Новости | История проекта | Редакция | авторы | Хотите написать статью? | Ссылки | Гостевая  
ГАЛА-НОВОСТИ
С миру по нитке
КОМЛИНК
Хоббиты vs Империя
БИБЛИОТЕКА
йуужань-вонги
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Властелин колец
ПРО-ОБРАЗЫ
Сэбакк
ГИПЕРСПЕЙС
Путеводитель
НАШИ ГЕРОИ
Леди Артемис
АССОЦИАЦИИ
Эдгар По
ТЕХНИКА НА ГРАНИ
Корабли SW
R2D2
Knights of the Old Republic
КАНТИНА
Чашечка кофе

Точка зрения

Две Саги, Режиссёр и Профессор, или Правила сотворения Мира

XX век... Пора грандиозных свершений и великих открытий, пора самых кровавых войн в Истории человечества и, в то же время, пора Исполнения Мечты. Человек учится летать. Всё выше и выше и выше...
Этапы Большого Пути. Создание Эйнштейном теории относительности, изобретение транзистора, открытие планетарной модели атома и управляемого ядерного синтеза, проникновение в тайны генетического кода и, наконец, полёт человека в Космос с последующим выходом в безвоздушное пространство - всё вместе это напоминает прорыв Блокады.
"Покой нам только снится..."
И во всей этой кутерьме - гонке вооружений, стремлении "догнать и перегнать", вечном противостоянии держав и разумов - состоялся прорыв и другого фронта, гораздо более мирного, но не менее важного. А именно - возникновение новой Мифологии...

"Всегда двое их - ни больше, ни меньше..."

В далёкой-далёкой Галактике главных Возмутителей спокойствия всегда двое. Что ж, не будем отступать от Правил написания Саги. Позвольте представить - Джон Рональд Роуэл Толкиен, профессор Оксфордского университета, филолог и лингвист, и Джордж Уолтон Лукас, американский кинорежиссёр, неудавшийся гонщик и великий экспериментатор.

Нет, они не были Учителем и Учеником. Собственно говоря, они даже не были знакомы. И когда второй только-только начинал записывать необычные слова и имена в пухлый блокнот, первый уже брёл по высоким травам Заморья [1]. Что может быть общего у американца в вечных джинсах и свитере и англичанина в строгом твидовом костюме? На первый взгляд - ничего. Кроме странной любви к древним мифам, неуёмной фантазии и таланта увлекать идеей. Хмм... уже немало... Теперь вспомним знаменитый "метафорический образ Котла, Супом из которого являются мифы, сказания, волшебные сказки..." [2]. Именно из этого "Котла" и родились Саги, Которым Было Суждено Изменить Мир - "Властелин колец" Дж. Р.Р. Толкиена и "Звёздные Войны" Дж. Лукаса. И Мир изменился...

"Следуя "путями древних пастухов", человек XX века тоже может в воображении встретиться с самим собой - кентавром, физическое естество которого срослось с духовным в двуединое целое, или увидеть трубу военного завода огнедышащим драконом. Для здравомыслящих утилитаристов это будет болезненной фантазией, галлюцинацией, стоящей на грани умственного расстройства. Для Толкиена же такая фантазия - естественная деятельность человека...".

Миллионы поклонников во всём мире. Люди, свободно говорящие на квэниа и синдарине и пишущие на ауребэше. Люди со странными певучими именами и люди, верящие в Великую Силу. Люди, называющие себя эльфами, и люди в длинных плащах джедаев. Люди с мечами и люди с лайтсейберами. И вовсе неважно, что меч деревянный, а сейбер - обмотанный цветным скотчем обрезок дюралевой трубы. И если навстречу вам, простому землянину-обывателю, вдруг выбредает из переулка такое вот Нечто - из его дырявого кармана торчит самодельная трубка, на поясе болтается электрический фонарик, а из-под тёмной хламиды с большим капюшоном видна кольчуга - не пугайтесь и не спешите крутить пальцем у виска. Ведь Нечто - весьма доброжелательный Homo Sapiens, ваш и наш современник... Нечто, широко улыбаясь, прёт по улице с видом существа, познавшего все тайны Мироздания. Впрочем, оно не жадное, а Мир и Спокойствие в Галактике - прежде всего! Поэтому Нечто с удовольствием поделится с собратом своим открытием и расскажет вам... Да-да! Сагу! Ведь именно о Саге сказано:

"Вымыть окна" призывал писатель современников, увидеть мир без тусклой дымки банальности, "взглянуть на зелень, заново поразиться... синему, жёлтому, красному, ... встретиться с кентавром и драконом, а потом... неожиданно узреть, подобно древним пастухам, овец, псов, лошадей - и волков". За этими словами - целая программа исцеления больной современности, развёрнутая в эссе "О волшебных сказках", эстетическом манифесте Толкиена".

Только, пожалуйста, не забудьте угостить встречного то ли эльфа, то ли джедая хорошим хоббитским пивком в ближайшей Кантине ;-)

"A long time ago in a galaxy far, far away..."

"Быть может вовсе не во сне
Возникнет дверь в глухой стене
И растворится предо мной, 
Приоткрывая мир иной.
И лунный луч когда-нибудь,
Как тайный знак, укажет Путь..."
   Дж. Р.Р. Толкиен

Давным-давно в далёкой-далёкой Галактике жил-был в норе под землёй хоббит по имени Люк Скайуокер. "Не в какой-то там мерзкой грязной норе, где со всех сторон торчат хвосты червей и противно пахнет плесенью..." [3] Так... подождите... нора была, но вот где она была - на песчаной планете Татуин или в Хоббитшире, что на северо-западе Средиземья? Впрочем, это не так уж важно. Главное, что наш главный герой - "простой сельский парень" и его зовут Фродо Бэггинс.

Герой наш ходит либо в чём-то "типа лапти", либо босиком и живёт в доме дяди. Но если дядя N1 - бедный фермер-домосед (Оуэн Ларс), то дядя N2 слывёт "невероятным богачом и сумасбродом" в хорошем смысле этого слова (Бильбо Бэггинс). Покинуть дядюшкину нору нашему Люку-Фродо светит "Ой, как не скоро!", потому как Люка не отпускает дядя № 1, а дядя №2 и рад бы отпустить, да Фродо сам не идёт - родной Хоббитшир ему дороже всех Дорог и Приключений вместе взятых. Но тут в Сагу, Которая Ещё Не Сага, вмешивается следующее действующее лицо...

К слову, у Бильбо Бэггинса есть очень необычный друг. Это бородатый старик в серой хламиде и остроконечной шляпе. Старик весьма и весьма странен и "нормальные" хоббиты-фермеры за глаза называют его сумасшедшим. Оуэн Ларс старика этого невзлюбил именно за то, за что дядя № 2 его буквально боготворит - старый волшебник (во как!) в своё время втянул нашего дядю в одну Историю, последствия которой предстоит расхлёбывать босо-лапоточному племяннику, но тот об этом знать не знает, ведать не ведает.

