Новости | История проекта | Редакция | авторы | Хотите написать статью? | Ссылки | Гостевая  
ГАЛА-НОВОСТИ
КОМЛИНК
Выше звезд
ОТКРОВЕНИЕ ОТ ЛУКАСА
БИБЛИОТЕКА
НАШИ ГЕРОИ
ТЕХНИКА НА ГРАНИ
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
ГОЛОКРОН
КОЛОНКА R2D2
КАНТИНА

Откровение от Лукаса

Диалог зрителя с режиссером или
"Новая надежда" глазами предвзятого критика

Рецепт создания шедевра прост: возьми старый сюжет, узнаваемых персонажей, добавь чуть-чуть интриги, экшена, юмора, лирики и волшебства, замеси спецэффекты поновее и сделай это все гениально. С последним пунктом всегда возникают сложности. Принято считать, что главным выразительным средством в кино является монтаж. Из километров отснятой пленки режиссер отбирает те "сливки", из которых будет создан фильм. Попробую-ка я сама сделать своеобразный "монтаж" Четвертого эпизода. Так сказать, покадровый просмотр фильма. Где спрятаны эти гениальные мелочи? В чем фирменный почерк Лукаса?

Итак, свет в зале погас. На экране появилась краткая надпись: "A long time ago in the Galaxy far, far away..." Сказка началась, с самого входа макнув зрителей с головой в бесконечное пространство Вселенной, где далеко-далеко в космическом пространстве убегающий в бесконечность текст возвестил о драматических событиях. Это - Лукас. В любой точке земного шара это прием с убегающими в перспективу строчками будет личной подписью гения. В Галактике война.

За войной долго идти не приходится. Первые кадры сочетают в себе и экшен (погоня за кораблем, перестрелка), и триллер (помните, как повстанцы следят за дверями отсека, которые штурмуют имперцы?), и детектив (история с украденными планами). Зритель втягивается в сюжет как "Тантив" в пузо стардестроера,

Дым рассеивается и на палубу звездолета входит ОН.

Маска, черный плащ и зловещее дыхание. Ужас Вселенной, жестокий и беспощадный Лорд ситхов Дарт Вейдер. Назовите мне образ в кинематографе, который бы так манил своей загадочностью? Чтобы создать целостный интересный образ, надо быть талантливым актером. Чтобы создать Вейдера, надо быть Лукасом.

Но здесь появляется новый персонаж. Главный герой саги. Стоп! Правильно - так считали зрители до появления приквелов. Это один из самых потрясающих "перевертышей" Лукаса. В течение четверти века Люк Скайуокер был главным героем саги, и лишь спустя много лет стало ясно, о ком снята эта сказка. Но сейчас мы об этом тактично умолчим.

Пока мы видим юношу со звездолетиком на ферме. Шикарный кадр! Расстреляйте меня из AS-AT, но это один из самых удачных моментов саги. Маленький штрих - и образ Люка Скайуокера готов.

А далее идет типичный поворот, характерный для всех приключенческих фильмов: жил был на свете дурачина-простофиля, и вот однажды... Однажды купленный дроид прокрутил чье-то голоизображение. "Help me, Obi-Wan Kennobi...". Фраза повторяется по кругу. Кто это? Какая ей нужна помощь? Кто такой Оби-Ван? Не знает зритель, не знает Люк, не знает Трипио. Вот она - интрига, двигатель сюжета...

Зато кое-что знает дядя Оуэн. Но он не намерен раскрывать тайны - любые разговоры об отце Люка находятся под запретом. У Станиславского есть такая фраза: "Если на сцене висит ружье, оно обязательно должно выстрелить". Если в начале саги говорится об отце персонажа, значит, образ отца еще сыграет свою роль. И ружье обязательно выстрелит! Очередной, самый "огнестрельный" перевертыш Лукаса...

Одинокая фигура на закате. Божественный Джон Уильямс. История только начинается. И одному только Лукасу известно, что ждет впереди этого юношу.

И Приключения не заставляют себя долго ждать. Стремительный спидер летит на поиски сбежавешго дроида. За ним следят фигуры песчаный людей. И по традиции герой сразу же попадает в неприятности. Но зритель знает - в начале фильма главных героев не убивают.

И тут по всем законам жанра сказки появляется волшебная фея. Загадочный Оби-Ван Кенноби спасает незадачливого юношу, рассказывает ему массу интересного и дарит волшебную палочку.

О, этот световой меч! Манящее и таинственное оружие. Сине-зеленый светящийся клинок, гудящий звук лезвия. Чудо, добытое со дна старого сундука. Еще одна любимая "фишка" Лукаса - возвышенное рядом с обыденным. (Помните - великий воин в облике зеленого человечка, варящего суп из корешков; романтический поцелуй во время починки ржавого корабля, находящегося в желудке гигантского ящера).

И вновь мы возвращаемся к имперскому командованию. Сидящие с кружок моффы обсуждают политическую обстановку. Их главная надежда - громадная "Звезда смерти". Супероружие, уничтожающее целые планеты. Ну куда же в фантастическом фильме без супероружия! Это ведь куда как надежнее, чем таинственная Сила, о которой вообще мало кто знает, включая зрителей.

Продемонстрировать Силу берется сам Дарт Вейдер. В гробовой тишине темной залы слышен лишь размеренный хрип его респиратора. Шикарная пауза! С Дартом Вейдером шутки плохи...

