Новости | История проекта | Редакция | авторы | Хотите написать статью? | Ссылки | Гостевая  
лПНМЙОЛ
ъПМПФБС ЫХХТБ
чЩЫЕ ЪЧЕЪД
дЦПТДЦ мХЛБУ
вйвмйпфелб
зЕТПЙ опд
ртп-пвтбъщ
нЙЖПМПЗЙС
зЙРЕТУРЕКУ
Korriban.ru
пФЛТПЧЕОЙЕ ПФ мХЛБУБ
мСРЩ Й ПЫЙВЛЙ
ЗПМПЛТПО
зБМБЛФЙЛБ
фПЮЛБ ЪТЕОЙС
ДЦЕДБК зБТТЙ рПФФЕТ
феиойлб об зтбой
вТПОС ЛТЕРЛБ
буупгйбгйй
уЕТЕВТСОЩК ЧЕЛ
лПМПОЛБ R2D2
лПННХОЙЛБГЙПООЩК ЖПТУБЦ
лБОФЙОБ
оПУЛЙ нЕКУБ чЙОДХ

ПРО-ОБРАЗЫ

Мифы и легенды народов двух Галактик

В заповедном крае под названием Америка жил один молодой кинорежиссер, внешне ничем не отличавшийся от других американских режиссеров. А, может быть, и отличавшийся - раз начал получать призы на кинофестивалях в раннем возрасте.

Как-то раз сидел он над написанием сценария фантастической "космической" картины, и ничего-то у него не получалось. Или получалось, но как-то не так. И вот попала ему в руки книжка американского ученого-мифолога Джозефа Кэмпбелла "Герой с тысячью лиц". "Эврика!" - воскликнул режиссер, прочтя научный труд. Так появились "Звездные войны"...

О влиянии работ американского ученого на создание киносаги говорилось не раз. И действительно - что такого в этой несчастной книжке "The Heros with thousand Faces" и какое отношение имеет исследование по мономифу к фантастическому блокбастеру? Проще всего взять в руки "Героя" (благо, сей труд не раз переведен на многие языки мира и переиздается с завидной частотой) и просто почитать. И тогда станет ясно, почему заурядный на первый взгляд голливудский продукт заставляет миллионы людей верить в Силу, играть в джедаев и убивать кучу времени, общаясь в Интернете на тему "Звездных войн". Ведь все, что снято Лукасом на кинопленке, веками воплощалось в древних мифах. Все эти образы и сюжеты, рассмотренные Кэмпбеллом и снятые кинорежиссером, живут в подсознании каждого человека.

На фото: Bill Moyers, George Lucas, Joseph Campbell at Skywalker Ranch.
Источник.

"Когда я начал снимать фильмы, я работал, чтобы сделать их современной мифологией. - признается Джордж Лукас. - Я изучал антропологию в колледже, и социальные науки были для меня главным интересом, пока я не втянулся в кино. Ну и я прошел курс мифологии и прочел кое-какие из его книг. Я провел большое исследование перед тем, как написать сценарий ЗВ. Я читал и перечитывал "Героя с тысячью лицами" и некоторые другие его работы. Это был апогей его влияния на меня. Позже, после того как я снял "Джедая", кто-то дал мне запись одной из его лекций, и я просто "торчал" от нее. Он был куда более сильным оратором, чем писателем. Вскоре после этого мы стали друзьями. Мы были друзьями до самой его смерти. Все это время он был моим Учителем (ментором... проводником... ). Он был поразительным ученым и удивительной личностью, и я был польщен быть его приближенным. Это было позже, в мой так называемый "hiatus period."

Итак, историческое знакомство Джорджа Лукаса с трудами Джозефа Кэмпбелла состоялось, и у героя появилось тысяча первое лицо. А также тысяча второе, тысяча третье и так далее. Но сам герой при этом ничуть не изменился. Одно слово - мономиф.

