Новости | История проекта | Редакция | авторы | Хотите написать статью? | Ссылки | Гостевая  
ГАЛА-НОВСТИ
гала-новости
КОМЛИНК
машина или человек
гиперспейс
киевская фишка
техника на грани
нечеловеческий разум
выше звезд
энтони дэниелс
наши герои
Darth Marena
точка зрения
матрица
АССОЦИАЦИИ
русский рок
R2D2
рыцари старой республики/2
КАНТИНА
Ведро какавы

Выше звезд

Энтони Дэниелс. Робот-патриарх

Кого из персонажей Star Wars мы видим самым первым? По коридору Тантива, среди выстрелов и суеты странной походкой движется золотистый андроид. С3РО -- человекообразный киборг. Робот, иными словами. Железный и бездушный, как утверждают ученые всех эпох и Галактик. Но мы-то с вами знаем, что под позолоченной крышкой бьется вполне человеческое сердце самого настоящего человечка, которого зовут Энтони Дэниелс.

Приглашение британского актера на роль робота не носило никакого метафизического смысла. Лукасу был нужен невысокий и худенький человечек, способный влезть в золотистые латы. Кроме того, учитывая невысокий бюджет картины, платить местному малоизвестному актеру много не надо было. (В общем, жадность и бедность молодого Лукаса - залог триумфа "Звездных войн"). Зато Энтони Дэниелс, узнав о том, что ему предлагают роль какого-то "гроба на колесиках" в тупом фантастическом фильме, был возмущен: это ему-то, игравшему в театре Розенкран... тьфу, Гильденстерна в модной постановке Тома Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы"! (То есть, это даже круче, чем Шекспир - ведь роль приятеля датского принца в этой пьесе главнее самого Гамлета!)

"Я сказал своему агенту: "Я - актер. АКТЕР!", мне не хотелось целый день торчать в металлическом костюме. Она посоветовала мне не глупить и пойти на встречу. Я также осознал, что одной из причин, по которой он хочет именно меня, была та, что физически я был очень худым. Кроме того я хороший мим, я был актером и, возможно это было решающим, я был невероятно "дешев".

Скепсис не пропал и после того, как Дэниелс встретился с г-ном Джорджем Лукасом. Будущий отец Галактики показался скучным и неинтересным типом. Чего он хотел от будущей картины, понять было невозможно. И тут Энтони увидел того, кого ему предлагалось сыграть:

"Картинка была концептуальной работой Ральфа МакКаурри и изображала Трипио, стоящего на чем-то, напоминавшем каменистую поверхность луны. Просто стоял рядом со своим другом R2. И знаете, Трипио заглянул с картины прямо мне в душу. Он выглядел таким покинутым, грустным, что ли, и мне показалось, что он говорит: "Помоги... помоги мне". Как же я мог не откликнуться?"

И Дэниелс откликнулся. Прочтя сценарий, он пришел к Джорджу и попросил роль. "Конечно!" - ответил Лукас. Одно маленькое слово перевернуло всю жизнь британского актера самым безжалостным образом. Все началось с создания костюма. Будущего исполнителя роли Трипио обмазали гипсом, чтобы подогнать под фигуру будущие золотистые латы.

И начались съемки. Джорджу Лукасу не нравился Дэниелс: ни его игра, ни "чудовищный" британский акцент. Энтони уже смирился с мыслью, что его персонажа переозвучит другой актер. Но, после нескольких месяцев мучения с подбором претендентов на озвучку, Джордж наконец пришел к славной мысли вернуть роботу его первоначальный голос. "Хвала создателю!", как говорил сам Трипио, пребывая в сладком неведении о личности того самого создателя.

Лукас занимался глобальными джедайскими вопросами, а Дэниелс был предоставлен сам себе. К счастью, гуру и наставником на съемках "Новой надежды" стал Алек Гиннесс. И еще хорошим приятелем оказался Марк Хэммил - он подходил Дэниелсу и по возрасту, и по росту.

К тому же, в золотой маске актер ничего не видел и разговаривал со своим "пылесосом" почти наощупь. Сама броня не позволяла бедняге Трипио садиться и низко наклоняться. В сцене, где робот таки вынужден сидеть, "латы" на ногах снимались и заменялись накладными пластинками спереди. Металл на щедром тунисском солнце нагревался, грозя сделать из находящегося внутри человека гриль. Неудобства компенсировались одним - актера буквально носили на руках, причем все подряд. И как не любить такого красавца?

А потом были Приквелы. Сила не дала Лукасу права на ошибку и нашептала на ушко о том, кого стоит брать на роль "молодого" С3РО.

