Новости | История проекта | Редакция | авторы | Хотите написать статью? | Ссылки | Гостевая  
ГАЛА-НОВОСТИ
КОМЛИНК
Гиперспейс
Голокрон
Библиотека
наши герои
про-образы
Откровение от Лукаса
Точка зрения
Техника на грани
Колонка R2D2
Кантина

прообразы

Орден ситхов: легенды и параллели

В позапрошлом номере журнала "Круг Силы" читатели имели возможность ознакомиться с мнением сэра Эктора о параллелях между орденами форс-юзеров из мира "ЗВ" и их аналогами в земной истории. Мне хотелось бы продолжить эту тему и поделиться своими соображениями относительно Ордена ситхов.

На форуме "Кулички" вопрос "Кто такие ситхи?" на моей памяти поднимался трижды, и, судя по ответам участников, адепты Тьмы действительно умели набрасывать покров тайны на все свои действия и на само свое существование.

Пролить свет на Темную сторону - задача не из лёгких. Как говорил один джедай,

Свет пролить на Тьму -
словно кровь
свою на землю.

Эссе, предлагаемое вниманию читателей "КС", является скорее четвертой попыткой ответить на вопрос "кто такие ситхи", чем фундаментальным анализом. По всей видимости, получить же исчерпывающий ответ на этот сакраментальный вопрос можно только одним способом - стать ситхом... но это не входит в творческие планы автора статьи :)

Из лукасовской киносаги о ситхах мы получаем крайне скудную информацию, хотя в каждом эпизоде члены этого ордена присутствуют в качестве главных действующих лиц. Лица как таковые, кстати, скрыты.

Собрав и рассортировав первичную информацию, мы получаем следующее:

  1. само название Ордена и его членов - Sith;
  2. ситхи действуют "под покровом лжи": искажение действительности - их главнейший рабочий инструментарий; в прямом и переносном смысле они скрывают лицо под маской;
  3. ритуальная маска имеет отсылку к расе древних инсектоидов - разумных насекомых;
  4. Орден ситхов сформировался как самостоятельная организация путём соединения искажённых догматов Ордена джедаев, техники контакта с Силой и магии древних инсектоидов.

Здесь мы видим целый калейдоскоп, собранный Лукасом из осколков религиозной этики различных народов Земли.

***

При рассмотрении самоназвания Sith, первое, что бросается в глаза - это видимая связь с культом древнеегипетского бога Сета, предводителя сил Тьмы, имя которого в западных языках пишется в транскрипции Seth.

Что это за божество, Сет? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, сначала послушаем египетского бога мудрости Тота:

"Как доказать мудрость? Нет ничего проще. Самым мудрым считается тот, кто умеет подчинять свои чувства велению рассудка. Разгневаться может и глупец, и мудрец, но глупец, ослепленный гневом, становится рабом своего гнева. В пылу бешенства он сам не ведает, что творит, и все его поступки ему же оборачиваются во зло. Так глупый путник, когда заупрямится его осёл, в ярости осыпает животное бранью, потом принимается нещадно бить его и забивает до смерти, после чего ему приходится плестись пешком и вдобавок нести на себе поклажу, взвалив её на плечи. Гнев его самого превратил в осла, а можно сказать, что гнев превратил его в раба, ибо переноска тяжестей - это удел рабов. Изнемогая от жары, изрыгая брань и проклятья, глупец тащит тяжесть подобно длинноухому вьючному животному. В конце концов, когда идти с грузом становится невмоготу, он бросает своё добро под куст и из последних сил добирается до города. Наутро он нанимает погонщика и приводит его в то место, где был спрятан груз - но всё уже растащили воры. Глупец лишился своего осла, своих вещей, за которыми он ездил в другое селение, и ещё надо платить погонщику, по сути, ни за что. Мудрый же, в отличие от глупца, не раб своих чувств, но их господин. Когда осёл его заупрямится, мудрый хоть и почувствует, что в сердце его закипает гнев, однако он не станет давать воли этому чувству. Даже если он очень торопится, он не будет бить осла, а даст ему отдых и, хоть потеряет на этом час времени, всё равно доберется до города раньше, чем глупец. К тому же он сохранит и своё добро, и своего осла, и не должен он будет платить погонщику, и не придется ему тащить на плечах груз, изнемогая от жажды и жары... Ослеплённый гневом может показать свою силу, обуздавший гнев являет мудрость, а значит, побеждает силу гнева".