Мономиф

Все новое - это хорошо забытое старое. А точнее - хорошо запрятанное в нашем подсознании прошлое наших предков. Те самые "архетипы", о которых писал Карл-Густав Юнг и прочие психологи. Объяснять, что такое архетип, я не буду - представители аналитической школы в психологии, что ввели в обращение этот термин, и сами не до конца сходятся во мнении, что это за зверь такой. Мы же для удобства будем звать архетипами все те образы и мысли, что из века век наследуются человеческим сознанием, точнее - "коллективным бессознательным". Все те страхи, желания, проблемы, особенности восприятия действительности, что волнуют человека когда осознанно, а когда в снах или фобиях. Все эти образы находили выход в мифологии древних людей. И не только в мифах, но и во вполне современных сказках, и не только у древних людей, но и у более поздних "сказителях". Память всего человеческого рода отражается в этих сюжетах, из века в век. Время, географическое положение, социальное развитие народа роли не играют - сюжеты и герои в мифах всегда одни и те же, отличаются только детали.

"...сказочное повествование - которое претендует на описание жизненного пути легендарных героев, могущества божественных сил природы, духов смерти и тотемов предков данного рода - есть не что иное, как символическое выражение бессознательных желаний, страхов и конфликтов, лежащих в основании сознательных моделей человеческого поведения".*

Не будем вдаваться в психологию. В этом обзоре я хотела бы сконцентрироваться на мифологии. Истории о древнегреческих богах и героях известны многим. Библейские сказания еще "популярнее". Индийские или китайские мифы так или иначе просачиваются в нашу "европезированную" культуру. Ну, а уж сказки в детстве мы все читали. А значит, мысль о том, что во всех древних сказаниях можно найти похожие сюжеты, для нас не нова. Ведь человек во всех уголках Вселенной остается человеком, с присущими ему человеческими проблемами. А стало быть, многочисленные мифы всех племен и народов можно собрать вместе и вывести единый МИФ, в котором действует единый ГЕРОЙ.

А теперь вернемся к "Звездным войнам". У фильма есть сюжет и есть персонажи. Они сражаются с врагами, любят, ненавидят, попадают в неловкие ситуации. Все это сочинил Лукас. Но если копнуть глубже - история саги была придумана задолго до режиссера. Дикари новой Зеландии, эскимосы с Севера и индийские монахи, древнегреческие сказители и библейские пророки - все они могут со всей уверенностью претендовать на процент от кассовых сборов фильма как соавторы сценария. А вот абсолютное авторство "Звездных войн" единолично принадлежит такому великому сценаристу, как Коллективное Бессознательное.

А теперь обо всем по порядку.

Рождение героя

"Мой отец был пилотом грузового корабля"

Как правило, в мифах и сказках рожденный герой воспитывается приемными родителями, или вообще животными. В последнем случае стоит вспомнить основателей Рима - Ромула и Рема, выкормленных волчицей. Менее сказочные истории - это взросление царя Эдипа или библейского Моисея в Египте. Чаще всего приемными родителями оказываются злые и жестокие люди, а в образе настоящих родителей выступают боги или цари. Психологи объясняют этот архетип подсознательным конфликтом ребенка с родителями, запрещающими или наказывающими. Отсюда - уверенность в том, что "плохие" папа и мама - не настоящие.

"Царь Аккада Саргон (прим.2550 г. До Р.Х.) был рожден матерью из низкого сословия. Его отец был неизвестен. Брошенный на волю вод Евфрата в плетеной из тростника корзине, он был найден пришедшим по воду Акк, который вырастил его и сделал своим садовником. Юноша понравился богине Иштар. Так, в конце концов, он стал царем и императором, прославившимся как живой бог".

"Основателя династии Каролингов Карла Великого (742-814) в детстве всячески третировали его старшие браться, и он бежал к сарацинам в СИпанию. Там он служил посыльным у короля. Обратив дочь короля в христианскую веру, он тайно обвенчался с ней. После нескольких героических свершений юноша королевской крови вернулся во Францию, где победил своих гонителей и триумфально взошел на престол".

В народных сказках этот тип выражается в гонимых и обижаемых сиротах, пасынках и падчерицах, "гадком утенке", низкородном оруженосце.

Чтобы обобщить истории рождений мифологического героя, обратимся к "формуле", которую вывел один из сторонников Зигмунда Фрейда Отто Ранк.

  • Младенец является ребенком высокородных или божественных родителей, либо же сыном божества и земной девушки.
  • Его рождение сопровождается какими-либо трудностями, чаще всего - злыми намерениями отца, дяди или правителя.
  • Малыша либо бросают на произвол судьбы, либо заставляют сбежать как одного, так и вместе с матерью.
  • Ребенка спасают и оставляют жить у себя животные или простолюдины.
  • Повзрослевший юноша возвращается на родину и либо свергает отца-царя-тирана и занимает его место, либо мирится с ним и завершает им начатое.

