Новости | История проекта | Редакция | авторы | Хотите написать статью? | Ссылки | Гостевая  
ГАЛА-НОВОСТИ
КОМЛИНК
Гиперспейс
Выше звезд
БИБЛИОТЕКА
НАШИ ГЕРОИ
ПРО-ОБРАЗЫ
Точка зрения
ГОЛОКРОН
КОЛОНКА R2D2
КАНТИНА

Библиотека

О слэше серьезно

На этот раз в нашей Библиотеке состоится литературный сeминар, посвященный вопросам фан-творчества. Тема фанфикшена слишком обширна, чтобы охватить ее в одном номере. Поэтому мы остановимся на самом неординарном и скандальном ее проявлении. Это СЛЭШ. Если вы до сих пор уверены, что детей приносит аист, не читайте нашу статью - она покажется вам нудной и неинтересной. Но если вы краснеете при слове "афродизиаки", не спешите убегать с этой странички - специально для вас мы избавились от подобной терминологии и избежали откровенных сцен. Эта статья - попытка культурологического осмысления такого феномена, как слэш. Беспристрастный взгляд со стороны взрослых людей, не претендующих на нахождение абсолютной истины.

Культуру фан-движения при известных оговорках можно отнести к понятию субкультура. Группа людей, объединенная любовью к какому-нибудь художественному произведению, создает свой собственный культурный пласт, с особым языком, манерой поведения, системой ценностей и творчеством. Поклонники Толкиена, Гарри Поттера и "Звездных войн" - самые распространенные представители такой субкультуры.

Но как и в любом другом обществе, в фэндомах возникают свои "отщепенцы", начинающие отвергать или высмеивать нормы и ценности своего культурного мира. Контркультура отстаивает свою, альтернативную систему ценностей, эпатируя и противостоя господствующей. В ХХ столетье это была молодежная культура (хиппи, панки и пр.), в фан-тусовке ниспровергать привычное начал слэш.

Впрочем, феномен слэша гораздо шире. Настолько шире, что пока никто не может дать однозначного ответа, что это такое. А главное - зачем.


Справка

Слэш фактически представляет собой подраздел фанфикшена, описывающий романтические и/или эротические отношения между лицами одного пола, которые в исходном произведении считаются гетеросексуалами. Зародился этот жанр приблизительно в 50-х годах ХХ века в Соединенных Штатах. Но именно за последнее десятилетие слэш, как явление, приобрел наибольшую популярность и распространение. Однако, как и фанфикшен в целом, слэш ограничивается существованием в рамках Всемирной паутины.

Как правило, слэш пишется по тем же самым произведениям, что и обычные фанфики. Это могут быть известные сериалы (например, "Секретные материалы"), фильмы ("Горец", "Звездные войны"), литературные произведения ("Властелин колец", "Гарри Поттер"). Кроме того, существует, так называемый RPS - real person slash - слэш, описывающий отношения между реальными (более-менее знаменитыми) личностями.

В основной своей массе слэш пишется (да и читается тоже) женщинами. Происхождение этого явления и причины, заставляющие авторов писать слэш, - вопрос очень сложный и до конца не выясненный. На этот счет имеется много зачастую противоречащих друг другу версий. В первую очередь, авторами и читателями, конечно, движет стремление взглянуть на исходное произведение с другой, и даже настолько провокационной, точки зрения.

Как правило, слэш пишется по произведениям, где присутствуют два симпатичных привлекательных героя (очень важно наличие определенной харизмы) с неочевидной сексуальной ориентацией и со сложными взаимоотношениями. Кроме того, в исходном произведении практически полностью обходится вниманием личная жизнь персонажа, что и дает определенный простор для фантазии. Еще одной причиной возникновения слэша можно назвать отсутствие в основном сюжете яркого женского персонажа, несущего смысловую нагрузку. Если женские персонажи и присутствуют, то, как правило, они лишены ярко выраженной сексуальности.

Бытует мнение, что слэш это что-то грязно-порнографическое, уродующее смысл произведения. На самом деле это далеко не так, или, точнее сказать, не всегда так. Как говорится, "не так страшен слэш, как его малюют". В лучших примерах фанфиков подобного рода упор чаще всего делается именно на любви и человеческих взаимоотношениях, сексуальные же сцены не являются основой повествования, они, как правило, упоминаются в общем контексте, как художественный прием. Впрочем, авторы и произведения встречаются разные.

Поэтому все слэш-сайты на заглавной странице публикуют warning, предупреждающий о содержании сайта. А перед каждым рассказом можно найти краткое описание и рейтинг.