"Недавно я остро осознал, что стал патриархом "Звездных войн". Они же все теперь младше меня: Дарт Вейдер, Палпатин, королева. Я никогда не добивался этой роли, а теперь я - старейший член команды. Только Лукас года на два меня старше. Я очень странно себя чувствую: прошло столько лет, а я делаю ту же самую работу И вот в новом фильме я стою ровно на том самом месте, где я стоял 25 лет назад, - в первой же сцене, в которой только снялся, на той же самой ферме. Так странно. Постоял там немного - просто так, на солнцепеке, и дул такой же легкий бриз, как и в тот, самый первый день. У меня вся душа перевернулась - это как вдруг вернуться на 25 лет назад".

В "Атаке клонов" Дэниелс превзошел самого себя и показался на людях "раздетым": в сцене поиска убийцы Зэм в Корускантской кантине в толпе "кушающих-слушающих" оказался средних лет homo sapiens, поразительно смахивающий на робота-секретаря. Звали человека лейтенант Фейтони. История умалчивает, какую роль играл этот персонаж в сюжете Второго эпизода, но есть все основания полагать, что никакой. (Ходят слухи, что Дэниелс не оригинален, и где-то среди густозагримированных гуманоидов якобы мелькает сам г-н Марк Хэмилл - но, "вещдоков" тут уже нет).

***

Актером Тони стал довольно поздно. Сначала норовил получить нормальную профессию экономиста, место в профсоюзе, льготы, пенсию и прочие мелкие радости обеспеченной жизни. К счастью, желание лицедействовать взяло верх над здравым смыслом. Уже через три года обучения в актерской школе он выиграл престижную премию за лучшую радиопостановку. И начал играть в английских театрах.

Театральная школа дает себя знать. Просто выйти перед камерой и изобразить кого-то -- дело нехитрое. А вот создать по-настоящему яркий образ, "живого" персонажа, многогранный характер под силу тем, кто имеет за плечами приличный багаж профессиональной актерской работы. Да, роль режиссера, особенно в кинематографе, огромна. Но задача актера - вдохнуть жизнь в своего персонажа. Впрочем, кто в кого и что вдыхает во время таинства под названием "киносъемки" - вопрос сложный. "Он как-то сам собой взялся. Я и вправду думаю, что С-3Р0 всегда существовал где-то в космосе, ждал, пока я получу его сигнал, сигнал из ниоткуда. Магия..." - так говорит о рождении робота-секретаря сам Дэниелс.

Он действительно играет робота -- механическое существо, которое лишь воспроизводит человеческие эмоции, не испытывая их по-настоящему. И это умиляет, как умиляют маленькие дети, всерьез крутящие пластмассовый обруч, изображая шофера. Я уже не говорю, что у образа почти нет никаких выразительных средств - на лице маска, движения сковывает костюм. Еле заметные жесты превращают кусок блестящих лат в суетливого и одновременно нерасторопного чудика. Древняя магия театра масок, комедии дель арте...

Ох уж мне эта позднесредневековая азбука европейского театра. Предельно упрощенные маски, отображающие типичных персонажей. Корни дроида-секретаря можно найти в образах слуг-дзанни (ловком хитреце или ленивом обжоре), и в глуповатом, болтливом Докторе, и хвастливом трусе Капитане. Все эти маски должен был хорошо знать выпускник театральной школы Энтони и он доказал, что получал образование не просто так.

Говорить о Трипио без упоминания его друга R2D2 глупо хотя бы потому, что несмотря на все ухищрения звукооператоров, радиотехников и усилий Кенни Бейкера, образ самого умного в Галактике астродроида фактически создал один Дэниелс. Это очень непросто - приходится играть "за себя и за того парня". Актер сумел выстроить отношения между своим золотым болтуном и безликим и бессловесным Арту.

Вернемся к Розенкранцу с Гильденстерном. Однажды Дэниелс заявил, что эти два товарища страшно напоминают ему неразлучную парочку Арту-Трипио. Эти два ни в чем не повинных парня оказываются в самой гуще событий, придворных интриг и судеб Датской Галактики.

Кто читал пьесу или видел фильм, знает, что эта история повествует о шекспировском Гамлете глазами его "друзей молодости", приехавшими в Эльсинор по просьбе новоиспеченного короля. Где-то на периферии кинокадра Гамлет размышляет,"быть или не быть", Клавдий замысливает нехорошее, Офелия возвращает принцу письма... Но об этом сюжете мы догадываемся только потому, что читали Шекспира. У Стоппарда вся история крутится вокруг двух странных приятелей Гамлета. Зачем они здесь и что нужно королевскому двору от небогатых пришельцев, по большей части остается за кадром. Королевские тайны не касаются дроидов, судьба Галактики не решается с помощью мелких дворян. Пока вершится история, второстепенные персонажи решают свои насущные проблемы, косяками валящиеся на их головы.

