Новости | История проекта | Редакция | авторы | Хотите написать статью? | Ссылки | Гостевая  
ГАЛА-НОВОСТИ
КОМЛИНК
Гиперспейс
Выше звезд
БИБЛИОТЕКА
НАШИ ГЕРОИ
ПРО-ОБРАЗЫ
Точка зрения
ГОЛОКРОН
КОЛОНКА R2D2
КАНТИНА

точка зрения

Орден джедаев. Хорошо забытое старое.

Одним из самых ярких элементов киносаги "STAR WARS" несомненно, является могущественный орден рыцарей джедай - таинственный и неоднозначный. Создатели фильма показали нам лишь незначительную часть того, что именуется орденом, но и этого хватило для того, чтобы взбудоражить умы тысяч романтиков по всему миру и дать пищу для размышлений. Ведь несмотря на то, что "Звёздные войны" являются фантастикой, любая фантазия автора имеет отражение в нашем мире. Так всё-таки, с кого же Лукас "срисовал" джедаев?

В первую очередь следует разобраться с понятием "рыцарь". Само слово происходит от немецкого "ritter" - аналог английского "rider" - всадник. Издревле рыцарем считался тяжеловооружённый всадник, элитарный воин, живущий военным ремеслом. Такое понятие зародилось в Европе в раннем средневековье с зарождением феодализма. Причём свои аналоги европейские рыцари имели и на Руси, и на востоке в Азии, и в далёкой Японии. Выделяясь в особое военно-политическое сословие, получая земли и привилегии, рыцари создали самобытную культуру, традиции и обычаи. Хотя в большинстве своём это были обыкновенные вояки, люди своего времени, часто приносящие своим подданным больше вреда, чем внешние враги. В XI веке термин рыцарь приобрёл новый смысл. С началом крестовых походов у европейского рыцарства появилась одна общая цель, помимо бесконечных междоусобиц. Именно в это время и создаются первые рыцарские ордена, рыцарь из помещика-феодала превращается в дисциплинированного и преданного бесстрашного стража на защите интересов и высших идей. Рыцарь становится образцом для подражания, примером доблести, отваги и чести, добровольно отказавшимся от себя ради других, а также не феодалом - одиночкой, но членом военного братства с определёнными правами и обязанностями. В XVII-XVIII веках с развитием огнестрельного оружия и капиталистических отношений рыцарство, как военная сила, приходит в упадок, образ средневекового рыцаря окутывается ореолом романтики и появляется третье понимание термина - галантный кавалер с прекрасными манерами, придворный угодник. Но в это время рыцарские ордена переживают свою вторую жизнь - они становятся шпионско-дипломатическими организациями, работающими на европейских монархов.

С развитием культуры и быта рыцарство стало вырабатывать свой кодекс чести, в Европе так и не задокументированый, в Японии же знаменитый рыцарь - самурай Тайра Шигесуке в XV веке написал кодекс самурая "Бусидо" (Путь воина). В феодальной Японии выработался очень своеобразный тип рыцарства, самураи были беззаветно преданы своему клану (ордену), а позже - хозяину Сёгуну, и готовы были пожертвовать ради интересов своего господина, а также ради своей чести даже собственной жизнью.

Таким образом, анализируя всё выше сказанное, мы видим, что орден Джедай своими целями и методами напоминает европейский рыцарский орден на переломном периоде перехода от военной к дипломатической функциям.

Запад

Когда в XI веке мусульмане захватили Иерусалим, христианская церковь, увидев возможность освободить Гроб Господень и наложить лапу на сокровища Востока, призвала европейское рыцарство на помощь, организовав крестовые походы. Уже после первого похода, закончившегося захватом Эдессы, Антиохии и в 1099 году взятия Иерусалима, в Европе при поддержке церкви основываются первые рыцарские ордена: Госпитальеров-Иоаннитов, Тамплиеров и Святой Девы Марии Тевтонской. В период между 1100 и 1300 гг. возникло 12 духовно-рыцарских орденов, которые превратились в своего рода ударные отряды папства, использовавшиеся в борьбе против мусульман и язычников. Рыцари-монахи своей дисциплиной и организованным ведением боя выгодно отличались от светских рыцарей, воюющих каждый ради своей славы и интересов. В своём панегирике аббат из Клерво противопоставлял холеному и расфранченному светскому рыцарю простого монаха-орденца, не заботящегося о своей внешности и манерах, зато ведущего праведный образ жизни, воюющего за Христовы идеалы, ставящего превыше всего служение Богу. Хотя Джедаи не являются монахами.