Старика зовут либо Бен Кеноби, либо Гэндальф Серый. Бен - бывший рыцарь-джедай и в пору Клонических Войн его звали Оби-Ван Кеноби. Старого мага Гэндальфа (он же Митрандир) в бытность его майар звали Олорином и был он приближённым, по одним источникам, валар Ирмо, а по другим - последним воплощением самого Манвэ, Владыки ветров. Но, в любом случае, старик он мощный и постоянно чего-то там не договаривает. Впрочем, на это у него, оказывается, есть свои объективные причины. Впрочем, между двумя стариками есть одно очень существенное различие...

Но об этом немного позже, а сейчас, когда начало сказке положено, и она от нас уже никуда не денется, немного пофилософствуем и прикинем существующую расстановку сил...

"Круг замкнулся..."

"Все пути ныне замкнулись в кольцо" Дж. Р.Р. Толкиен "Сильмариллион. Аккалабет"
"Когда замыкается Путь, возникает Кольцо Событий" Н. Ютанов

Проведём небольшой экскурс в историю, а именно, в Первозданный Хаос, то бишь во времена Большого Взрыва.
"Вначале Эру, Единый, что у эльфов зовётся Илуватар, создал айнуров; и они сотворили пред ним Великую Музыку. В этой Музыке начался Мир; ибо Илуватар сделал зримой песнь айнуров, и они узрели её Светом во Тьме. И многие из них были зачарованы красотой видения и историей Мира, что развернулась пред их взором. А потому Илуватар дал видению Бытие и поместил его среди Пустоты, и вложил Тайный Пламень в сердце Мира; и Мир был наречён Эа". (Дж. Р.Р. Толкиен "Сильмариллион. Валаквэнта").
Не знаю, что такое это Тайное (оно же Неугасимое) Пламя, но ИМХО в воздухе ощутимо повеяло Силой. Сердце Мира - вот что это такое... А мы тут копья о мидихлории ломаем ;-).
"Почувствовать Силу ты должен. Почувствовать ее поток. Силу вокруг себя... Между мной, тобой, деревом, камнем" ("Звёздные Войны").

Сила - Первооснова, Первоматерия, некое поле, спонтанная энергия, вызванная к жизни Большим Взрывом, либо вызвавшая Большой Взрыв (кому как нравится), объединяющая все составные части Вселенной в Единое целое. Хмм... Единое... Где-то я это слово уже слышала... Ладно, оставим пока. Давайте-ка вернёмся к нашим айнурам и Силе. "Манвэ и Мелькор были братьями в думах Илуватара. Самым могучим из тех айнуров, что пришли в Мир, был изначально Мелькор; но Манвэ был ближе Илуватару и яснее понимал его...". Так, пригодится. Смотрим дальше - дальше интересней. "Последним стоит имя Мелькора. Того, Кто Восстал в Мощи. Но этого имени он лишился, и нолдоры, более всех эльфов пострадавшие от его злобы, прозвали его Морготом, Чёрным Врагом Мира" (Дж. Р.Р. Толкиен "Сильмариллион. Валаквэнта"). Цитата о двух братьях была намёком на Стороны Силы. Сильнейший из валар восстал, стремясь отыскать свой собственный Путь и покинул чертоги Эру, уведя за собой часть дже... тьфу-тьфу! айнуров, я хотела сказать. Но больно похоже на раскол Ордена во времена Экзара Кана. Хотя тов. Кан, естественно, пташка весьма мелкая по сравнению с тов. Мелькором-Морготом. Ещё один интересный момент - лишение Имени. Джедай, ступивший на Тёмную Сторону Силы, лишается своего "человеческого" имени и приобретает новое, ситхское имя с неизменной приставкой Дарт (от англ. "dark" - тёмный, чёрный). Для сравнения: в синдарине (эльф.) "мор" - тёмный, чёрный, "гот" - враг.

Война Валар (Стихий, сильнейших из айнуров) и Мелькора продолжалась от создания Арды (материального мира) до конца Первой Эпохи, ознаменовавшегося Войной Гнева, разрушением цитадели Моргота Тонгородрима силами Света, низвержением и последующим изгнанием Мелькора за Стены Мира, в Безвременную Бездну. На стороне Владык Заокраинного Запада выступили Эльфы и Аданы (люди из трёх Домов Друзей Эльфов). Замечание невесомое, если бы Моргот в противовес не гнал на убой странно-уродливых существ - орков.

Для справки: Орки - творения Моргота, предположительно искажённые и извращённые Авари. Проще говоря, до крайней степени запуганные и замученные Тёмные Эльфы. "Страх порождает гнев, гнев порождает ненависть, ненависть - залог страдания" ("Звёздные Войны").

Итак, Моргот повержен, войско его рассеяно, "веселится и ликует весь народ" - Светлые силы празднуют победу. На долгие 4000 лет в далёкой-далёкой Галактике воцаряется Мир и Спокойствие... "Однако, ложь, что Мелькор, могучий и проклятый, Моргот Бауглир, Стихия Ужаса и Ненависти, посеял в сердцах эльфов и людей - та ложь есть семя бессмертное и неуничтожимое: вновь и вновь прорастает оно и приносит чёрные плоды ныне и в далёком будущем" (Дж. Р.Р. Толкиен "Квэнта Сильмариллион").

Как известно, "не видна взгляду Тёмная Сторона..." и, как только наши айнуры немного расслабились, так изо всех дыр полезли ситхские недобитки и подситники. В это же самое время в Средиземье появляется некий Аннатар, Даритель, и предлагает эльфам Эрегиона и гномам Мории бескорыстную помощь. Аннатар оказывается весьма искушённым в различных ремёслах и в красноречии, а потому вскоре завоевывает доверие и уважение среди эльфийских Мастеров, хитроумно усыпив их бдительность. И вот этот весьма пронырливый товарищ Аннатар-ака-Палпатин (да-да, это именно его длинный нос торчит из-под капюшона) то там, то тут начинает сеять раздор. Тогда же под чутким руководством щедрого "доброхота" эльфами были откованы-отлиты и так называемые Кольца Власти - магические артефакты колоссальной мощи.

"Три Кольца - премудрым эльфам для добра их гордого,
Семь Колец - пещерным гномам - для труда их горного,
Девять - людям Средиземья - для служенья чёрного
И бесстрашия в сраженьях смертоносно твёрдого..."
Ну что ж... Теперь пришло время вспомнить слово "Единое". Ибо Саурон Гортаур, верный слуга Моргота (промышляющий также под ситхским именем Дарт Сидиус) в недрах Огненной горы Ородруин тайно выковывает последнее, самое мощное Кольцо - Кольцо Всевластья, Единое Кольцо.

"...Чтоб разъединить их всех, чтоб лишить их воли 
и объединить навек в их земной юдоли 
под владычеством всесильным Властелина Мордора".

Вы спросите: "А почему, собственно, кольцо? А не какой другой предмет?" А вам не кажется странным, что символ Мира - всегда круг? И Галактика наша, грубо говоря, - круг, и Земля вокруг Солнца бежит по окружности, и электроны вокруг ядра атома вращаются всё по той же траектории. Действительно, не по квадрату же? Круг - оптимален и прост, а, следовательно, совершенен. Круг жизни, круг друзей, круговорот чего-то там в чём-то и так далее практически до бесконечности... Символ Мира, маленькая Галактика, заключённая в тонком золотом ободке - вот что такое Кольцо Всевластья. Некая "кукла Вуду", а кукловод владеет Вселенной, управляя её Моделью. Ну и... прятать его удобно - в карманцах...