Так вот, Сет - это тот, кто, будучи охвачен злобой, не становится слепым от ярости, а напротив, являет в этом состоянии особые свойства и могущество ума, так сказать, приобретает мудрость наизнанку, а не глупость. Это существо сильно особой силой, и победить его очень непросто. "Сет, злой бог, - писал известный религиозный мыслитель Д. Мережковский, - изображается тоже зверем, но баснословным, в природе не существующим, с тонкою, острою, умною мордочкой-клювом, воплощением не животной, а человеческо-дьявольской хитрости".

О состоянии "духа Сета" хорошо сказано в книге В. Шлахтера "Человек-оружие": "Меня, конечно, восхищает - вызывает ироническую улыбку, но одновременно и восхищает - донкихотское благородство адептов айкидо. Все-таки прекрасно звучат их принципы: погасить агрессию, парализовать злую волю противника и т.п. Только в реальной схватке - не на татами - установка должна быть одна: уничтожение и еще раз уничтожение. Только установка на уничтожение непременно приведет вас к победе. Выработайте в себе эту установку, научитесь генерировать в своей душе холодную ненависть, направленную именно на то, чтобы уничтожить противника".

Коварством Сета был погублен бог Света Осирис, которому Сет - младший брат. У Сета красное тело, волосы и глаза. Для египтян это цвет бесплодной пустыни, Красной Земли (красноватый цвет характерен для песков самой засушливой части Египта потому, что они образованы выветриванием красного гранита горы Синай), в отличие от Черной Земли, плодородной. Сет - владыка миражей и ужасов пустыни, где нет ничего, кроме страха и пустоты.

Сет - это страх и бесплодие. Пустота. "В природе не существует". Природа не терпит пустоты, а ситх делает ставку на пустоту и борется с природой. Он её переиначивает, создаёт собственную действительность, разрушая живую ткань мира.

***

Теперь о "покрове лжи", масках, сектантстве и эзотерике. В работе Л.Н. Гумилёва и Б.И. Кузнецова "Бон. Древняя тибетская религия", где рассматриваются причины противостояния между приверженцами исконной религии древнего Тибета бон и буддистами, есть интересное замечание.

Этика обща для всех теистических систем: рекомендуется делать добро, устраняться от зла, проповедовать истину и т.п. Но несмотря на то, что большинство религий трактует нравственные проблемы довольно сходно, сочетание элементов в каждой из них индивидуально и неповторимо, и самым главным из них является учение о природе добра и зла. Практическая этика в теологических системах различается в очень редких случаях и мало, однако метафизически восприятие доброго и злого, а не полезного и вредного совпадает очень редко, и то лишь в тех случаях, когда одна религия происходит от другой Демоны, враждебные основателю бонской религии Шенрабу и источнику силы жизни, "Белому свету", именуются мара, то есть обман, ложь, зло. Это указание позволяет сразу же отбросить поиски аналогий в древнеарийской религии, где зла как самостоятельной силы вообще не было, и в каноническом зороастризме, в котором злой Ариман выступает как равноценный соперник доброго Ормузда. Только в христианстве дьявол назван отцом лжи, причём его сила несравнимо меньше по отношению ко всемогуществу Бога, но бон гораздо древнее апостольской проповеди. В источниках постоянно отмечается, что бонская религия требует от последователей активной проповеди и борьбы за правду, а никак не стремления к покою, свойственного буддийской доктрине. Метафизический покой будет дарован только тем, кто активно живет здесь и сейчас, борясь со злом, представленным в виде всяческой неправды, персонифицируемой в виде демонов, меняющих обличья. "Первым предшественником Шенраба был в весьма отдаленные времена Тогйал Екхен, - говорится в бонском источнике "Зермиг". - Этот учитель проповедовал учение живым существам, которых мучили пять ядов - гордыня, страх, гнев, зависть, темнота ума, и своим светом он исцелял их от ядов. Он спас от круговорота бытия великое множество живых существ и избавил их от физических мук, из состояния страдания привел их в место покоя".