Русское слово "орден" происходит от английского "order" и означает "порядок", "закон". То есть, это упорядоченная организация с чёткой иерархией и определёнными целями. Орден Джедай также подпадает под эту характеристику. Впоследствии почти все рыцарские ордена отошли от аскетических принципов монашества, превратившись в привилегированную зажиточную касту. Орден джедаев напротив, обладая значительными средствами и привилегиями, никогда не выставлял своё богатство напоказ и использовал финансы исключительно на пользу общему делу. Это видно и по грубым робам как падаванов, так и магистров, и по минимальному убранству Храма ордена, его внутренних помещений, и по отсутствию какой либо собственности у рыцарей, кроме необходимого снаряжения. Даже космические истребители джедаев предельно малы и не имеют даже собственного гипердрайва.

Изначально рыцарские ордена основывались именно на принципах аскетизма, все средства вступающего в орден переходили в распоряжение организации. Например, устав рыцарей-тамплиеров предписывал каждому рыцарю спать в отдельной, скупо обставленной келье с железной кроватью, в походе ему полагалась палатка из грубого сукна и без поддона.

Духовно-военные ордена всегда имели лицо общей организации, а не отдельных героев. Членов ордена всегда можно было заменить, гораздо сложнее заменить или возродить идею. В битве под Газой в 1244 г. погибло и было взято в плен 312 тамплиеров, 325 госпитальеров и 397 тевтонцев, а в орденах осталось соответственно 36, 26 и 3 рыцаря.

Еще много раз военно-монашеские конгрегации терпели фиаско и возрождались вновь. В разных формах и видах, насколько невероятным это ни покажется, они дожили до конца XX в., приспособившись к изменившимся в корне условиям и трасформировавшись в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

Каждый рыцарский орден основывался с определённой целью служения обществу.

По замыслу создателей Ордена Соломонового Храма (Тамплиеров), орден должен был охранять хлынувших в Палестину после победы крестоносцев паломников, в первую очередь все дороги из Яффы в Иерусалим. Это монашеское братство и было задумано изначально как военная организация, клятва рыцарей которой гласила:

"Я, имярек, рыцарь ордена Храма, клянусь Иисусу Христу, моему господину и повелителю, и преемнику князя апостолов, суверенному Папе и его наследникам в постоянной верности и послушании. Клянусь, что я не только словом, но и оружием, всеми своими силами буду защищать таинства веры... Обещаю также повиноваться великому магистру ордена и быть послушным, как того требуют уставы... В любое время дня и ночи, когда будет получен приказ, клянусь переплыть все море, чтобы сражаться против неверных королей и князей..."

В 1128 г. были приняты статуты ордена рыцарей Храма, которые в течение XII-XIII вв. дополнялись и расширялись и в конце концов превратились в объемистый документ, полный текст которого - с него сделали всего несколько копий - знали только высшие иерархи. Предписания по сохранению орденской тайны и процедуры приема в тамплиеры призваны были, по замыслу руководства ордена, поддерживать строжайшую дисциплину и формировать элитарное самосознание. Костяком идеологии рыцарства далёкой-далёкой галактики - рыцарей Джедай так же был Устав - Кодекс, охватывающий все сферы жизнедеятельности.

Со временем рыцари тамплиеры превратились во влиятельную и богатую финансовую организацию, в сущности - первый международный банк. Именно тамплиеры ввели в обиход банковские чеки и векселя, которыми пользуются и поныне. Орден превратился в самостоятельную полинациональную организацию, не подчинявшуюся ни светским, ни духовным властям и отчитывались только перед курией. Из-за этой политической ситуации, а также из-за их баснословного богатства французский король Филипп Красивый обвинил орден в ереси и дьяволопоклонстве, и подкупленные епископы предали тамплиеров анафеме, после чего имущество ордена во Франции было разграблено. Но орденские дома в других государствах не подверглись гонениям и продолжали свою деятельность, сменив лишь название.