Сравним биографии двух героев ЗВ. С папашей Скайуокером, кажется, все ясно - по официальной версии мамы Шми, он является сыном таинственных мидихлориан и татуинской рабыни. Что касается сыночка Люка - рожден он был от Избранного и экс-королевы не самой бедной планеты Галактики. Но, даже если убрать приквельные подробности - Люк остается сыном самого могущественного джедая мира. При отсутствии Третьего эпизода говорить о трудностях рождения близнецов рано, но раз уж детей пришлось прятать, без "злых намерений" не обойтись. Зато дальше все более-менее ясно: Скайуокеры-младшие вынуждены скрываться кто на цветущем Альдераане, кто на захолустном Татуине. На том же Татуине на скупого старьевщика гнул спину и их папаша. Взросление героев происходит, как и положено по мифу, "в чужой семье" - на ферме дяди с тетей или в храме джедаев. Ну, а в конце происходит то самое "либо мирится с ним и завершает им начатое ".

Непорочное зачатие

"У него нет отца"

На этом месте надо особо остановится на факте рождения "мидихлорианового мальчика". "В мифе эта вечная тема звучит в явственно различимых нотах отчаяния в голосах пророков. Люди тоскуют по личности, которая в мире искаженных тел и душ снова явит черты воплощенного образа. Эта мифологема, знакомая нам из нашей собственной традиции, возникает повсюду, хотя и под разными личинами. Когда фигура Ирода (как высшего символа неуправляемого эго) подводит человечество к надиру духовного ничтожества, приходят в движение скрытые силы цикла. В неприметной деревне рождается девушка, которая сохранит себя незапятнанной мирскими грехами своего поколения..."

Упадок республики, тайное и пока еще никому не известное появление ситхов после тысячелетия небытия - а на Татуине тем временем у "простой татуинской бабы" растет голубоглазый малыш Эни, чей отец до сих пор не назван.

"Будда сошел с небес в утробу своей матери в образе молочно-белого слона. Ацтекская женщина Коатликуе, та, чья юбка сплетена из змей, совокуплялась с богом, представшим ей в виде шара из перьев. Целые главы Метаморфоз Овидия буквально кишат нимфами, которых постоянно осаждают боги в различных личинах. Юпитер в виде быка, в виде лебедя, в виде золотого дождя и т.п. Любого случайно проглоченного побега или зернышка, или даже простого дыхания бриза достаточно для оплодотворения уготованной для этого утробы. Силы порождения царят повсюду. И волею случая или причудою судьбы чудесным образом может быть зачат то ли герой-спаситель, то ли демон, разрушающий мир". Конец цитаты.

Зов к странствиям

"Помоги мне, Оби-Ван Кеноби!"

Будущий Будда - юный принц Гаутамы Шакьямуни, огражденный отцом от всякого "тлетворного" влияния действительности, гуляя по парку однажды встретил старца, посланного ему богами. Познав, что есть на свете старость, юноша пожелал уединиться от мира. Позже боги посылали ему бедняка, больного, мертвеца и монаха. Увиденное заставило будущего бога уйти из дома в скитания.

Еве явился змей-искуситель. Королю Артуру - олень. Тому же юному Будде, медитировавшему под деревом в сиянии кроны (!), явилась девушка и дала ему чашу с рисом.

Итак, животное или человек в мифах вынуждают героя покинуть дом и кинуться с головой в приключения-испытания. Лукас решил не размениваться по мелочам, а собрал все вместе - дроидов, голограмму принцессы и отшельника-старика. Да еще и гибель близких - чтоб ни дай Сила, Люк не отказался от своей миссии.

А что же с Энакином? Миф остается мифом. Однажды солнечным татуинским днем в лавку старьевщика зашел рыцарь с ангелом, да еще и с ушастой рептилией в придачу.

"Весь путь героя изображается как ряд следующих друг за другом чудес с большим центральным приключением в качестве его кульминации". Покинув дом, оба Скайуокера пережили не один десяток приключений и встретились во время кульминации лицом к лицу. А ведь всего этого могло и не быть. Стал бы Люк фермером и до конца своих дней строил влаговыпариватели. А то и не было бы его вовсе, останься маленький мальчик Эни с мамой на родной планете. Но таинственный зов нашел своего героя. А значит, покой им будет только сниться.