На фото: кадр из фильма "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" Тома Стоппарда. Слева - Розенкранц (Джонни Депп), справа - Гильденстерн (Тим Рот). Или наоборот ;)

"Гильденстерн (откашливаясь): Утром солнце бывает на востоке. Это, я думаю, можно принять.
Розенкранц: Что сейчас утро?
Гильденстерн: Если это так и солнце находится там (справа от него, стоящего лицом к залу), то тут (перед собой) был бы север. С другой стороны, если сейчас не утро и солнце село там (слева), то тут (неуверенно) был бы...тоже север. (Ободряясь.) С другой стороны, если мы пришли оттуда (в зал) и сейчас утро, солнце вставало бы там (слева), и если оно действительно село там и еще утро, то тогда мы должны были прийти оттуда (показывает назад), и если тут (слева) юг, а солнце село там (в зал), тогда сейчас полдень. Между тем, если все это не так - -
Розенкранц: Почему бы тебе просто не сходить и посмотреть?
Гильденстерн: Прагматизм?! Это все, что ты можешь предложить? Ты, видно, не понимаешь, в какой мы ситуации. Здесь на компас надеяться не приходится, понял? (Пауза.) И вообще тут, на севере, ничего не знаешь наверняка - всегда так темно..."

Не правда ли, забавный диалог? Так и просится на язык фраза насчет механических мозгов собеседника и многозначительный присвист в ответ. Забавно отметить, что Розенкранц редко когда удивляется и постоянно что-то мастерит, а Гильденстерн без конца философствует и несет полную чушь. Так что Дэниелс во многом прав. Вновь театральное прошлое актера подсказало верный путь создания образа.

***

Человек, игравший протокольного дроида, знающего 6 миллионов форм общения и этикет различных систем, был свято уверен в том, что в России кругом лежит снег и пьют водку бородатые мужики в оборванных полушубках. А когда приехал к нам (на мировую премьеру коллекционного собрания "3вездных войн. Эпизоды IV, V и VI"), удивился, что дикие вуки по Красной площади не бегают. Зато кормят здесь хорошо. Настолько хорошо, что актер всерьез опасался, что не влезет в свои "доспехи" после наших щей, пельменей и блинов. "Мне приходится делать тяжелую работу, надо быть сильным, и я "качаюсь". При этом - стройным. Вчера меня покормили русским обедом - так можно растолстеть за неделю. Потому что вкусно! В среду улечу и буду сбрасывать нагулянное, становиться сильным. Буду выполнять тяжелую работу, а потом Лукас половину вырежет в монтаже".

Актер-Дэниелс и Трипио-образ уже давным-давно превратились в коллег и близких друзей. Многочисленные презентации, шоу и телефильмы, компьютерные игры, журналы... Назвать в жизни Энтони какие-то иные роли крайне сложно. Хотя они есть.
Довольно забавный факт: он озвучивал ...Леголаса в анимационном фильме "Властелин колец" 1978 года розлива. А еще исполнил эпизодическую роль эксцентричного учёного Франсуа в телефильме "Молодой Индиана Джонс. Атака людей-ястребов (А в этом сериале кто только из "звездовойновцев" не отметился!)

Да, он играет второстепенного персонажа, но без него "Звездные войны" потеряли бы ощутимую часть своего волшебства. Говорят, что Трипио сотрут память в Третьем эпизоде. И он забудет мальчика Эни, его грустную маму, забудет набуанскую красавицу, человека по имени Оби-Ван. Вот что дроид будет помнить всегда - так это язык влаговыпаривателей и свою нелюбовь к космическим полетам. Зато Золотнику обеспечена долгая, хоть и не слишком яркая жизнь в EU. И пусть везение и долголетие неуклюжего андроида перепадут и тому, кто его играл.


Интересные линки

Сайт Энтони Дэниелса
Биография на официальном сайте фильма.
Биография на русском
Фильмография

Интервью:
Интервью №1
Интервью №2
Веселые картинки

В статье использовались интервью Энтони Дэниелса, опубликованные на сайте Куличек.

Всяческая благодарность за помощь в создании статьи выражается Lando и Foks'у

Nash Brik


К слову: Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции журнала, его читателей и уважаемого господина Дж.Лукаса.

Идея и поддержка ©
Техническая поддержка: serduk.org.ua
DeadMorozz © was here ™ | Собрано ручками | FAR forever.