Орден занимался не только военной деятельностью, он всячески поддерживал развитие науки и техники. В Португалии храмовники были оправданы судом, и в 1318 г. изменили свое название, став рыцарями Христа. Под таким названием орден сохранился до XVI в. Васко да Гама, например, был рыцарем ордена Христа, а принц Генрих Мореплаватель - его великим магистром. Португальский принц никогда не плавал, но на средства ордена Христа основал в Сагрише обсерваторию и мореходную школу, способствовал развитию кораблестроения в Португалии. По его инициативе были снаряжены океанские экспедиции Г. Кабрала, А. Кадамосто и др., открывшие острова Азорские, Зеленого мыса, Бижагош, обследовавшие реки Сенегал и Гамбия. Корабли ордена плавали под восьмиконечными тамплиерскими крестами. Под этими же флагами каравеллы Христофора Колумба "Санта-Мария", "Пинта" и "Нинья" пересекли Атлантический океан и достигли острова Сан-Сальвадор на Багамском архипелаге. Кстати сказать, сам великий первооткрыватель Америки был женат на Фелипе Мониз Перестрелло, дочери сподвижника Генриха Мореплавателя, рыцаря ордена Христа, который передал ему свои морские и лоцманские карты.

Орден рыцарей госпитальеров-иоаннитов (названый в честь госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского) был основан с благотворительной целью помогать паломникам в Палестине, давать им приют и медицинский уход. Вступившие в орден давали три монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. Около 1120 г. глава иоаннитского братства французский рыцарь Реймон де Пюи принял титул великого магистра и издал первые статуты ордена. При нем монастырские начала отступают на второй план и орден начинает приобретать тот вид, в котором он просуществовал до конца XVIII в. Главной становится обязанность воевать с оружием в руках. Идеологическим же оправданием такого поворота служило само средневековое понятие благотворительной деятельности, включавшее и защиту паломников от нападений, и даже борьбу против мусульман и язычников.

Символом иоаннитов стал восьмиконечный белый крест, концы которого символизировали восемь орденских добродетелей: жизнь в истине, веру, раскаяние, смирение, справедливость, милосердие, искренность, терпение. Штаб-квартира организации располагалась в большом госпитале в Иерусалиме, построенном по образцу и подобию больницы Вседержителя в Константинополе. В Акре, Тире, Антиохии и других населенных пунктах находились отделения ордена госпитальеров, так называемые орденские дома, в которых размещались рыцарские гарнизоны и госпитали. После падения иерусалимской резиденции центр организации переместился в Акру.

Вот некоторые примеры благотворительной деятельности ордена: в 1170 г. его главный госпиталь располагал более чем двумя тысячами коек, больные и раненые получали безвозмездную помощь, три раза в неделю для бедняков устраивались довольно обильные горячие обеды, которыми кормили бесплатно. Специальные больницы создавались для лечения различного рода болезней, и четыре врача-специалиста лечили пациентов. Принадлежавший госпиталю воспитательный дом обеспечивал надежный приют для подкидышей и грудных младенцев. Было открыто и гинекологическое и акушерское отделение, родителям новорожденных выдавалось приданое для младенцев. Вне зависимости от ранга пациента все госпитальные койки, больничные халаты и белье были одного качества, все больные и раненые получали равные порции пищи, как говорится из одного котла. Позже орден перенёс свою штаб-квартиру на остров Мальта, после чего стал именоваться Мальтийским орденом. На Средиземноморье рыцари имели довольно внушительный флот и боролись с турками, а так же успешно уничтожали пиратов.

Орден мальтийцев-госпитальеров с успехом функционирует и в наши дни, занимаясь благотворительной деятельностью по всему земному шару. Но рыцари Мальтийского ордена - могущественные и весьма влиятельные мужчины и женщины - занимаются не одной только благотворительностью.

Современный орден госпитальеров имеет прекрасные возможности для участия в различных секретных операциях, организуемых западными спецслужбами через Ватикан или непосредственно через мальтийских рыцарей. Будучи во многих отношениях (по крайней мере, на первый взгляд) филантропическим братством, орден в то же время является весьма удобным каналом связи между ЦРУ и Ватиканом. Многие из высокопоставленных офицеров ЦРУ были и являются рыцарями Мальтийского ордена, например Джон Маккоун или недавно скончавшийся шеф ЦРУ Уильям Дж. Кейси. Конечно, было бы неверным да и нечестным выставлять Мальтийский орден как филиал ЦРУ. Орден остается автономным институтом, который занимается и достойной похвалы деятельностью, например благотворительностью и дипломатией.