Для слэша применяется та же система рейтингов, что и для всей эротико-порнографической продукции в целом. Рейтинг NC-17 указывает на то, что рассказ можно читать только с 18-ти лет, рейтинг R - можно читать детям до 18-ти с разрешения родителей. Рейтинг PG-13 обозначает, что произведение можно читать детям с 13-ти лет. Существует еще рейтинг G, но он редко указывается, так как обозначает, что произведение подходит для любой аудитории, включая детскую.

Вообще, разнообразие слэша в Интернете просто огромно. Есть рассказы высочайшего литературного качества, а есть чистой воды графоманство. Иногда встречаются очень тонкие психологические произведения, заставляющие задуматься о серьезных вещах, а подчас можно столкнуться с откровенной пошлятиной. Как и любой фанфикшен, слэш может быть и бывает очень разным. В целом же слэш - это всего лишь одна из форм литературной игры, позволяющая взглянуть на исходное произведение в неожиданном ракурсе.

Stella

Мы все донельзя хорошо воспитаны. Мы моем руки перед едой, бросаем фантики в урну и переходим улицу только на зеленый сигнал светофора. И мы, конечно же, не позволяем себе вслух говорить о том, о чем говорить не принято. И не приведи Сила кому-нибудь узнать, о чем мы иногда думаем. А ведь психологами доказано, что мысли на "запретную" тему есть у всех здоровых людей. Но говорить вслух все-таки не принято. И думать вроде тоже нехорошо. Так что мы изо дня в день одергиваем сами себя: "Я не буду думать об этом, потому что это неприлично". Мысли назойливо лезут в голову, вокруг, кажется все напоминает что-то совсем не то, но мы все рано стараемся не думать...

"Проклятье. Я не буду об этом думать, я же обещал себе. Интересно, кто больший идиот - Люк из-за своей увлеченности этим дурацким крестовым походом или я из-за того, что я просто хочу, чтобы он бросил все и улетел со мной, в целости и сохранности? Я как-то предложил ему это, еще до того, как он внезапно стал большим героем. И внезапно (видимо, только для меня, заметьте) я был там, я летел рядом с ним, все глубже влипая в то, чего всегда стремился избежать. И я не имею в виду Восстание..." *

Тема однополой любви - особая тема. В культуре ХХ века получившая особенное распространение. Взаимоотношения двух мужчин, переведенных из плоскости дружбы в плоскость телесного влечения, форсмажорные обстоятельства, в которых вдруг, совершенно неожиданно можно проявить психологию героев. Взаимоотношения людей - это, как ни странно, самое интересное, что есть в слэше.

Кстати. В "Звездных войнах" почти нет женских образов. В Оригинальной трилогии вообще кроме Леи есть только эпизодические пожилые МонМотма и тетя Беру. В приквелах женские лица хотя бы изредка мелькают. Да и сама тема любви развита несколько однобоко. В ОТ куда как больше времени занимает вопрос отеческой и сыновьей любви, чем взаимоотношения Лея-Хэн.

Слышала такую мысль, что вся советская культура по своей сути гомосексуальна: бесконечные съезды партии и посиделки на кухне, пионерские лагеря и лагеря политические. А роль женищны в советской жизни была совсем не-женской. Я уже не говорю о Древней Греции. В Спарте вообще половые отношения с противоположным полом казались чем-то постыдным. Зато платоническая любовь (а изначально в этот термин действительно вкладывалось далеко не "возвышенное" понятие) была в ходу и считалась нормой.

Так что в такой ситуации диктата мужского начала над женским появление нетрадиционных любовных связей уже не кажется таким уж нелогичным. И в конце концов, если однополая любовь существует на планете Земля, то почему он не может существовать и в Далекой-далекой Галактике?

"Люк, возможно... проклятье, я не собираюсь об этом думать... Ведь я всего лишь человек. И она меня любит, правда?"*

Правда-правда. Хэн любит Лею, Лея любит Хэна и все замечательно. "Звездные войны" продолжаются. Никто не претендует на изменение хода истории. Это была всего лишь очередная "точка зрения" автора.

Это всего лишь шутка, хулиганство поклонников саги. Игра. Детская игра взрослых в любимых персонажей кино и литературы. Зачем? А зачем люди рассказывают анекдоты? Почему употребляют нецензурные выражения? Почему нас так беспокоют вопросы секса?


С точки зрения медицины

Не так давно само слово "секс" являлось запретным, а "Камасутра" - ругательством. Сейчас времена изменились и маятник качнулся в противоположную сторону: об интимной стороне человеческих отношений говорят все, кому не лень - и, что самое печальное, не всегда правильно. Теперь даже ребенок в детском саду знает, что дяди и тети делают "это", но даже подростки имеют весьма смутные представления о том, что такое презерватив. "Слэш" занял определенную нишу, имеет свой круг читателей: и я не думаю, что это плохо.

