Новости | История проекта | Редакция | авторы | Хотите написать статью? | Ссылки | Гостевая  
ГАЛА-НОВСТИ
гала-новости
КОМЛИНК
машина или человек
гиперспейс
киевская фишка
техника на грани
нечеловеческий разум
выше звезд
энтони дэниелс
наши герои
Darth Marena
точка зрения
матрица
АССОЦИАЦИИ
русский рок
R2D2
рыцари старой республики/2
КАНТИНА
Ведро какавы

Точка зрения

The Force has you

Или Краткое руководство о том, как не попасть в Матрицу

В 1978 году молодой режиссер Джордж Лукас потряс мир новой реальностью, полной таинственной Силы, могущественных джедаев и масштабных космических битв. В 1999 году молодые режиссеры Лари и Эндрю Вачовские вновь потрясли мир очередной новой реальностью. В ней, напротив, ничего не было - даже ложки. Борьба добра со злом, сверхспособности героев, куча спецэффектов и псевдофилософия - вот рецепт популярности и долгой жизни современного голливудского кино. Cобытия космической саги происходят в какой-то далекой Галактике, действие киберпанковой трилогии разворачивается в ином, виртуальном мире. Впрочем, законы киножанра не зависят ни от законов физики, ни от рас и принадлежности к механизмам или людям. История повторяется вновь и вновь...

Следуй за белым кроликом - он твоя последняя надежда

- Ну наконец-то Нео взял красную таблетку, -
облегченно вздохнули на Навуходоносоре. - 
Он уже десять раз синюю брал...

Миллион раз уже было сказано, что все сюжеты современных картин строятся по одной-единственной фабуле. Всем она уже хорошо известна, а потому в сотый раз рассказывать о сходстве героев не буду. Попытаемся лучше выяснить причину происходящего.

Живет себе товарищ Избранный. Работает в поте лица, и кроме упреков ничего не слышит. С законом не очень в ладах - пиратские программы у джав покупает, хакерством промышляет, впрочем, и не мешает вроде никому по жизни. Так бы ему и прожить до старости, не попав на экраны кинотеатров. Но Морфей подкрался незаметно... Делая выбор, Нео кушает красную пилюлю и выбирает синий меч.

"если слишком долго держать в руках раскаленную докрасна кочергу, в конце концов обожжешься; если поглубже полоснуть по пальцу ножом, из пальца обычно идет кровь; если разом осушить пузырек с пометкой "Яд!", рано или поздно почти наверняка почувствуешь недомогание". Помните эти простые советы из сказки про Алису. И если вам предлагают скушать какую-нибудь таблеточку, лучше откажитесь. А то превратитесь в оборванного и грязного бомжа, попавшего в шайку революционеров-фанатиков.

Заодно не забудьте о том, что разговаривать на улице с малознакомыми бродягами также чревато самыми неожиданными последствиями. Даже дамочкам в ночном клубе не стоит доверять. И уж ни в коем случае нельзя соглашаться на их предложение пойти к ним в дом или сесть в машину! Впрочем, искателям приключений всякие предупреждения - как банте компьютер...

[надев солнцезащитные очки и хрустнув шейным позвонком]

Что за создания это такие, люди. Не сидится им на солнечной ферме и в чистом и сухом офисе. Уж, казалось бы - все есть. И дроиды для облегчения труда, и высокая зарплата на престижной работе. И молодость есть, и способностями Создатель не обделил, и внешность очень даже ничего, так ведь нет... Жрут и жрут они эти красные таблетки, накликают приключения на свою телесную оболочку, прут как АТ-АТ навстречу опасностям и летят на другой конец Галактики, лишь бы подальше от обыденности. Иллюзии, причуды восприятия! Хрупкие логические теории слабого человека, который отчаянно пытается оправдать свое существование: бесцельное и бессмысленное.

Размер ложки значения не имеет.

Как это нет ложки? - возмущался Нео в китайском ресторане.

Окружающая нас действительность - это иллюзия. Исключительно не новая мысль, но именно благодаря ей "Матрица" стала чуть ли не откровением в нашем напрочь виртуальном мире. А ведь еще Рене Декарт в далеком VII веке рассказал все то, о чем вещал новообращенному Томасу Андерсену предводитель "Тысячелетнего Навуходоносора" Морфеус.