В тот раз Альянс Людей и Эльфов одержал победу. Сын поднял Сломанный меч своего Отца и оплот ситхов в Мордоре - крепость Барад-Дур - пал, а сам Саурон, лишившись пальца с Кольцом, а вместе с ним и магической силы, сгинул в неизвестном направлении. С этого момента Кольцо Всевластья начинает свой собственный Путь, а наш экскурс в историю заканчивается...

"Я отнесу Кольцо!"

"Я поеду с вами на Альдераан..." (Дж. Лукас. "Звёздные Войны - Эп. IV Новая Надежда").
"Много странного случается в мире, - отвечал Митрандир, и бывает, что, когда Мудрые оказываются бессильны, помощь приходит от слабых". (Дж. Р.Р. Толкиен "О Кольцах Власти и Третьей эпохе").

Так бы и жил-поживал уже знакомый нам хоббит Скайуокер в своей благоустроенной Норе-под-Холмом, как вдруг началась вокруг Хоббитшира и его обитателей загадочная суета. То Бен-Гэндальф заявится нежданно-негаданно и ходит-бродит вокруг со сложным лицом, то какие-то непонятные люди в длинных тёмных плащах возникнут где-то на границе да исчезнут, а то вдруг ни с того ни с сего исчез посреди белого дня и дядюшка Бильбо. Вот прямо так и исчез, на глазах у всего честного фермерства. Говорят, в Ривенделл ушёл, к эльфам. Ну да то его племяннику лучше знать, а нас более всего должно заинтересовать престранное дядюшкино наследство - Кольцо в конверте... Да-да, чего только не встречается в глубоких хоббитских карманцах - то Единые Кольца, то планы Звезды Смерти. И светящийся эльфийский меч в придачу. Хотя подождите, меч был не эльфийский, а джедайский... И вовсе не дядя Бильбо его Люку оставил, а старый Бен вручил как память о покойном папаше. А Бен, надо сказать, как услыхал о Кольце, так и сорвался куда-то. И доооолго старика в Хоббитшире никто не видел.

До тех самых пор пока не пришла пора везти Кольцо на Альдераан, а свалившегося чуть ли не на голову астродроида в Ривенделл, на суд Владыки Элронда. А кому везти-то?

"Да нет, я, конечно, очень хочу, чтобы оно... чтобы стало недоступно! - заторопился Фродо. - Только пусть это не я, пусть кто-нибудь другой, разве такие подвиги мне по силам? Зачем оно вообще мне досталось, при чём тут я? И почему именно я?
- Вопрос на вопросе, - сказал Гэндальф, - а какие тебе нужны ответы? Что ты не за доблесть избран? Нет, не за доблесть. Ни силы в тебе нет, ни мудрости. Однако же избран ты, а значит, придётся тебе стать сильным, мудрым и доблестным" (Дж. Р.Р. Толкиен. "Властелин Колец. Братство Кольца").

И, едва переступив порог родного дома, наш "простой сельский парень" оказывается в самой гуще странных и страшных событий. Более того, на плечи вчерашнего фермера ложится ответственность за судьбы Средиземья и далёкой-далёкой Галактики.

"В поход, беспечный пешеход,
Уйду, избыв печаль, -
Спешит дорога от ворот
В заманчивую даль,

Свивая тысячи путей
В один, бурливый как река,
Хотя, куда мне плыть по ней,
Не знаю я пока!"
   Дж. Р.Р. Толкиен

В момент, когда Люк-Фродо впервые ступает на путь, ещё не зная, что это именно Тот-Самый-Путь, заканчивается предыстория и начинается собственно Сага.

"Он более машина, чем человек..."

"Надо тебе сказать, Фродо, что смертные, которым доверено владеть Магическими Кольцами, не умирают, но и не живут по-настоящему: они просто тянут лямку жизни - без веселья, без радости, да ещё и с превеликим трудом. И если Смертный часто надевает Кольцо, чтоб стать невидимкой, то он тает - или, как говорят Мудрые, развоплощается, - а потом становится невидимкой навечно, зримый только глазу Властелина Колец. Да, раньше или позже - позже, если он сильный и добрый - но ему суждено превратиться в прислужника Тёмных Сил, над которыми царит Чёрный Властелин" (Дж. Р.Р. Толкиен "Властелин Колец. Братство Кольца").

Фродо уходит в Ривенделл, чтобы передать Кольцо премудрому Элронду Полуэльфу и вернуться домой, в Шир. Люку же возвращаться некуда, и он следует за Беном как за Учителем своего отца. На деле всё оказалось не так просто - дорога не кончается ни в Ривенделле, ни, тем более, на Альдераане. Дорога только-только начинается... Согласно Правилам написания Саг, героя сопровождают друзья-хоббиты и благородный капитан-контрабандист. А преследуют имперские орки и Чёрные Всадники. И вот тут мы подошли к очередной точке соприкосновения наших нисколько не параллельных Миров...

В Средиземье их Девять. "Те, кто владел Девятью Кольцами, обрели могущество, стали королями, витязями и чародеями древности. Стяжали они славу и великое богатство, но всё это добро обернулось лихом. Назгулами стали они, Призраками Кольца, ужаснейшими слугами Врага; тьма следовала за ними, и крик их был голос смерти" (Дж. Р.Р. Толкиен "О Кольцах Власти и Третьей эпохе"). Возглавляет "Великолепную девятку" ангмарский Король-Чародей, правая рука Саурона, его верный слуга и посланник. В далёкой-далёкой Галактике один стоит девятерых и известен как Чёрный Лорд Дарт Вейдер. "Рост - два метра. Двуногий. Летящая черная мантия и лицо, всегда скрытое респираторной маской из черного металла, причудливой и в то же время строго функциональной. Черный Лорд, словно материализовавшийся ужас, проходил по коридорам корабля повстанцев. Страх следовал по пятам всех Черных Лордов. Ореол зла, в особенности окружавший этого, был настолько ощутим, что закаленные имперские солдаты отступали назад..." ("Звёздные войны". Новеллизация "Новой надежды").

Враг - он и есть Враг. Девять Чёрных Всадников волею Саурона охотятся за Кольцом Всевластья. Дарт Вейдер разыскивает своего сына по всей Галактике. "Из-за поворота показался чёрный конь... а на нём - высокий всадник, ссутуленный в седле. Из-под широкого чёрного плаща виднелись только стремена да сапоги с длинными шпорами. Лицо его скрывал капюшон... "Я издалека, - говорит, глухо, будто без голоса... - Бэггинс здесь?" А сам шипит, сопит и клонится на меня. Клонится, а лица-то нет - дырка под башлыком, и всё; меня аж дрожь пробрала..." (Дж. Р.Р. Толкиен "Властелин Колец. Братство Кольца").