Продолжение рода - главное "дело" любого живого существа, и человек не является исключением. Большинство древних культур считало мужские и женские "достоинства" предметами гордости, а отнюдь не стыда, а любовные игры описывались литераторами со времен изобретения письменности. Современный человек - не исключение.

А что касается того, что слэш пишут (и читают) большей частью женщины... Мир "голубых" замкнутая система, в которой женщинам нет места. Естественно, что мы интересуемся: чем же этим Адамам так не угодила вторая половина человечества? Да и вообще, чем гомосексуалист отличается от "нормального" мужчины? Вы можете задать встречный вопрос: "Почему же тогда столь мало материалов, где описывается любовь женщины к женщине?" Все потому, что мужчины, которым это гипотетически интересно, предпочитают отрицать проблему. Может, их самолюбие уязвляет сам факт наличия женщин "не для них"? Оправдание, что лесбиянок меньше, чем "голубых" критики не выдерживает: лишь небольшой процент "сексуальных меньшинств" реально не способен получить удовольствие от связи с противоположным полом, остальные в той или иной степени являются бисексуалами, а часть - и вовсе извращенцами, которым нравится не однополый секс, как таковой, а именно унижение, страдание партнера. Ведь не секрет, что мужчины не считают гомосексуалистов, а тем более пассивных, равными.

Писать о сексе, даже нетрадиционном - не извращение, и читать написанное - тоже. Патология начинается тогда, когда чтение слэша или просмотр порнофильмов становится ЕДИНСТВЕННЫМ способом получения сексуального удовлетворения. Вот тогда пора к врачу!

Лисса

Такое уж это существо - человек. Ну не может он отрешиться от своего телесного начала и стать исключительно "духовным". Воспитание, мораль, религиозные догмы ограничивают человеческие страсти. Но человек все же остается человеком. А любые ограничения всегда оборачиваются обратной стороной медали. Если у кипящего чайника заткнуть носик, то пар разорвет его на части, и мы останемся без чая. Но если дать излишней энергии уйти, то и кипяток вам будет обеспечен, и посуда останется целой.

Человек это понимал всегда. И именно поэтому в древние времена во время празднования дня урожая, жители Эллады устраивали вакханалии, а в годы средних веков в Европе наряду с официальной церковной культурой, существовала культура неофициальная, карнавальная.

Рано или поздно все, что казалось серьезным, важным и значащим, превращалось в фарс - насмешку, снижение, иронию. Причем обязательно в гипертрофированном виде.

Итак, "Звездные войны". Кодекс джедаев, война добра и зла, лица героев и зловещие тени врагов. И вот уже над головою Лукаса появился нимб, на иконах - лики Квай-Гона и Люка Скайуокера. Под хоралы Джона Уильямса поклонники саги идут в джедаи и клянутся хранить мир в Галактике. Так все серьезно и официально. Хоть бригаду санитаров вызывай...

И чтобы такого не случилось, надо уметь смеяться над самим собой, и над тем вымышленным миром, который мы сами себе (на чужой закваске) создали. Высмеять, чтобы вернуться в реальный мир и полюбить мир иллюзий еще больше.

Например, взять да и собрать всех-всех героев в одном месте - вымышленной школе джедаев**. Персонажей приквелов и ОТ, джедаев, ситхов, контрабандистов и даже гунганов и поделить всех на учеников и учителей. А о чем думают нормальные школьники-подростки? Правильно, "sex, drugs, rock'n'roll". И никаких уроков, никакого отбоя после десяти! Выпить, оттянуться на дискотеке и потакать своей молодецой похоти - вот чем предпочитают заниматься ученики такой школы.

Высмеивание, стеб и в хорошем смысле надругательство над ценностями Дж.Лукаса. Это как подрисовать рожки и усы к портрету выдающегося деятеля в школьном учебнике. Смеяться над собой надо уметь.

Кстати, если вы все еще уверены, что низвергать "чистые" взаимоотношения героев саги в ранг стёба неэтично, посмотрите на кадры фильма чуть внимательнее. Помните сцену с поцелуем Хэна и Леи? А помните, где она происходит? В желудке гигантского чудовища, во время починки сломанного корабля. Я уже не говорю о такой мелочи, как кольцо астероидов и неприятельские истребители вокруг. А в какой ситуации происходит признание Энакина и Падме? На входе на ринг Геонозиса, за пять минут до начала их абсолютно карнавальной казни.

Так что "чистоты", "возвышенности" и "сентиментальности" у Лукаса тоже не так много. В свете всего перечисленного сцена объяснения Хэна и Люка в Школе джедаев** - когда их весьма откровенный, но при этом почти невинный разговор прерывает невесть откуда явившийся Джа-Джа Бинкс - смотрится вполне адекватно.