Свидание со смертью (в брюхе кита)

"Это не пещера!"

Попадание героя в потусторонний мир - тема довольно популярная. Чаще всего этот архетип выражается в сказочных приключениях персонажа, попавшего в желудок кита, большой рыбы или другого крупного животного. Взять хотя бы библейскую историю про Иону. Быть проглоченным - означает быть съеденным. Таким образом, архетипический персонаж как бы умирает и воскрешается для дальнейших приключений.

В свете сказанного хочется упомянуть цитируемый Джозефом Кэмбелом миф эскимосов с Берингова пролива о Вороне. Этот герой, своего рода трикстер - смекалистый но безбашенный, постоянно попадает в какие-то дурацкие положения, но неизменно находит из них выход.

"Однажды, сидя на берегу и просушивая свою одежду, он увидел самку кита, степенно приближающуюся к берегу. Он закричал: "Дорогая, в следующий раз, когда вынырнешь, чтобы глотнуть воздуха, открой рот и закрой глаза". Затем он быстро облачился вороном, собрал палочки для разведения огня и взлетел над водой. Самка кита вынырнула на поверхность. Она сделала так, как ей сказали. Ворон устремился через ее раздвинутые челюсти прямо в утробу. Пораженная самка кита защелкнула челюсти и издала трубный звук; Ворон внутри нее встал на ноги и огляделся вокруг"

Ворон - это имя персонажа. "Сокол" - это имя корабля, на котором в желудок гигантского змея попадает неунывающий капитан Хэн Соло. "Эта распространенная тема подчеркивает, что переход порога является формой самоуничтожения. ...герой, чтобы родиться заново, отправляется вовнутрь. Исчезновение соответствует вхождению верующего в храм - где он вспоминает, кем и чем является, а именно: прахом и пылью - если, конечно, он не бессмертен. Внутренность храма, чрево кита и божественная земля за пределами мира - одно и то же".

Далеко не метафизичная, на первый взгляд, история с "поеданием" корабля, при ближайшем рассмотрении наталкивает на размышления. Обратим внимание на еще один момент. В чреве самки кита Ворон встречает прекрасную девушку - душу животного. Она кормила и поила его четыре дня, но строго-настрого запретила прикасаться к трубке, из которой в лампу текло масло. Ворон, разумеется, не послушал, и когда девушка вышла, слизал все масло и перекусил трубку, которая оказалась артерией кита. Самка умерла. Как пишет Кэмпбелл, тема девушки и масла - это модификация палочек для разведения огня, символизирующих мужское и женское начало. Ворон, слизывающий капающее масло, как бы становится сопричастным акту священного брака. Не секрет, что поцелуй Хэна и Леи в брюхе гигантского змея представлял собой "целомудренный" вариант недопустимой общественной цензурой "постельной сцены" в фильме. Но ведь именно здесь зародилось начало близких отношений принцессы и "такого парня, как" Хэн.

Кстати, о трикстерах. Для справки - типичным представителем оных является Джа-Джа Бинкс. Пользы от него никакой, зато вреда - масса. "В мифах и народных сказках довольно часто появляется шутовская фигура, действующая в постоянной оппозиции к милостивому творцу, - как баланс для всех тягот и невзгод существования по эту сторону завесы." Меланезийский миф рассказывает о двух созданных бытием мужчин - То Кабинана и То Карвуву. Однажды То Карибана вырезал из дерева рыбу и отправил ее в океан - рыба стала живой. То Карвуву пожелал сделать то же самое, но вместо этого у него вышла акула, которая сожрала рыбку. Так на земле появились страдания. Этот распространенный архетип представляет зло в виде шутовской, тупоголовой силы (для сравнения можно вспомнить более известный древнегреческий миф о ящике Пандоры). Отправь вот такого лопоухого То Карвуву в Сенат - он тебе и устроит "Звездные войны"... И ведь не со зла, а по глупости. Ну, а про больших рыб, которые кушают рыб маленьких - смотри захватывающий момент из Второго эпизода.

Инициация

"Сила с тобой, молодой Скайуокер, но ты еще не джедай!"