Утверждение буддистов, что мир - майя (иллюзия), что полное бездействие - самое подходящее занятие для талантливого человека и что лучшее средство для торжества добра - это непротивление злу, - все это представлялось бонцам чудовищной ложью, а с ложью надо было бороться, так предписывал их закон. Именно поэтому древние тибетцы не приняли учения Будды Гаутамы.

Текст "Зермиг" также сообщает, что учитель Шенраб проповедовал не только на востоке, но и на западе. И в самом деле, к западу от Памира существовал культ, отвечающий всем условиям правды бона - это культ Митры, древнеарийского божества космоса, покровителя воинов, борца против лжи и обмана. Митра остался в иранской мифологии как божество, хранящее клятвы и наказывающее лжецов.

Врагом Митры, как и бонского "Белого света", были ложь, обман и предательство, причем под последним понималось злоупотребление доверием. Именно эта догматическая и одновременно психологическая черта роднит митраизм с религией бон и ответвлениями бона у древних монголов.

Иногда Митра считается божеством, совмещающим мужской и женский пол. Вообще, всякая религиозная система учит о гармонии полов-полюсов, но наибольшее развитие эта тема получила в тантризме, о котором нужно сказать особо.

На протяжении VII-XI вв., частично под давлением буддизма, частично в силу внутреннего кризиса из бона выделяются секты. Наибольший интерес в качестве параллели Ордена ситхов представляют тантрические секты. Их эзотерическое учение настолько закрыто от непосвящённых, что в распоряжении исследователей имеются лишь отрывочные сведения - краткие тексты-тантры и свидетельства, похожие больше на слухи, чем на подлинное знание. Вот, например, подобное свидетельство, изложенное в книге писателя-эзотерика Г. Майринка "Действо сверчков":

"Дугпа - это служители темных сил, которые держат в страхе весь Тибет. Узнают их по ярко-красным конусообразным головным уборам, говорят, что они потомки демона - повелителя летающих инсектов. Во всяком случае, несомненно одно: дугпа принадлежит к древнейшей тибетской традиции бон и являются последними представителями какой-то таинственной, канувшей во мглу веков расы, в корне отличающейся от всех существующих на земле".

Вот его рассказ "от имени свидетеля" в книге "Ангел Западного окна": "Среди тех, с кем мне пришлось иметь дело, были и обитатели Дпал-бар-скид. Секта называлась "ян", и отличал её в высшей степени странный ритуал. Познакомиться с ним конкретно крайне сложно, ещё сложнее уловить его смысл... Этот инициатический ритуал являет собой "таинство красного шара"... Неофиты вдыхали в себя дымы тлеющей пудры, которая хранилась в красных шарах из слоновой кости... Обрядом "Инь - Ян" руководил верховный жрец, а двое молодых монахов помогали ему; неофит должен был пережить "свадьбу в герметическом круге". Что они имели в виду, назвав столь странным образом свой ритуал посвящения, так и осталось для меня загадкой... Знаю единственно с их слов, что, вдыхая дымы красной пудры, неофит получает возможность "выхода" из тела, после чего способен шагнуть за порог смерти и, заключив брачный союз со своей женской, в земной жизни почти всегда скрытой "второй половиной", приобщиться к немыслимым магическим энергиям и обрести отныне право на реальное бессмертие своего я, остановку колеса рождений... Для секты "Ян" сакральным смыслом этого символа [символа дао - С.д.] является сохранение, фиксация магнетических энергий обоих принципов, которые при разделении полов растрачиваются впустую. Другими словами, они исповедуют доктрину гермафродитического брака".