Если у Лукаса прекрасное соседствует с обыденным, то здесь насмешка уступает место серьезному. И действительно - у ребят очень много проблем.

"Скайвокер шмыгнул носом, и устало шлепнулся на землю, привалясь спиной к нагретому солнцем камню. Закат окрасил небо в розовый цвет с золотистыми переливами облачков, но он ничего не видел. Какое какой-то жалкий закат имел значение по сравнению с его нечеловеческим горем? Люк всхлипнул, слеза опять скатилась по щеке, он вытер ее рукавом белой джедайской робы. Почему это произошло с ним? Ну почему, почему, это произошло именно с ним? Раньше, великая Сила, у него была надежда. Пусть он не интересуется другими парнями, но он хотя бы, хотя бы мог, ну в принципе мог бы, вдруг, чудом полюбить его, Люка, хотя бы как своего единственного друга. Тот факт, что Хан, оказывается, с большим удовольствием предпочитает вокруг всех, кроме него выбил Люка из колеи совершенно" **.

Замените имя Люк Скайуокер на Петя Иванов или Ваня Петров - и вы получите трогательную зарисовку мыслей обычного подростка. Период взросления - это мучительный этап в жизни человека, многократно описанный в художественной литературе. Века меняются, а проблемы у юношей все те же. А уже не говорю о лирично-ироничном художественном описании этих мыслей.

Еще одна тема, которую нельзя не затронуть, говоря о слэше и подобным ему явлениям. Это насилие и жестокость. Агрессия - одна из неотъемлемых сущностей человека. Начиная с фильмов Тарантино и заканчивая "Заводным апельсином" Бёрджеса и Кубрика.

Зачем художники изображают боль, унижение, насилие? Это не только отображение нашей действительности, это и способ выплеснуть из себя свое "животное" начало. Вот таким вот совершенно безобидным образом - через художественное произведение. Изобразить "Темную сторону" самого себя и прямо, без страха посмотреть ей в глаза. И навсегда избавиться от своей внутренней агрессии.

Сейчас я говорю о том, что читать, в общем, особенно никому не рекомендую. Самый "крайний" вариант слэша, с самым "жестким" рейтингом, способен произвести впечатление даже на самые крепкие нервы.

Не скажу, что после прочтения слэша кардинально меняется восприятие оригинала - в отношение "Звездных войн". Лично у меня этот номер не проходит. Словом, как и после обычных фанфикшенов. Однако... Однако, если напрячь воображение, то малоизвестная и таинственная фигура забрака вдруг предстает совершенно в ином свете ***. Из необъяснимого адепта зла персонаж превращается в униженную и измученную фигуру, подвергающуюся истязаниям только потому, что забрак - не человек. Отрицательный персонаж превращается в жертву. И в поединках Квай-Гон - Дарт Мол и Дарт Мол - Оби-Ван исход воспринимается теперь иначе.

Красно-черный монстр умирает, не успев отомстить своему Учителю. Цель жизни так и не была достигнута. А зло будет торжествовать еще не один десяток лет. Насилие, боль и страх замыкаются сами в себе. Грустная история.

Что можно сказать напоследок? Каждый из нас - свободная личность, и имеет право думать, делать и любить то, что ему нравится. Или не думать, не делать и не любить того, что не нравится. В любом случае выбор - за вами. И если вы наткнулись в сети на грамотно оформленный ресурс, где расположены материалы, противоречащие вашему мировоззрению - покиньте эту страничку и идите на другой сайт. Кто бы что ни сказал, и ни написал - жизнь будет идти своим ходом. И, как говорится на одном русскоязычном слэшевом ресурсе, "ничего плохого с этим миром не приключится".

Автор статьи - Nash Brik

* A PIACERE Cara J. Loup (http://www.elusive-lover.de) Вольный перевод с английского - Тамаррион с Призрачного Тамариска. Опубликовано на сайте http://fanfiction.boom.ru.
** ШКОЛА ДЖЕДАЕВ Анхесенпаатон Ра. Опубликовано на сайте http://www.obicatslash.narod.ru
*** Речь идет о слэше "Третья сторона Силы" Agathe Kree.


В материалs "Библиотеки" предыдущих двух номеров "Круга Силы" вкралась досадная ошибка. Писателя Р.А. Сальваторе, разумеется, зовут Роберт, а не Рэй. Благодарим за своевременную подсказку Алекса Спейда.

К слову: Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции журнала, его читателей и уважаемого господина Дж.Лукаса.

Идея и поддержка ©
Техническая поддержка: serduk.org.ua
DeadMorozz © was here ™ | Собрано ручками | FAR forever.