся у власти, на господство над иными территориями.

Пять колонн на вершине Храма джедаев дают информацию к размышлению. То ли это сваи-подпорки для невидимого, но вполне осязаемого здания государственной власти, то ли ракеты на старте (на страже интересов центра по отношению к периферии). Никакой мистики. Цели не туманны, а вполне конкретны. Это силовое министерство Республики, которое призвано охранять интересы своего государства, что оно и делает.

При взгляде на Храм изнутри открывается совсем иная картина, но видеть ее могли только джедаи, поскольку для посторонних вход в здание был закрыт. (Граждане Республики имели доступ лишь в храмовую библиотеку - мир знаний, а не мистического откровения. Откровения Силы, как мы знаем, были доступны только лицам с определенной концентрацией мидихлориан - так, во всяком случае, гласит официальная доктрина.) Внутренняя организация Храма напоминает базилику в романском стиле: прямоугольные залы с очень высоким потолком, разделенные рядом колонн на продольные части с освещением через окна, расположенные в верхней трети боковых стен. Архитектурный стиль предполагает аскетизм интерьера, колоннады и аркады - единственное украшение. Все это мы видим в Храме джедаев.

Имеется ряд противоречий. Цель зодчих базилики - как можно большая вместительность. Это ковчег для всех, а не для избранных. А внешний вид романского храма в момент расцвета данной архитектурной формы можно увидеть на примере изображения церкви Сен-Сернен (г.Тулуза, Франция). Сен-Сернен, построенный в XI в. - самый большой романский храм в мире. Характерный готический шпиль появился при позднейшей перестройке, а в своем первоначальном виде это был символ соборности всего христианского мира. Такой же, как, допустим, византийский храм св. Софии. Аскетизм и "пустота" интерьеров храмов Дальнего Востока перекликается со строгостью романской церкви, но внешний вид дальневосточных святилищ тоже отнюдь не укрепленный зиккурат, подавляющий и доминирующий над местностью. Храм, например, в Японии, строится по принципу "чтобы дом не погубил хозяина" - из самых легких (пускай и недолговечных) материалов, с раздвижными стенами-ширмами. Если храм разрушался при землетрясении, он рассыпался как карточный домик и не убивал ни монахов, ни прихожан. Его можно было легко и быстро отстроить. Главное, считают даосы, чтобы жил дух, а не стены. Будет дух, будут и стены, а не наоборот.

Внешний вид Храма джедаев совершенно не соответствует ни его внутреннему убранству, ни, осмелюсь заметить, первоначальному духу Ордена. В Эпизоде I-II "дом убивает хозяев". Церковь, состоящая непосредственно на службе государства, а не общества, всегда кончала плохо. Так было на нашей Земле, так произошло и в мире "ЗВ". Храм нового Ордена джедаев в своей архитектурной концепции должен стать совсем иным. В любом случае, дух остался жить. Погибла лишь старая отмершая оболочка, не соответствовавшая изначальному внутреннему содержанию.

Старый Дипломат
К слову: Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции журнала, его читателей и уважаемого господина Дж.Лукаса.

Идея и поддержка ©
Техническая поддержка: serduk.org.ua
DeadMorozz © was here ™ | Собрано ручками | FAR forever.