Великое Противостояние продолжается. Отец и Сын. Охотник и Жертва. Но не тот враг страшен, что стоит на пути, а тот, что таится в тебе самом. Испытание Кольцом, как и испытание Тёмной Стороной - своего рода моральный тест. Оступишься - повторишь судьбу Врага, Который не Враг. Это понимает Люк, это понимает Фродо... Нет, не сразу. Им предстоит пройти много лиг, предстоит терять друзей и терпеть поражения. И в конце Пути делать Выбор. Не просто между жизнью и смертью, а между смертью и тем, что хуже смерти. Хоббит Фродо Бэггинс несёт Кольцо на Роковую гору, тот самый Ородруин, в пламени которого оно было создано. Джедай-недоучка Люк Скайуокер несёт Свет своему отцу. Фродо должен уничтожить Кольцо и дать замершим в ожидании народам Средиземья шанс на Победу. Судьба далёкой-далёкой Галактики зависит от того, встретится ли Люк с Вейдером.

Ну что ж, сейчас нам придётся вновь покинуть нашего доблестного хоббита Скайуокера. Ему просто необходимо в одиночестве посидеть на камушке и хорошенько всё обдумать. А сами тем временем пойдём и познакомимся с остальными героями Саги...

"Парня в горы тяни - рискни!"

И речь у нас пойдёт, естественно, о такой сложной и зачастую неблагодарной должности, как Лучший Друг Героя Саги.

Кто всегда оказывается рядом, когда Люк-Фродо нуждается в помощи? Кто, защищая раненого товарища, выходит с обычным факелом в руке против Чёрных Всадников? Кто падает Дарту Вейдеру на шлем в самый ответственный момент штурма Звезды Смерти? Кто отдаёт другу свой кусок лембаса и последний глоток воды? Кто ищет пропавшего Люка в снежном аду Хота? Кто вытаскивает Фродо из Чёрной Башни? Кто учит "деревенщину" Скайуокера премудростям жизни в Большом мире, буквально водя того за руку? Кто на своём горбу тащит обессилевшего Хранителя Кольца к месту назначения? И, в конце концов, кто больше всех переживает по поводу забытой дома верёвки - такой нужной в походном хозяйстве вещи?

Прекращаю перечислять подвиги этого достойного мужа, дабы не утомлять читателей, ибо список этот весьма велик и, наконец, позволю себе назвать его имя. Итак, это ни кто иной как кореллианский хоббит-контрабандист Сэмуайз Гэмджи, он же просто Сэм, известный в определённых кругах как Хэн Соло, по совместительству работающий садовником в усадьбе Бэггинсов в Шире. Где бы было то Кольцо и где бы была та Галактика, если бы не этот простой, крепко стоящий на ногах, дерзкий и, в тоже время, ошеломляюще храбрый и верный парень?

"Принцесса-воин или символ Альянса?"

Вновь заглянем в Правила написания Саг. Кто у нас там идёт следующим по списку? А следующей оказывается Прекрасная принцесса. Замечено, что в Саге не бывает много женских персонажей. Две-три леди на всё далёкое-далёкое Средиземье. Но зато каких!

"Связь с "Властелином колец" была тем более естественной, что для первоначальной трилогии Лукас позаимствовал множество толкиеновских идей. Скажем, облик и манера речи **** были частично списаны с **** ("звёздочки" я поставила из вредности, дабы не забегать вперёд - прим. автора), Оби-Вана - с Гэндальфа (это вы уже знаете - прим. автора ), а принцессы Леи - с Галадриэль" [4].

Приготовьтесь, друзья, сейчас я начну спорить с Мастером. ИМХО Лее до Галадриэли, как мне пешком до Луны. Капризная альдераанская прЫнцесска и Перворожденный Эльф, Хранитель Нэнья - одного из трёх Эльфийских Колец? Да, обе входят в Совет Альянса - каждая своего. К мнению обеих принято прислушиваться. Ну, вот не могу я себе представить Светлую Галадриэль, прыгающую с бластером в руке по мордорским свалкам! Так же как не могу представить Принцессу Лею, обрушивающую мрачные своды имперской базы Дол Гулдур одной лишь силой мысли. Был, был у Лукаса образ, который можно бы было назвать отражением образа Галадриэли, Владычицы Лотлориэна, но вот (опять же ИМХО) не получился :-(

Лукасовский Альянс вообще отдыхает по сравнению с Альянсом времён Войны за Кольцо, не говоря уже о более раннем Союзе Людей и Эльфов. Альянс Толкиена - глубоко прописанные личности Мудрых и Королей, харизма в чистом виде, благоговейная мощь двуручных мечей и несгибаемой воли...

Альянс же Лукаса - абстрактная сила, отождествляющаяся с Добром общим. Чепуха всё это... Одним словом - демократия... Простите, отвлеклась - Мон Мотма, моя думай. И как Галадриэль из Дома Финарфина была символом могущества Эльфов, так и сенатор с планеты Чандрилла становится лицом Альянса...

А как же Лея? Что ж, для доблестной Органы найдётся другой женский образ - сильный и, в то же время, нежный и трогательный, как стальной цветок, и... гораздо более живой. Эовин, дочь Эомунда - племянница короля Теодена, Белая Дева Рохана, Царевна-воин. Итак, обе Принцессы, во-первых, прекрасны, во-вторых, привыкли встречать врага либо бластерным огнём, либо острым мечом. Но вовсе не это интересно более всего.

"Когда исход битвы был уже ясен, на поле появился сам Король-Чародей. Он ехал в чёрной мантии на чёрном коне, и лицо его было скрыто под чёрной маской.

При виде его людей поражал страх, руки опускались, а ноги переставали служить воинам. В смертельной ненависти к победителям Король-Чародей избрал своим противником Капитана Гондора и, испустив леденящий сердца вопль, поскакал к нему. Эарнур был доблестным воином и выстоял бы, но его подвёл конь...
... Эарнур, усмирив коня, вернулся, но Глорфиндейл... сказал: "Не преследуй его! В эти земли он больше не вернётся. Его рок не близок, и не руке мужа дано сразить его". Слова эти запомнились..." (Дж. Р.Р. Толкиен. Приложения к "Властелину Колец". "Гондор и наследники Анариона") [5].

Пророчество сбылось спустя 1000 лет. На ратном поле Пеленнора Ангмарец пал, сражённый мечом "не мужа", но девы, переодетой в мужское платье. "Корона, звякнув, откатилась. Эовин ничком упала на труп поверженного врага... но пусты были плащ и кольчуга". Последней предсмертной мыслью Лорда Дарта Вейдера была мысль о его дочери - Лее. "Скажи своей сестре, что ты был прав насчёт меня..." [6]

"Королева и бродяга"

"Твоя избранница - самая благородная и прекрасная дева Средиземья. Ты - смертный, она - эльф, неравным был бы ваш брак" (Дж. Р.Р. Толкиен. Приложения к "Властелину Колец" "Повесть об Арагорне и Арвен".) "Я не боюсь умереть. Я умирала каждый день понемногу, с тех самых пор как ты снова появился в моей жизни" (Дж. Лукас "Звёздные войны - Эп.II Атака Клонов").

Уж если мы заговорили о женских образах в Саге, то обойти тему Любви никак нельзя. Любовь во Вселенной далёкого-далёкого Средиземья творит чудеса. Но, так уж предначертано суровыми законами жанра, что Великой Любви всегда суждено идти бок о бок со Смертью.