С другой стороны, имеются и достоверные доказательства того, что "рыцари церкви" замешаны в разведывательной деятельности, причем эта часть работы ордена не соответствует официально провозглашенной политике госпитальеров. Деятельность ордена госпитальеров в средневековье и в наши времена очень напоминает работу рыцарей джедаев - не только и не столько воинов, сколько политиков и миротворцев, социальных работников и ученых.

Также в истории европейских духовно-рыцарских орденов имеет место и аналог ордена Ситхов из вселенной "Звёздных войн". Это печально известный третий крупнейший духовно-рыцарский "Орден дома святой Марии Тевтонской", он же Немецкий, или Тевтонский, возник в Палестине и Сирии гораздо позже двух других военно-монашеских организаций (в 1198 году). Основная сфера его деятельности распространялась скорее на Европу, чем на Восток, несмотря на то, что официальная резиденция гроссмейстера до 1271 г. располагалась недалеко от Акры. В 1226 году орден переехал в Прибалтику, основав город-крепость Торн (ныне Торунь), а в 1237 году соединился с Орденом меченосцев, существовавшим с 1202 года на землях современных Эстонии и Латвии. Тевтонский орден, презрев принципы христианства, принялся жестоко истреблять прибалтийские и славянские народы для того, чтобы расчистить их земли для немецкой колонизации. Имя тевтонца стало для поляков, литовцев и русских синонимом жестокости и бесчестия, наглости и глумления над самим знаком креста - символа христианства. Недаром в средние века о тевтонцах ходили слухи, что они продали душу сатане. Объединённые войска поляков, литовцев, татаров и русичей разбили войска ордена в битве при Грюнвальде в начале XV века, после чего орден потерял своё могущество и постепенно утратил влияние, хотя и не исчез совсем. В настоящее время его штаб-квартира находится в Вене.

Заканчивая разговор о европейских рыцарских орденах, я хотел бы указать на одно существенное различие их и ордена Джедай. Все вышеупомянутые ордена были монашескими организациями католической христианской церкви, а их члены - монахами. Рыцари Джедаи же - отнюдь не монахи. В первую очередь из за отсутствия у них религии, ибо их вера в Силу религией не является. Это скорее морально-философская концепция, что делает джедаев похожими на восточных монахов-воителей.

Восток

Часто философию рыцарей Джедай сравнивают с восточными философиями, в частности с даосизмом, конфуцианством и буддизмом, приравнивая, таким образом, Джедаев к монахам-воинам. В период создания первых буддистских монастырей на территории Азии была очень сложная политическая ситуация, правители сменяли один другого, и их мало заботили вопросы духовной жизни. Куда больше их интересовали земли, принадлежащие монастырям, и подати, которыми можно было эти монастыри облагать. И вот в монастырях, подобных Шаолиню, сформировалась небывалая сила - монахи-воины, богословы, с оружием в руках защищающие свою родную обитель. На первый взгляд не совместимые понятия военного ремесла и принципов гуманности и смирения в скором времени обрели философскую основу и всеобщее оправдание. В своём ремесле монахи-воины добились небывалых успехов, используя преимущества восточных философий - знания об энергетике Вселенной и человеческого организма, а также открытость мышления, не замутнённую догмами. В принципе, эти монастыри можно сравнить с европейскими военно-монашескими орденами и по структуре организации, и по методам ведения политики. Хотя от Ордена джедаев их отличает один существенный момент: воинственные монастыри всегда придерживались своих собственных интересов, практически не вмешивались в политику государства, а если и выступали открыто на чьей-то стороне - так это на стороне народа, поддерживая всяческие революции или отражая интервенции, вроде монгольской. Джедаи же всегда работали с государством, помогая поддерживать мир и порядок и в сущности являлись органом внутренней безопасности. Шаолиньские монахи делятся на две категории: первая - "хэшан" - буддийские монахи, живущие в монастыре, но не имеющие отношения к ушу (Шаолинь - это прежде всего Чаньбуддийский монастырь, о чем говорит его название - Шаолинь чань сы - Чаньский (Дзэнский) монастырь Шаолинь. Вторая категория - "усэн" - монахи-воители, которые исторически составляли костяк охраны монастыря и в действительности занимались боевыми искусствами, но никогда не занимали главенствующее положение и не диктовали военную политику.