"И тем не менее в моё сознание твёрдо впечатано, что есть всемогущий Бог, который заставил меня верить, что я такой, какой есть. Откуда я знаю, что Он не сделал так, что на самом деле ни земли, ни неба, ни звёзд, ничего не существует, так же как нет формы, размера и места, а Он в это время уверяет, что все эти вещи такие, какие мы их видим? [...] Но возможно Бог не позволил бы мне быть обманутым, так как он есть высшее добро; [...] Поэтому я предположу, что это не всемилостивый Бог, а скорее некий злобный демон, наделённый невероятной властью и изобретательностью, использует все свои возможности, чтобы обмануть меня. Я буду считать, что небо, воздух, земля, цвета, формы, звуки и остальные внешние вещи всего лишь иллюзии снов, призванные поймать в ловушку мой разум". (Рене Декарт "Медитации")

"Освободи свой разум" - говорит Морфеус и порхает на другую крышу. Это уже восточная традиция, это уже буддизм. Очистить рассудок от грубой материи реальности и достигнуть просветления, нирваны. Концентрация, покой - это помогает форс-юзеру почувствовать Силу и увидеть будущее. Воистину, восточная философия объединяет "Матрицу" и "Star Wars". В первом случае сказалась любовь Лукаса к фильмам Куросавы, вот втором - увлечение Эндрю и Ларри гонконгскими боевиками...

В буддизме человек заперт в темнице бесконечного цикла рождения, смерти и перерождения. И только благодаря самопознанию может стать свободным. "Но помни, я могу лишь указать дверь. Войти ты должен сам". Может быть именно поэтому Оби-Ван и Йода не спешат раскрывать Люку всю правду? И подобно тому, как Морфеус сказал Нео: "Знать путь и пройти его - не одно и то же", Нечто подобное говорят мудрые джедайские учителя улетающему с Дагоба Люку.

Нео в фильме довольно ощутимо ассоциируется с Буддой. "Когда-то давно жил человек с редкой способностью изменять все вокруг, подстраивать Матрицу под себя. Он уже умер, но по пророчеству Пифии вернется. Его приход знаменует крушение Матрицы, конец войны и освобождение людей..." - говорит Морфеус томасандерсоновской реинкарнации матричного спасителя. Еще один такой убежденный верующий приволок в столицу мира такого вот Будду - голубоглазого мальчика, по легенде зачатого мидихлорианами. Вот только превратился он с годами в многорукого :-Р Шиву, разрушающего Вселенную. Впрочем, об этом поговорим позже.

[согнув ложку взглядом]

Никакой философии в "Матрице" нет. Нет ее и в "Звездных войнах". Для начала нужно понять главное: все это обычные голливудские блокбастеры, они созданы для того, чтобы выкачать из наших карманов как можно больше денег. Все - обман, иллюзия. Дело в тебе, в том, что ты сам вкладываешь в то, что видишь на экране. Ложки нет.

Каждому избранному - свою матрицу

Тринити: "Нео, я передумала. Я тебя больше не люблю. 
Так что ты больше не Избранный"... 

А теперь отгадайте загадку: Без глаз - а видит, без крыльев - а летает. Это я Хэна Соло сейчас имела в виду... И тем не менее. Понятие "избранный" прочно вписалось в оба киношедевра. Причем, практически одновременно, ибо в ОТ об избранничестве вроде речь не шла. Спаситель - неизменный атрибут христианской европейской культуры. Он придет в этот мир, чтобы своей смертью искупить грехи человеческие. Обращение воды в вино - это вам, конечно, не майнд-трик, но все равно чудо, магические возможности того, кто отмечен печатью Избранного.

А способностям Нео позавидует любой форс-юзер: и пули он останавливает аки Вейдер, и сальто крутит, поправ законы гравитации, и даже форс-грипом балуется (это когда мечи со стенок к себе в ручки телепортирует), а уж летает матричный супергерой на зависть любому крестокрылу. Такое даже джедаям не снилось. Из милого и наивного мальчика-программиста к концу первой матрицы новоявленный Питер Пен превращается во что-то совсем невменяемое.

Хвала провидению, Хейден Кристенсен настолько слабо играет, что на Избранного не тянет никак. По сравнению с приквелами, Спасителем выглядит скорее Люк. А, впрочем, кто знает, о каком Скайуокере идет речь в древнеджедайском Предсказании - мидихлориан-то у сыночка никто не считал. Впрочем, Лукасу хватило такта не лезть в религиозные дебри и слишком "охристосывать" Скайуокера-старшего. Хотя и непорочное зачатие налицо, и счастливое воскресение из мертвых. А вот братья Вачовские параллелей с христианским Спасителем и не скрывают. Чудеса Нео творит с завидной регулярностью, Тринити из мертвых возвращает, воскресает разок сам, да еще и помирает мученической смертью, раскинув руки как на распятии.

[отрезая аппетитный кусок мяса в компании с агентами]

Что же это за мир за такой, если его будущее зависит от одного-единственного Избранного. Причем этот единственный избранный при ближайшем рассмотрении оказывается чуть ли не сто пятым по счету. Эдак в мире скоро не останется обычных людей. Запомните: самое большое количество избранных находится в психиатрических лечебницах.

Это мой мир! Эта грязища - мой дом!

Подходит Нео к мониторам и спрашивает: 
"Это что, и есть матрица?".. 
Морфеус: "Освободи свой разум... Это скринсейвер!" 