А теперь автор позволит себе провести ряд, быть может, весьма странных параллелей. Случайностей не бывает, и рано или поздно дочь Элронда Арвен Ундомиэль встретит в лесах Ривенделла своего Энекина Скайуокера. Или вдруг летучий корабль юной королевы Набу Амидалы совершит аварийную посадку в песках Татуина и назвавшийся Арагорном, сыном Араторна мальчишка окликнет её, заставив обернуться: "Тинувиэль! Ты - Ангел?" [7]

Рядом с ней он действительно мальчишка. Королева и маленький раб. Эльф и Смертный. Сенатор и юный падаван Ордена. Дочь Владыки Ривенделла и бродяга в потрёпанном плаще дунадана и со Сломанным мечом в ножнах. Странник, Идущий-по-Небу... Избранный...

Избранный для чего? Избранный стать Величайшим-из-Королей или избранный стать Чёрным Лордом? На самом деле это - противоположные стороны одного Пути. Ведь грань между двумя крайностями всегда ничтожно тонка. Вспомним Пророчества. Энекин Скайуокер должен стать Тем, Кто Восстановит Равновесие. "Позарастают беды быльём, вспыхнет клинок снова, и короля назовут королём - в честь короля иного" [8]. Это уже об Арагорне. Оба Пророчества исполняются. Но, если Арагорн выдерживает испытание Тёмной Стороной, то Энекин Скайуокер, будучи королём Ангмара, в своём безудержном стремлении "сделать так, чтобы люди не умирали" принимает Первое из Девяти Колец из рук Саурона-Сидиуса и, обретая бессмертие, теряет саму жизнь.

"Кольцо знает путь к моему сердцу, знает, что меня мучает жалость ко всем слабым и беззащитным, а с его помощью - о, как бы надёжно я их защитил, чтобы превратить потом в своих рабов. Не навязывай мне его! Я не сумею стать просто хранителем, слишком оно мне нужно. Предо мной - мрак и смерть" (Дж. Р. Р. Толкиен "Властелин Колец. Братство Кольца").

А как же наша Королева? Эльф, связавший свою судьбу с судьбой Смертного, сам становится Смертным. "Выбор сделан, - ответила Арвен, - мой корабль давно уплыл, и я приму удел смертных, хочу того или нет. Но вот что я должна сказать тебе, мой Король. До сего дня я не понимала повести о твоём народе и его падении... теперь мне жаль их..." (Дж. Р.Р. Толкиен. Приложения к "Властелину Колец" "Повесть об Арагорне и Арвен").

Избранница Избранного выбирает Смерть. "В мире темнеет перед бурей, грядут великие события. Если они поженятся сейчас - для нашего народа ещё есть надежда, а если промедлят - всё кончено" (Дж. Р.Р. Толкиен. Приложения к "Властелину Колец" "Повесть об Арагорне и Арвен"). Это сказано не о них, но про них. Ради чего? Ради Любви? А что есть любовь? Любовь есть Жизнь. Ради жизни. Ради надежды. Новой Надежды...

"Два сапога - кеды"

Итак, в нашем списке уже отметились: Главный Герой Саги, его Дядюшка, Старый волшебник, Лучший Друг Главного Героя, Чёрный Враг, Избранный, Прекрасная Принцесса... И, так как предыдущая глава закончилась на весьма грустной ноте, пора представить Неразлучную Парочку ака Королевских Шутов.

Эти господа умудряются влипать в истории на каждом шагу, вызывая тем самым взрыв "смеха сквозь слёзы" среди читателей-зрителей Саги, которым смешно, и непосредственных действующих лиц, которым явно не до смеха. И этот шаг обычно является тем самым камушком, что вызывает сход горной лавины. Два полупридурошных на первый непритязательный взгляд, но весьма-весьма непростых на более внимательный второй, хоббита - Мериадок Брэндибэк и Пиппин Тук. Для друзей - Мерри и Пин. В далёкой-далёкой Галактике вместо гондорско-роханского доспеха им почему-то выдали золочёные латы протокольного дроида Си3ПиО и похожий на пылесос корпус астродроида Р2Д2. Внутреннее содержание, впрочем, не пострадало.

Они сопровождают Главного Героя с самого начала его Пути, оказавшись нечаянными сообладателями Тайны. Спутники любят их за непоседливость и лёгкость нрава, но иногда вежливо и не очень просят замолчать. Впрочем, они храбры до непредсказуемости и всегда готовы прийти на помощь. А ещё они очень хорошо умеют оставаться незаметными на общем фоне Эпических Битв, что и даёт им возможность в случае острой необходимости отключать систему утилизации отходов, починять гипердрайв или отвлекать внимание Чёрного Лорда, наугад тыча в того дунаданским клинком и тем самым давая возможность Эовин нанести роковой удар. И здесь мы прямиком попадаем на следующую параллель...

"А слона-то я и не заметил..."

"И хоббиты принялись рассказывать с самого начала, с тех самых пор, как они покинули Шир. В рассказе их не было порядка, они всё время перебивали друг друга, да и Фангорн то и дело останавливал рассказчика вопросами о том, что было раньше и что случилось после..." (Дж. Р.Р. Толкиен "Властелин Колец. Две Башни").

Воинство Врага неисчислимо. Маршируют по дорогам Средиземья орды орков со Всевидящим Оком и Белой Дланью на щитах, безупречным строем проходят имперские штурмовики в белых доспехах, горные тролли тянут катапульты, не спеша переставляют ноги боевые олифанты и АТ-АТ, проносятся эскадрильи TIE-файтеров, идут харадримы, идут вастаки, плывут стардестроеры... Ополченцы Запада готовы умереть с честью, забрав с собой как можно больше врагов, а рассвет, кажется, уже никогда не наступит... Как вдруг в бой вступает некая Третья сила, не учтённая стратегами и тактиками ни той, ни другой стороны. Энты разрушают внешний генератор защитного поля Звезды Смерти на лесной луне Эндора путём прорыва плотины на Изене, а предательский Изенгард по самое не хочу засыпан камнями - вооружённые копьями и пращами эвоки берут количеством, то есть попросту валят имперский шагоход и запинывают его насмерть. Третья сила дика и неуправляема, но уж очень любит свой родной лес. А, как известно, "лес рубят - щепки летят". Но если щепкам задать правильное направление...

Подождите-ка, а где же наши Шуты? Ах, вот они! Сидят на развалинах генератора и пируют в своё удовольствие. И, между прочим, они весьма довольны собой - из обузы Неразлучная Парочка в одночасье превратилась в героев дня. Ведь шесть миллионов форм общения - очень неплохое подспорье, если хоббитам вдруг приспичит поговорить о том о сём со старым Фангорном в чаще Волшебного леса. А Саруман, между прочим, тем временем выбыл из игры...

"Почему Питер Джексон и Джордж Лукас не поделили Кристофера Ли?"

"Саруман внимательно смотрит в палантир:
- Так, так... Что тут у нас? Донесения со спутников-шпионов?"
(Гоблин. "Две сорванные башни")

"На роль Дарта Тирануса, известного также под светским именем граф Дуку, Лукас пригласил Кристофера Ли, мастера ролей в фильмах ужасов, параллельно с "Атакой клонов" сыгравшего Сарумана во "Властелине колец". ... Обе роли поразительно схожи: герой, казавшийся достойным и мудрым, становится главным прихвостнем зла... Но, конечно, такие заимствования нельзя ставить Лукасу в вину. Во-первых, потому, что он никогда их не скрывал, а, во-вторых, потому, что в "Звездных войнах" все эти мотивы заиграли новыми, совершенно не толкиеновскими красками" [9].