Важный этап в "похождениях" героя - это таинство или испытание, связанное с "взрослением". Пройдя ритуал, мифологический персонаж получает волшебную силу, право престола или руки прекрасной принцессы, а по сути - становится взрослым, таким, как его отец. Это - основа и смысл всех древних инициаций.

Часто обряд посвящения связан с запугиванием подростка. Отец и другие мужчины в роду заставляют посвящаемого проходить через сложные и болезненные испытания. Джозеф Кэмбелл описывает обряд инициации мальчиков австралийского племени мурнгинов.

Сперва мальчиков сильно пугают, заставляя бежать к своим матерям от Великого Змея Отца, требующего их крайней плоти. Когда мужчины, под звуки чудовищного рога приходят за детьми, женщины хватают копья и пытаются их защитить. Потом в течение нескольких ночей мальчиков обучают танцам и мифам на треугольной площадке, символизирующей тело Великого Змея Отца. Кульминацией посвящение является обрезание, выполненное мужчинами в образе призраков, под звуки трещоток и в причудливом свете костра.

Обрезание - распространенный древний ритуал. Его сравнивают с актом взросления - избавления от крайней плоти как от опеки матери. Обрезанный подросток получает статус мужчины, становится таким же, как и его отец.

Наверное, вы уже догадались, о чем это я. Конечно, сравнение древнего акта обрезания с отрубанием конечности в поединке отца с сыном несколько радикально. И все-таки... Как показывают приквелы, сей немилосердный акт лишь подчеркнул связь между Скайуокером старшим и младшим. Люк смотрит на обрубок руки отца и собственный протез, а затем произносит: "Я джедай, как и мой отец до меня". Вот такая вот аналогия...

А вообще образ отца-людоеда, отца-убийцы - достаточно мощный архетип. Связан он со старым добрым Эдиповым комплексом, вдоль и поперек исследованным стариной Фрейдом. Ну, та самая мрачная история о том, как Фиванский царь узнал о проклятье, по которому его должен был убить собственный сын. Сына папашка благоразумно решил убить: приказал слуге бросить мальчика в лесу умирать. Раб ребенка пожалел и отдал на воспитание другому царю. Спасенный Эдип от оракула узнал, что судьбой ему предназначено убить собственного отца и жениться на матери. Испуганный юноша решил уйти от приемных родителей и начать скитания. Во время скитаний он случайно убивает встреченного по пути старика. А, приехав в Фивы, на беду свою разгадывает загадку Сфинкса и становится новым царем Фив, женившись на вдове предыдущего правителя. Убитый старик оказывается отцом Эдипа, а жена - матерью. Ужасная история. А психологическая подоплека заключается в том, что ребенок подсознательно ревнует своего отца к маме.

Примирение с отцом

"Я чувствую в тебе добро"

Подавления страха перед вселенскими силами, представляющимися в образе отца - необходимое условие в становлении личности человека. Страх ведет не только на Темную сторону, но и становится причиной психических расстройств. А чтобы перестать бояться того, кто могущественнее тебя, его надо либо убить, либо полюбить. Ведь верховное божество практически во всех религиях представлено в виде мужчины. И обращаются к нему "отче наш".

В Библии неисчислимо количество преданий, рассказывающих о том, какие ужасные страдания посылал Бог своим "подданным", чтобы проверить их твердость духа и приверженность к благочестивости и покорности. И те, кто со смирением принимал любые удары судьбы, был в итоге награжден. Ведь Отец-бог - жестокий, но справедливый.

В древнейших сказаниях герои часто отправляются на поиски своего отца. И, найдя его, не всегда бывают встречены с теплом и радушием. Отец устраивает порой жестокие испытания, но под конец признает своих детей и наступает всеобщее счастье.

"Проблема героя, собирающегося встретиться с отцом, заключается в том, чтобы, забыв про ужас, открыть свою душу до такой степени, чтобы быть готовым понять, каким образом величие Бытия оправдывает самые отвратительные и безумные трагедии этой огромной безжалостной вселенной. Герой перступает пределы жизни с ее своего рода слепым пятном и на мгновение поднимается до способности смотреть на источник света. Он видит облик отца, понимает его и приходит к примирению с ним".

Возвращение

"Малыш, взрывай эту штуку - и по домам!"