Всякий монах обучается иному общению с противоположным полом, чем это принято в миру, вопрос в том, какая преследуется цель? Аскеза может быть чистотой, а может быть фарисейством и презрением к жизни. Обручаясь со своей душой, можно закрыться от тьмы страстей, а можно и от света любви. Одно дело - "жить по веку будущему", другое - "бесплодны дела тьмы". Можно жить в гармонии обоих полюсов духа, испытывая полноту жизни, а можно инициировать женскую, "тёмную" ипостась своей личности и так посадить её себе на шею, что стороннему наблюдателю впору покачать головой вместе с мудрым китайцем: "Носильщик - а едет на другом. Сам привлечёшь приход разбойников".

***

В книге "Иконостас" П. Флоренского - виднейшего мыслителя начала ХХ в. - есть интересные для нашей темы рассуждения о маске. В глубокой древности, говорит Флоренский, маски были родом икон. Египетская маска была символом преображения после смерти, идеальным обликом умершего. А "страшные маски" - это кощунство по отношению к идее преображения светом.

Лицо есть явление некоторой реальности, посредник в проявлении реальности высшего порядка - лика, "образа Божьего". Лицо есть откровение и раскрытие сущности познаваемого. Свет лица - не освещение земным источником, а всё пронизывающий и формы полагающий океан сияющей энергии. "Но смысл его делается отрицательным, когда оно [лицо], вместо того чтобы открывать нам образ Божий, не только ничего не дает в этом направлении, но и обманывает нас, лживо указывая на несуществующее. Тогда оно есть личина".

Маска - это видимая реальность, лишённая, тем не менее, правды реальности. "Маска - это обман тем, чего нет на самом деле, мистическое самозванство, даже в самой легкомысленной обстановке имеющее привкус какого-то ужаса".

Маска, вводящая в заблуждение, может намертво прирасти к лицу, и лицо станет личиной. Именно такое состояние существа - Зло. Существо уже не может снять маску и отделиться от Зла, с которым вошло в полный резонанс. Флоренский упоминает Ставрогина Достоевского, его "лицо, как маска".

Дарт Мол раскрашивал свое лицо, Вейдер носил маску в прямом смысле, у Императора живая ткань лица покрылась коростой-маской. Так же и у графа Дуку лицо скрывает/выражает неправду. Только в тот миг, когда он отрубает руку Энакину, он словно приходит на мгновение в себя, и мы видим лицо с опущенными глазами от стыда и ужаса перед самим собой, от превращения, а не преображения.

Как узнать, пожрала ли маска, как короста на лице Императора, всю живую ткань, так что у злого отнят ещё прежде физической смерти живой образ? Является ли маска коконом, внутри которого - пустота, а жизни больше нет?

У Света есть и проба, и оружие, и лекарство, перед которым Тьма являет всю свою слабость и несуществование. Это любовь. Там, где есть любовь, нет ни пустоты, ни темноты.

Свет любви и бессилие Тьмы наиболее полно проявлены в сцене спасения Дартом Вейдером своего сына. Всё учение ситхов, все прелести Зла оказались ничего не значащей пустотой для человека, который любил и был любимым. Жизнь в нём вошла в резонанс с любовью Люка к своему отцу и с любовью самого Вейдера к Амидале. Будучи правой рукой Императора, он жил мертвым, а умер живым и преобразился в Силе.

***

Что же держит ситхов в плену их иллюзий? Жажда власти? Возможно. Это одна из самых сильных и опьяняющих страстей. Но следовать её позывам - это идти по болоту за блуждающими огнями. Или, утоляя жажду, пить свою собственную кровь - а кичиться тем, что пьёшь чужую. Какая радость в том, что приобретешь весь мир, а себя погубишь? Ответ покрыт мраком. Скорее всего, его и вовсе не существует. А калейдоскоп у Лукаса получился очень жизненный, настоящий. Художник сказал правду.

Старый Дипломат


К слову: Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции журнала, его читателей и уважаемого господина Дж.Лукаса.

Идея и поддержка ©
Техническая поддержка: serduk.org.ua
DeadMorozz © was here ™ | Собрано ручками | FAR forever.