До той поры пока в Мире будут существовать настоящие Друзья, будут существовать и Предатели. Ведь предать может лишь тот, кому более всего доверяешь. Как случилось так, что Саруман Белый, талантливейший и мудрейший майар Курумо, приближенный валар Ауле, Глава Светлого Совета покинул Орден и обратился к Саурону? ИМХО по тем же самым причинам, по которым Граф Дуку, один из сильнейших джедаев Галактики, в своё время хлопнул дверью другого Ордена. Не стоит бороться с Врагом его собственными методами, иначе в один прекрасный момент ты начнёшь смотреть на мир его глазами.

А ещё Дуку-Саруман очень ловко двери умеет закрывать - простым движением глаз, и файтиться на магических посохах. Армия орков-клонов и производство боевых дроидов для военных нужд Саурона-Сидиуса тоже были неплохи...

"Высоко сижу, далеко гляжу..."

Самый Главный Злодей, как ему и полагается по его высшему злодейскому рангу, никуда не рыпается, ни за кем не бегает, тельняшку на груди не рвёт, а тихо мирно сидит, примус починяет, планы лиходейские измышляет. Впрочем, дело не только в ранге, но и в гораздо более банальных причинах. Он бы и вскочил, и побежал, и сам всё давно сделал, потому как от этих Чёрных толку никакого - только знают, что сопят да криком пугают, а от работы, поди ж ты, отлынивают. Всё! Уволю всех к ситховой матери! Ой, так вашу растак, радикулит проклятый... Впрочем, у глаза не только не бывает радикулита, но и ножек-ручек, хотя бы и призрачных, тоже нет - особо не разбегаешься. Зато он, глаз, в смысле Всевидящее Око, очень даже хорошо видит, что в далёкой-далёкой Галактике делается. С башни заново отстроенного Барад-Дура №2 далекооооо видать. И пусть жалкие повстанишки думают, что это они такие умные. Но я-то знаю, что вся их мышиная возня на том берегу Великого Андуина есть не что иное, как часть моего грандиозного плана - знать бы ещё какого по счёту?

Эх, мне бы вот только Кольцо возвратить да этого нахалёнка Скайуокера обратить, а там, глядишь, и эльфы мне в ножки поклонятся. Так мол и так, господин Император, это мы не подумавши, чисто по глупости супротив тебя попёрли и воцарению Мира и Порядка во всём нашем далёком-далёком Средиземье воспротивились. А то сижу тут на троне, чахну - один глаз от меня прежнего и остался...

Надо сказать, что у Саурона-Сидиуса была ещё одна слабость - уж очень любил он всякие новомодные технические штучки, а также сильно увлекался прикладной генетикой на пару с Дуку-Саруманом - модифицированные орки "Made in Mordor" славились на всю Галактику. Кольца вот изобрёл - такой себе кузнец-микросхемотехник. ЗС отгрохал. Ну, первый-то Барад-Дур эти повстанцы-поганцы не преминули пустить в расход. Эх, плакали бюджетные денежки... Но второй Барад-Дур ещё выше, ещё круче и суперлазер ого-го-го! Правда, Ангмарец ворчит: "Не слишком гордитесь своим технологическим ужасом...". Что он понимает?! Устал я от него... Но пока второго такого воспитаешь - ноги протянешь, которых нет...

И пока Саурон, дабы быть в курсе всего происходящего, юзает ТСС на башне Барад-Дура, напрочь забыв в своей доведённой до абсурда гениальности о том, что "случайно залетевший дятел может разрушить цивилизацию", ударимся в другую крайность.

"От Великого до смешного..."

Если есть Самый Главный Злодей, то, согласно всё тем же Правилам, должен быть и Самый Мудрый Учитель. Он много видел и много знает. Он Великий воин, но считает, что войны никого не могут сделать великим. Он давно отошёл от мирских дел и живёт где-нибудь в уединённом уголке Мира, будь то живописная горная долина или топкое лесное болото - это не особо важно. Главное - чтобы не было лишней суеты. Он - живая легенда. Ему столько лет, что уже нет смысла праздновать День рождения. Его имя вызывает острый приступ ненависти у его врагов, но они никогда не рискнут сунуться в его владения - себе дороже.

Именно к нему Бен-Гэндальф отправляет Люка-Фродо. Это в его доме всегда можно переждать погоню, перекусить и получить целый ворох полезных советов. Правда, потом сто раз подумаешь, что лучше было бы пройти мимо, а то такооое узнаешь - нос на улицу высунуть страшно, а надо...

Итак, встречайте! Самый Главный Советчик Главного Героя Саги - Горлум! Да, да, когда я это узнала - тоже немного удивилась. И, тем не менее, именно это имя скрывали "вредные звёздочки". "Связь с "Властелином колец" была тем более естественной, что для первоначальной трилогии Лукас позаимствовал множество толкиеновских идей. Скажем, облик и манера речи Йоды были частично списаны с Горлума..."[10] "Голлл... Ммм... Моя прелесть..." Нет, я, конечно, понимаю - чувство юмора и всё такое. В этом Лукасу не откажешь - что такое эффект неожиданности, он знает лучше нас, но всё же... Впрочем, что-то общее у них есть... Хмырь болотный, как сказал бы старина Сэм. Но, думается мне, вся прямота мистера Лучшего Друга всё-таки не позволит ему столь же нелестно отозваться об Элронде, владыке Ривенделла, Хранителе Вилья - второго из трёх Эльфийских Колец.

"Беги, Фродо, беги!"

Вернёмся к нашему Люку-Фродо. Как вы наверное помните, мы оставили его на перепутье посреди Средиземья изображать роденовского мыслителя. Он и сам ещё не знает насколько долгим будет его путь. Не знает, что почти в самом начале пути он потеряет того, кого почитал Учителем. И как Бен Кеноби жертвует собой, погибая под ситхским клинком и давая Главному Герою и его спутникам возможность бежать, так и Гэндальф Серый встречает на Морийском мосту огненный меч Барлога, Великого Лиха Дарина.

"С хриплым воем проваливаясь вниз, Барлог взмахнул над головой хлыстом, и хлыст дважды опоясал мага. Увлекаемый в пропасть тяжестью Барлога, Гэндальф ухватился за мост руками, однако не удержался и, вскрикнув "Беги-и-ите!", исчез в пасти Морийского рва..." (Дж. Р.Р. Толкиен "Властелин Колец. Братство Кольца").

В дальнейшем оба волшебника-учителя воскресают, но если Бен предпочитает действовать втихаря, то Гэндальф, возвратившись в образе Белого Всадника, принимает ответственность за судьбы Средиземья наравне с Хранителем Кольца и Избранным. Слава Гэндальфу! Бен является только Люку. Гэндальф является всем кроме Фродо. Хранитель Кольца должен самостоятельно принимать решения - Мудрые не имеют права вмешиваться.