Вернемся к Четвертому эпизоду саги. Юный Люк Скайуокер, принцесса Лея и бесшабашный Хэн Соло улетают из лап "Звезды смерти". Казалось бы, препятствие преодолено, но конец сказки еще не близко.

"Когда герой завершает свои искания, проникнув к источнику силы или снискав благосклонность некоего мужского или женского, человеческого или животного ее воплощения, искателю приключений еще предстоит возвращение со своим обретенным жизнепреобразующим трофеем. Полный круг, правило мономифа, требует, чтобы герой приступил теперь к выполнению следующей своей задачи - доставил руны мудрости, Золотое Руно или спящую принцессу в царство людей, откуда он вышел и где это благо может помочь возрождению общины, нации, планеты или десяти тысяч миров".

Дорога домой - не менее важный этап в жизни героя, чем все предыдущие злоключения. Вспомните хотя бы Одиссея, что известен нам не столько как герой Троянской войны, а как "заблудившийся" муж. А уж куда интереснее то, что происходит по возвращении героя домой. Тут его поджидают и предательства близких, и захваченный престол, и полчища напавших на родину врагов и "Звезда Смерти" на орбите планеты.

"Возвращение героя из его сверхъестественного приключения может потребовать помощи извне". Уже знакомого нам проходимца Ворона из тела кита извлекают крестьяне, разделывавшие тушу выброшенного на берег животного. Шумерская богиня Инанна спустилась с небес в преисподнюю, откуда е вызволил посланник Ниншубура при помощи бога Энки. На помощь сказочным героям часто приходят волшебные предметы или заклинания. Юному джедаю Скайуокеру в борьбе с имперскими силами помогают как вполне земной Хэн Соло, так и отправившийся в Силу Оби-Ван.

Воскрешение

"Умерев, я стану сильнее"

Воскрешение героя - неизменный сюжет древних мифов. Отражает он вечный ход мира - движение солнца, смену времен года. Наиболее полно подобный архетип выражен в мифе об Осирисе.

Однажды брат бога Осириса Сет узнал об измене своей жены и решил отомстить брату-кровосмесителю.

Он изготовил саркофаг, в который в шутку предложил лечь обидчику. Когда Осирис оказался в "гробу", слуги Сета захлопнули крышку и бросили ящик в воды Нила. Саркофаг прибило к берегам Библа, его "вобрало" в себя дерево, из которого тамошний царь изготовил столб для дворца. Впрочем, жена Осириса Исида нашла мужа и унесла тело с собой. В скитаниях бедолагу Осириса случайно находит Сет и разрывает тело брата на 14 частей (многозначительная пауза) и разбрасывает его по всей земле. И вновь безутешная богиня кинулась на поиски остатков мужа, да не одна, а с прижитым сынком Осириса Анубисом (вторая многозначительная пауза). По одной из версий части тела удалось собрать вместе и Анубис своим волшебством восстановил мумию отца. А вот второй сын Осириса, Гор, в нелегком поединке победил злобного дядю Сета, хоть и потерял в битве глаз. Пожертвованное око помогло вернуть Осириса к вечной жизни вне круга смерти и возрождения (до неприличия длинная пауза).

Обратите внимание на акт расчленения бедняги Осириса. Этот момент восходит к еще более древним космогоническим мифам, повествующим о том, как создавалась Вселенная. Чаще всего, в представлении древних людей, мир появлялся из разных частей тела некоего первобожества. (см. китайские мифы). Так что растиражированное отрубание ручек (а то и ножек, да не соврут нам спойлеры о Третьем эпизоде) - не фантазии маньяка Лукаса, а древний священный архетип.

Жизнь вечна, но эта вечность дана ей благодаря наличию смерти. "Не разбив яйца, омлета не сделаешь". Бессмертие возможно только тогда, когда у тебя есть возможность умереть.

Космогония

Случайностей не бывает

Напоследок поговорим о некоторых интересных моментах в мировой мифологии, которые совершенно неожиданно объясняют кое-какие темы г-на Лукаса.

"В самом кратком изложении, универсальная доктрина учит, что все видимые структуры мира - все вещи и существа - являются результатом действия вездесущей силы, из которой они исходят, которая их поддерживает и наполняет собою, покуда длится их манифестация (явленность в мире), и в которую они должны вернутся, чтоб раствориться в ней. Это - сила, известная науке как энергия, меланезийцам как манна, индейцам племени сиукс как ваконда, индусам как шакти и христианам как могущество Господне. Ее проявление в психике психоаналитиками определяется как либидо. Ее космическое проявление - структура и всеобщий поток самого универсума". Ну, а джедаи в далекой-далекой Галактике называют ее "The Force".