И внезапная трагедия - как необходимый элемент саги. Родные Люка погибли. "Сирота" покидает родину. Классическая схема сказки: дом, дальняя дорога, казенный дом, столкновение со злом, победа добра и пир на весь мир. Но до хэппи-энда еще далеко.

Тем более, что зло пока торжествует. В камеру Леи влетает дроид со шприцем. Зрителю тоже надо иногда щекотать нервы. Особенно если не показать, что происходит на самом деле - так страшнее.

Мы видим Мос-Айсли. Опасное место, сборище негодяев и лучших пилотов. Обратите внимание на то, как создается атмосфера космопорта. "Восточные" улицы, по которым в рассыпную бегают маленькие "кенгурята", злобный дроид кулаком убивает летящую механическую тварь, с громадного "верблюда" падает джава и болтается на уздечке...

И не пройдите мимо "майнд-трика" Оби-Вана. Ну как же без волшебства? Сила, брат, - великая вещь.

И, наконец, кантина. Сцена с перепалкой пьяницы-уголовника с главным героем была во всех первоначальных версиях сценария и почти без изменений дошла до Оригинальной Трилогии. Удачный прием.

Итак, короткое знакомство с криминальными кругами Галактики привело героев в док №94. Где их ждал потрясающе ржавый корабль. Самая быстрая в Галактике колымага - летающий бутерброд с оливками!

Но скепсис зрителя был вознагражден. "Тысячелетний Сокол" ворвался в Гиперспейс. Всего мгновение - и кораблик исчез в гиперпространстве.

Альдераан должен быть уничтожен. Вот так. А вы думали, Лукас шутки шутить пришел? Да нет. Сказано ведь "Звездные войны". А война подразумевает под собой миллионы человеческих жертв. И мирная красивая планета разлетается на миллиарды астероидов. Прощай, Альдераан.

Вот и настало время поговорить о Силе. Первый урок религии джедаев дает Бен Кенноби. "Почувствуй Силу, Люк". Почувствуй зависть, зритель! У тебя нет такого меча, и ты не умешь драться с закрытыми глазами. И тут ты понимаешь, насколько далеки джедаи от народа...

И вот вам доказательство. Сила-силой, но силу притяжения никто не отменил. Это вам не звуки взрывов в космическом пространстве - тут законы физики полностью соблюдены. Громадная станция притягивает к себе "Сокол". Герои попадают в ловушку.

Но разве такая мелочь как боевая станция остановит отчаянных борцов за свободу Галактики? Конечно, нет. Из любой безвыходной ситуации в кино всегда находится выход. На то оно и кино.

Бен Кенноби уходит, бросив на прощанье "Сила будет с тобой всегда, Люк". "Джедай к нам больше не вернется" - так можно назвать прощальный взгляд того, кто был когда-то Оби-Ваном. И дверь закрылась. Прощай, Бен.

А вот заточенную в "темницу" принцессу надо спасать - это и миноку ясно. Незадачливый зритель без труда рисует себе картину хэппи-энда: светловолосый юноша и длинноволосая принцесса найдут друг друга, буду жить долго и счастливо... При втором просмоте саги сцена спасения Леи смотрится уже совсем по другому.

Тем более что спасение оказалось весьма экстремальным. Сцена с мусорным отсеком - безпроигрышный "киношный" вариант. Здоровая насмешка над героизмом борцов против империи и медленно сдвигающиеся стены, остановленные в последний момент.

И снова голливудские штампы: в перестрелке "наших" с "не нашими" погибают исключительно последние, а главные герои под перекрестным огнем не получают ни одной царапины. И еще один типичный приключенческий штрих - тарзанка, на которой Люк и Лея перепрыгивают через пропасть. Уж сколько раз на этом в кино "ездили", а все равно смотрится хорошо.

Но Голливуд заканчивается и начинаются "Зездные войны". Дарт Вейдер и Оби-Ван встретились. Наконец-то светящиеся клинки скрестились в бескомпромиссном бою! Манящий поединок, диалог учителя с учеником... И смерть джедая, которая сделала его еще сильнее. Странная смерть. Похожая на самоубийство с улыбкой на лице.

И нет времени на слезы. Бой в космосе - это и есть "звездные войны". Пальба, взрывы, восторженные крики - батальные сцены красивы и впечатляющи. В конце фильма нас будет ждать еще один бой. А пока "Тысячелетний Сокол" исчезает с мониторов имперцев. "Наши" победили? А вот и нет. На этот раз все дело в том, что их просто-напросто отпустили. Ну, а как же без "перевертышей"?

На Явине готовятся к атаке "Звезды смерти". Последний бой - он трудный самый! Счет идет на минуты, а потом на секунды... Явин медленно выползает из-за кромки звезды. Напряжение нарастает. Истребители взрываются один за другим, будоража воображение пусть не научными, но зато впечатляющими звуками.

Как черт из табакерки в самый последний момент на голову сваливается Хэн Соло. И в последнюю секунду Люк попадает торпедой в шахту. И, конечно же, попадает в нее "в слепую". А как же иначе? Джедай ведь...

Ну вот, враг повержен, повстанцы ликуют. Традиционная "сцена без слов" с награждением победителей. Полный хэппи-энд? Как бы не так! И здесь нас ждет очередной лукасовский "перевертыш". Следующий эпизод начнется со слов "для повстанцев наступили тяжелые времена"...

Nash Brik
К слову: Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции журнала, его читателей и уважаемого господина Дж.Лукаса.

Идея и поддержка ©
Техническая поддержка: serduk.org.ua
DeadMorozz © was here ™ | Собрано ручками | FAR forever.