Идём далее. И Люк, и Фродо встречаются с Чёрным Лордом и терпят поражение в схватке, получая ранение, которое носит судьбоносный характер и в дальнейшем будет не раз давать о себе знать. При этом ранение является следствием минутной душевной слабости: Фродо поддаётся зову Кольца и надевает его, тем самым переходя в мир призраков и становясь видимым для Чёрных Всадников - в ту же секунду его плечо проткнул чёрный моргульский клинок. Люк поддаётся гневу и пропускает удар - в ту же секунду красное лезвие лайтсейбера ситха отсекает ему кисть.

И Люк, и Фродо тайно покидают друзей, вступая на самый ответственный участок своего Пути, не желая, чтобы те рисковали своими жизнями ради него. У каждого из них есть свой Лабиринт Страха. Горлум обманом заманивает Фродо и Сэма в логово Шелоб, порождения Унголиант, гигантского чудовища-паука времён Предначальной Эпохи, олицетворяющего собой животный ужас перед мощью Моргота. "Сердце Фродо воспламенилось гневом и гордостью, и он - безоглядно, безрассудно, отважно, - перехватив светильник в левую руку, правой обнажил меч. Острый, надёжный клинок заблистал в серебряном свете, полыхая голубым пламенем..." [11]

Люк встречается с призраком Вейдера в пещере Дагоба и побеждает его в поединке. Но видение победы не приносит радости. Уж лучше быть укушенным гигантским пауком, чем пытаться разгадать очередную загадку причудливой судьбы, ибо "в призрачном, "нереальном" поединке, под упавшей маской призрака Вейдера Люк видит собственное лицо... В этом принято видеть намек на личность Вейдера, но зритель, смотрящий картину впервые и не подозревающий еще о том, что Вейдер - отец Люка, воспринимает это примерно так: "Убив Вейдера - ты убьешь себя" или "победив себя, ты проиграешь". И такая битва с собой герою предстоит, да не одна" [12].

"В нём ещё осталось добро..."

"...Какая всё-таки жалость, что Бильбо не заколол этого мерзавца, когда был такой удобный случай!
- Жалость говоришь? Да ведь именно жалость удержала его руку. Жалость и милосердие: без крайней нужды убивать нельзя. И за это, друг мой Фродо, была ему немалая награда. Недаром он не стал приспешником зла, недаром спасся; а всё потому, что начал с жалости!"
(Дж. Р. Р. Толкиен "Властелин Колец. Братство Кольца").
Ну что ж, основные точки соприкосновения найдены, главные роли распределены. Черёд за Основной Идеей - так что же хотел поведать зрителям-читателям непосредственный Творец Саги? О чём, собственно говоря, речь и вокруг чего вся эта суета сует?

"Без крайней нужды убивать нельзя", - говорит Толкиен устами Гэндальфа. "...Иначе в душу человека легче будет прорваться злу. Убивать, даже убивать ради самой благой цели - значит поступать на руку мировому злу. Каждый раз, идя на поводу у страха, злости, алчности, герои слабеют, навлекают на себя и окружающих невиданные бедствия. Саурон же на каждом шагу искушает их предлагает лёгкий выход из ситуации. Тем, кого он не может соблазнить полностью предаться злу, Саурон предлагает совершить мелкое злодейство, ведущее, казалось бы, к добру. Однако для Толкиена нет компромиссов. Совершённое зло приведёт к ещё большему. На зле нельзя построить добро" [13].

"...неужели вы пощадили Горлума после всех его чёрных дел?.. Он заслужил смерть.
- Заслужить-то заслужил, спору нет. И он, и многие другие, имя им - легион. А посчитай-ка таких, кому надо бы жить, но они мертвы. Их ты можешь воскресить - чтобы уж всем было по заслугам? А нет - так не торопись никого осуждать на смерть. Ибо даже мудрейшим не дано провидеть всё. Мало, очень мало надежды на исправление Горлума, но кто поручится, что её вовсе нет?"
(Дж. Р. Р. Толкиен "Властелин Колец. Братство Кольца").

Вот то САМОЕ ГЛАВНОЕ отличие между Гэндальфом и Беном. Или его всё же нет? Попробуем разобраться. Меня всегда занимал один вопрос - что имел в виду Оби-Ван Кеноби на САМОМ деле, когда в ответ на фразу Люка: "Я не могу убить своего отца!" он произносит не менее знаменитое: "Тогда Император уже победил...". Чего он добивался? Смерти Вейдера или... Итак, Люк наотрез отказывается сражаться с Вейдером и поступает ВОПРЕКИ словам Учителя. А вопреки ли? А если предположить, что Кеноби, зная о Духе противоречия, живущем в каждом Скайуокере, предполагает, что Люк воспользуется принципом: "Выслушай Учителя и сделай всё наоборот"?

Не слишком ли он рискует? Ведь "Злые силы находят самую короткую дорожку к сердцу героев. Кольцо "подсказывает ложь", помогая завладеть собой, - и вот герой ввергнут в пучину страшных событий, кардинально меняющих его жизнь... Кольцо является сильнейшим соблазном, сеет вокруг себя раздоры и несчастья, и единственный способ избежать его пагубного влияния - даже не допускать мысль, о том, чтобы воспользоваться злой силой".

Да, Гэндальф и Элронд рисковали не меньше, доверяя судьбу Кольца и вместе с ним судьбу всего Средиземья маленькому хоббиту из далёкого Шира. Фактически, полагались на "авось". Но, быть может, было бы лучше, подобно Гэндальфу, дать Главному Герою возможность свободного выбора? Честнее? Или за словами Бена как раз и скрывается возможность свободного выбора? Ведь не мог же тот, кто является воином Света, не понимать: отцеубийство - один из самых страшных грехов. "Это то, чего Делать Нельзя. Как Кольцо надевать Нельзя. И Люк это понимает" [14].

"...Это понимает не только Люк. Это прекрасно понимает Император, провоцирующий Люка на поединок с Вейдером (на убийство Вейдера, ведь тот же сам признал, что Люк сильнее!) всеми возможными способами. Снова Люка ставят перед выбором - спасать друзей или нет. Казалось бы, один раз это уже пройдено. Но нет. "Я не подниму руку на своего отца", - повторяет он. Как и Фродо, он выдерживает тяжелейшее испытание. Как и Фродо, не до конца. Одна из провокаций достигает своей цели, и Люк атакует. Кольцо надето. Испытание провалено"[15].

Провалено? "Жизнь даётся каждому только один раз, и у каждого только один шанс прожить её правильно. Никто не в праве отнимать этот шанс у человека, пусть сам он не раз лишал кого-то жизни..." [16]. Жалость Бильбо, а затем и Фродо к мерзкому, опустившемуся созданию, измождённому вражеским Кольцом. Жалость Люка к закованному в чёрные латы Тёмной Стороны исчадию ада, некогда бывшему джедаем Энекином Скайуокером. Жалость не остаётся без последствий. Горлум, хоть и невольно, но предрешает победу добра - и падает в кратер Роковой Горы, унося с собой Кольцо Всевластья.