Многозначительный вопрос - сколько времени ушло у Люка Скайуокера на обучение у Йоды? Судя по "похождениям" Соло и принцессы - не более нескольких суток. Но вот многому ли мог научится Люк за такой мизерный срок? Эйнштейновые заморочки о теории относительности тут вовсе ни при чем. "Приравнивание одного года пребывания в Раю к сотне лет земного существования является темой, хорошо известной в мифологии. Полный круг в одно столетие означает целостность. Подобным же образом триста шестьдесят градусов круга означают целостность; соответственно индусские Пураны представляют один год богов равным трехстам шестидесяти годам человека". Так что в мифах время зависит не от законов физики, а от тех волшебных мест, куда нелегкая заносит героев.

Какая планета в Далекой-далекой Галактике считается центральной? Правильно, это вовсе не Корускант, а Татуин. И пусть галактические карты вас не смущают: пустынная планетка у двух солнц - это то самое место, откуда начинается история "Звездных войн". "Место рождения героя или та далекая страна изгнания, из которой он возвращается зрелым человеком, чтобы свершить среди людей свои деяния, является центральной точкой мироздания, или Пупом Земли. Точно так же, как расходятся волны от бьющего под водой ключа, так и формы вселенной кругами расходятся от этого источника". Что касается Татуина, то его со всей смелостью можно назвать "Пуп Вселенной".

Наконец, еще одна животрепещущая тема. Про спецэффекты. В индийской мифологии было пять первоэлементов. Четыре из них (огонь - воспринимаемый зрением, вода - определяемая вкусом, земля - ассоциирующаяся с обонянием и воспринимаемый осязанием воздух) возникли из самого главного первоэлемента - пространства (или эфира), который в индийской мифологии прочно ассоциируется со звуком (!). А теперь пусть кто-нибудь скажет, что в звук космосе не распространяется!

Заключение

"И принести порядок в Галактику"

Под конец дам еще одну цитату из книги Кэмпбелла, обобщающую алгоритм "приключения героя". Согласно ей каждый из вас сможет создать свой миф. Кто знает, может и вы когда-нибудь снимете свои "Звездные войны"...

"Мифологический герой, выйдя из своего привычного дома - хижины или замка, завлекается, переносится или по собственной воле отправляется к порогу приключения. Там он встречается с призраком, стерегущим порог. Герой может одолеть или расположить к себе эту силу и живым войти в царство тьмы (битва с братом, битва с драконом; подношение, заклинание); либо может быть убит своим противником и оказаться там мертвым (расчленение, распятие). Затем, за порогом, герой путешествует в мире незнакомых, но вместе с тем удивительным образом сродненных с ним cил; одни из них угрожают ему (испытания), другие оказывают волшебное содействие (помощники). Когда герой достигает надира мифологического круга, он подвергается решающему испытанию и завоевывает свою награду. Его триумф может быть представлен как брачный союз с матерью-богиней мира (священный брак), как признание его со стороны отца-создателя (примирение с отцом), как обожествление его самого (апофеоз) или же - если потусторонние силы остаются враждебными - как похищение блага, которое он пришел добыть (невесты, огня); по сути, это расширение рамок сознания, и тем самым пределов бытия (просветление, преображение, освобождение). Последней задачей является возвращение. Если трансцендентные силы благословили героя, то он отправляется в обратный путь под их защитой (посланник); если же нет, то он бежит, преследуемый ими (претерпевая превращения или преодолевая препятствия). У порога, ведущего обратно, трансцендентные силы должны, остаться позади; герой выходит из царства страха (возвращение, воскрешение). Благо, которое он приносит с собой, возрождает мир (эликсир).

Nash Brik

---
* здесь и далее приводятся цитаты из книги Джозефа Кэмпбелла "Тысячеликий герой" (другой перевод - "Герой с тысячью лиц")

К слову: Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции журнала, его читателей и уважаемого господина Дж.Лукаса.

Идея и поддержка ©
Техническая поддержка: serduk.org.ua
DeadMorozz © was here ™ | Собрано ручками | FAR forever.