Также многие полагают, что придумывая джедаев, Лукас многое взял и от японских самураев. В действительности же сходство это поверхностно. Рыцари Джедаи напоминают в своих миссиях странствующих ронинов (самураев без хозяина), вооружены превосходными мечами, которые в феодальной Японии считались незаменимым атрибутом самурая. Существовал даже негласный культ меча, связанный с уважением и множеством ритуалов, а кузнецов, создающих великолепные клинки, часто называли колдунами, приписывая им магические способности. Философско-религиозная база самураев, представляющая органичный синтез языческих верований Синто, конфуцианства и дзэн-буддизма, также напоминает философию рыцарей Джедай, но психология японских самураев в корне отличается от джедайской. Самураи были беспрекословно преданы своему хозяину и являлись слепыми орудиями для выполнения приказов. Им не было равных на поле боя, но они редко занимались дипломатией, и уж тем более - шпионажем, считая это занятие попросту бесчестным. Джедаи же предпочитали решать проблемы мирным путем, хватаясь за меч лишь в самых крайних случаях, они также повсюду собирали информацию, считая, что лучше предотвратить кровопролитие благодаря шпионажу, чем остановить врага в открытом бою ценой человеческих жертв. Кодекс самурая не позволял ему вступать в бой с противником, если тот уже сражается с дружественным самураем. Воин должен был дождаться исхода поединка и в случае поражения соратника продолжить его бой. Таким образом, часто битвы самураев представляли собой множество одиночных схваток. Джедаи же не смущались нападать вдвоём на одного ситха, что мы видим и в первом, и во втором эпизодах, справедливо считая, что доблестная смерть одного из них не принесёт пользы обществу, зато ускользнувший ситх наделает ещё немало бед. И Джедай никогда бы не пошёл на самоубийство лишь для того, чтоб доказать свою собственную правоту и невиновность, у самураев же обряд сэппуку был в большом почете.

День сегодняшний

Подведя итог, можно сказать, что орден рыцарей Джедай из далёкой-далёкой галактики впитал в себя западные и восточные традиции нашей истории, соединив в себе европейскую систему организации и политику, а также восточную философию и духовные и боевые практики мастеров ЦиГун и Ушу, превратившись в самобытную и уникальную организацию. И именно такой организации не хватает в нашем современном мире. Хотя все предпосылки для создания такой организации есть. Единственно правильным направлением развития общества мне видится глобальная интеграция и последующее создание общепланетарного государства. На преграде этому стоит, прежде всего, проблема взаимного неприятия мировых религий. Философия и мировоззрение рыцарей Джедай вполне способны заменить эти религии, поскольку не имеют никаких расовых и этнических признаков и не могут привести к межнациональной вражде. В нашу эпоху полного морального упадка новое воспитание молодёжи в духе рыцарских традиций способно изменить отношение к ближнему и поднять общественную мораль на существенно новый уровень. Во всём мире подорвана вера и уважение к силовым структурам общества, полицейские, милиционеры, карабинеры и прочие из храбрых и мужественных защитников общественного порядка превратились в героев анекдотов, коррумпированных воров и садистов-стяжателей. В такой ситуации примером для наших детей являются уже не защитники закона, а бандиты - богатые и респектабельные злодеи. И новый образ рыцаря-джедая, доблестного защитника общественных идеалов, наделённого впечатляющими способностями, сможет стать новым, достойным образцом для подражания. Все способности рыцарей, показанные в фильмах, возможны и в нашем мире, а их изучение и развитие выведет на современную научную арену веками забытые практики и знания наших мудрых предков. Эти знания смогут совершить переворот в медицине, психологии и социологии и позволят человечеству перейти на качественно новый уровень развития. Всё, написанное мной - реально, нужно лишь избавиться от иронии и захотеть. Хотя, это лишь моё субъективное мнение.

Автор: Сэр Эктор
Графические материалы: Старый дипломат
К слову: Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции журнала, его читателей и уважаемого господина Дж.Лукаса.

Идея и поддержка ©
Техническая поддержка: serduk.org.ua
DeadMorozz © was here ™ | Собрано ручками | FAR forever.