"Сострадание есть квинтэссенция любви". Это слова того самого Энекина Скайуокера до того как... Нет, не зря Лукас вложил их именно в его уста. Спустя четверть века его сын познает их смысл и примет руководством к действию. И в далёкой-далёкой Галактике в шахту реактора полетит лично Император. "Сын выбрал отца - и отец, в свою очередь, выбрал сына" [17].

"Каждому времени - свои Герои"

"Под вечерними лучами
На покинутом причале
Мы плечом к плечу стояли,
Окружённые молчаньем.

Завтра снова солнце встанет,
Возвратит надежду людям.
Мы мудрей и твёрже станем -
Только прежними не будем" [18].

Мелькают на экране последние кадры "Возвращения Джедая", перевёрнуты последние страницы "Возвращения Короля". Три призрачные фигуры тают на фоне эндорского леса. Три поколения рыцарей Джедай - Магистр Йода, Оби-Ван Кеноби и Энекин Скайуокер. Их время закончилось, их ждёт Сила... У причала Серебристой Гавани лёгкий, как облако эльфийский корабль ждёт Элронда, Гэндальфа и... хоббита Фродо Бэггинса. Эльфы и маги покидают Мир Средиземья - пришло время Людей...

Самый Мудрый Учитель, Старый волшебник и Тот, Кто Помог Пророчеству Исполниться. Их провожают те, кому оставаться и строить Новый Мир. По праву преемственности. Ход Истории повернул на следующий виток спирали, и вновь Сын поднимет меч Отца, а Ученик - меч Учителя.

"Эльфийских героев-небожителей сменяют их ученики - такие же герои люди. Времена героев уходят в прошлое..." [19] В далёкой-далёкой Галактике Люк и Лея Скайуокеры восстановят Орден и Республику, но это будет уже не тот Орден и не та Республика. В Средиземье Арагорн, сын Араторна, Король Элессар отстроит города, но это будут уже не те города.

"Мир остаётся в надёжных руках людей. Они не так велики и не так прекрасны, но, в конечном счёте, именно они лучше всех обустроят жизнь Средиземья, ведь, как говорит Эльф, "людские свершения долговечнее наших". А объясняется это тем, что в людях сидит вечная, непреодолимая тяга к действиям, преобразованиям. То, что не сделает отец, удастся сыну, и следующему поколению невдомёк разочарование предыдущего. Всегда человеку сопутствует разрушение построенного ранее, но всегда "вызревает нежданный посев". По Толкиену это великий человеческий дар, однако и его беда, т. к. "несбыточны людские мечтания".

"В этой Саге нет порядка..."

Чего не знали Люк и Ко:

  • призрачное воинство джедаев можно весьма и весьма эффективно использовать для полной деморализации противника;
  • если выскочить из-за угла имперской базы и заорать "А Элберет Гилтониэль!", штурмовики падают пачками без единого выстрела... От неожиданности;
  • неизменное "Мммм..." учителя Йоды переводится на стандарт как "Моя прелесссссть...";
  • жители Татуина на самом деле были выходцами из Шира. Это 100% - иначе почему и те, и другие так любят грибы и живут в норах?

Если бы книгу Толкиена экранизировал не дядя Петя, а дядя Жора:

  • Гэндальф прыгает на орла с башни Ортханка. Саруман заглядывает вниз и говорит: "Терпеть не могу, когда он так делает...";
  • "Магистр Элронд! Магистр Элронд! Кто-то стёр Изенгард с карты Средиземья!";
  • происшествие на Заверти окончилось бы фразой "Я - твой отец...";
  • назгулы бы рассекали не на "птеродактилях", а на TIE-файтерах новейшей модели;
  • примчавшиеся на помощь Гондору всадники Рохана с удивлением обнаружили бы, что защитное поле всё ещё функционирует;
  • Единое Кольцо надо не бросать в вулкан, а аккуратно запульнуть в вентиляционную шахту Барад-Дура размером два на два;
  • эльфы с санитарного крейсера обязательно прикрутили бы Фродо новый палец взамен откушенного Горлумом.

P.S.: Автор выражает благодарность тов. ПиДжею за предоставленные иллюстрации :-)

Примечания:

[1] Место, куда человек попадает после ухода за пределы Арды (после смерти) - по Толкиену
[2] Здесь и далее: Статья - С. КОШЕЛЕВ. Великое сказание продолжается. Эстетическая теория Дж. Р.Р. Толкиена и его роман "Властелин колец".
[3] Дж. Р.Р. ТОЛКИЕН "Хоббит, или Туда и Обратно"
[4] "Total DVD", № 5, май 2002 Борис ИВАНОВ "Звездные войны. Эпизод II". Клоны атакуют. Взято: "Звездные войны. Портал на Куличках"
[5] Дж.Р.Р. ТОЛКИЕН "Властелин Колец. Возвращение Короля"
[6] Дж. ЛУКАС "Звёздные войны Эп. VI - Возвращение Джедая"
[7] Тинувиэль. В синдарине (эльф.) - "соловей". По легенде, именно так Берен Эрхамион назвал дочь эльфийского короля Тингола Лутиэн, встретив её поющей в лесах Дориата. Лутиэн была первой среди эльфийских дев, кто ради любви к человеку избрал путь Смертной. К слову, во время их скитаний по землям Моргота Берен теряет правую руку. Арагорн, встретив Арвен в лесах Ривенделла, окликнул её таким же образом.
[8] Дж. Р.Р. Толкиен "Властелин Колец. Братство Кольца"
"Total DVD", № 5, май 2002 Борис ИВАНОВ "Звездные войны. Эпизод II". Клоны атакуют. Взято: "Звездные войны. Портал на Куличках"
[9] "Total DVD", № 5, май 2002 Борис ИВАНОВ "Звездные войны. Эпизод II". Клоны атакуют. Взято: "Звездные войны. Портал на Куличках"
[11] Дж. Р.Р. ТОЛКИЕН "Властелин Колец. Две башни"
[12] МИТРИЛИАН "Звездные Войны" - Попытка объяснения феномена. Взято: "Звездные войны. Портал на Куличках"
[13] Здесь и далее: А. ВИНОГРАДОВ. "Философские идеи в произведениях Дж. Р.Р. Толкиена" Взято: "Арда-на-Куличках"
[14] МИТРИЛИАН "Звездные Войны" - Попытка объяснения феномена. Взято: "Звездные войны. Портал на Куличках"
[15] МИТРИЛИАН "Звездные Войны" - Попытка объяснения феномена. Взято: "Звездные войны. Портал на Куличках"
[16] А. ВИНОГРАДОВ. "Философские идеи в произведениях Дж. Р.Р. Толкиена" Взято: "Арда-на-Куличках"
[17] МИТРИЛИАН "Звездные Войны" - Попытка объяснения феномена. Взято: "Звездные войны. Портал на Куличках"
[18] Из ролевого творчества
[19] Здесь и далее: А. ВИНОГРАДОВ. "Философские идеи в произведениях Дж. Р.Р. Толкиена" Взято: "Арда-на-Куличках"

Две Саги одним махом пересказывала Дио Вильварин


К слову: Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции журнала, его читателей и уважаемого господина Дж.Лукаса.

Идея и поддержка ©
Техническая поддержка: serduk.org.ua
DeadMorozz © was here ™ | Собрано ручками | FAR forever.