Итак, реальный мир - это всего лишь иллюзия, матричная картинка, которую легко свести к зеленоватым цифрам кода. Реальность непостижимая и пустая, словно космос. Космос непостижим и велик, как компьютерный мозг Архитектора. Бегущие по экрану буковки и значки стали символом "Матрицы". Их стремительное журчание по монитору мелькает и в паутине дождя, и даже в стекающих по оконному стеклу разводах чистящего средства. Дождь стал навязчивым лейтмотивом фильма Вачовских. С него история начинается, им же и заканчивается трилогия. У Лукаса не столь выраженный символ "Star Wars" - звездный ковер Галактики. Среди сияющих точек далеких светил происходят космические бои, на крошечных небесных светлячков смотрит маленький Энакин, в бесконечное звездное пространство глядят Люк и Лея в конце 5 эпизода. Пространство бесконечности - это и манит зрителя, и завораживает.

[Наливая Chateau Haut-Brion в бокал]

О! это вполне предсказуемо. Красота заключается в предельной простоте. Любую картину можно свести чередованию цветных точек, ne c'est pa? Начинается все очень просто, но каждое следующее цветовое пятно вызывает все новые реакции, как поэзия. Но вскоре это теряет значение. Вскоре мы забываем, что была какая-то причина. Нас волнуют ощущения - следствие. Такова природа вселенной. М-м-м... Словно вытирать зад мягким шелком!

Ты - Тринити?.. Ну и дела... Я считал, ты - парень...

Поймал Нео Золотую Рыбку. Она ему и говорит про любое желание. 
Нео отвечает: 
- Хочу, чтобы город Зион никогда не пал! 
Рыбка думает-думает, думает-думает, и говорит: 
- Не... Не знаю я, где твой Зион находится... 
Давай другое желание. 
Нео думает и загадывает другое желание: 
- Хочу, чтобы Тринити посимпатичней стала, хоть чуть-чуть. 
Рыбка: 
- Покажи-ка фотографию. 
Нео показывает. 
Опять Рыбка думает-думает, думает-думает. 
Так посмотрит, и сяк посмотрит на Тринити... 
- Ладно, мужик, доставай карту, будем твой Зион искать!

По иронии Архитекторов киноэпопей предметов любви в картине до такой степени мало, что под сомнения ставится мировая тенденция, емко выраженная в песне "на 10 девчонок по статистике 9 ребят". В кино на толпу главных героев обычно выделяется одна-единственная дива, и та страшна как Джабба в безлунную татуинскую ночь. Любовь, как говорится, зла...

Главная Героиня Фильма. Комсомолка, спортсменка, краса... нет, просто спортсменка. Или политик, что тоже женщину не красит. Да-да, в приквелах Лукас наконец нашел симпатичную актрису, вот только вышла Падме какой-то деревянной. Хотя чего тут странного, если героини то и дело мотаются по всему миру с пистолетом в руках. Воинственные амазонки - верные подруги. Но вот домохозяйки из них явно не очень. Вот свяжетесь с такой, и будете до конца своих дней жевать овсяноподобную размазню и носить незаштопанные грязные свитера. И не говорите, что мы вас не предупреждали...

В общем, с бедняжкой Тринити очень нехорошо получилось. Большинство не слишком преданных фанов "Матрицы" в сцене смерти возлюбленной Нео ничего кроме злорадного раздражения не испытывают. Действительно - не то кощей-бессмертный, не то Святой Себастьян, не то Квай-Гон Джин, прости господи... Ах, да! О мертвых - либо хорошо, либо ничего.

[копируя себя]

Только человек может выдумать скучное и безжизненное понятие "любовь". Насколько прекрасное, настолько и мимолетное явление. И не поддается она никаким логическим формулам. Ведь нельзя же ее в самом деле списать на инстинкт размножения. Хотя...

[еще раз копирует себя]

Я знаю кунг-фу! Но я еще не джедай...

Нео погнался за Близнецом и оказался где-то высоко в горах. 
Берет мобилу: 
- Линк, скажи, где я?.. Как это неправильно набран номер??? 
Какая еще Масяня? Куда-куда?

Героями не рождаются. Чтобы стать супер-крутым спасителем того или иного мира, нужно через многое пройти и многому научиться. Но педагогика и дидактика - вещи скучные. Ничего не делать и стать умным, сильным, здоровым, богатым и красивым - вот мечта современного человека. А уж если можно обучиться чему-то сверхъестественному... Люк на Дагобахе проходит "курс молодого джедая" за пару дней. Нео идет дальше - изучает джиу-джитсу за одну секунду. Сладкая, дразнящая, упоительная возможность научиться чему-то, не прилагая никаких усилий!

Но иллюзия и есть иллюзия. Даже Нео прыгнул с крыши на крышу не сразу. Я уже не говорю про Люка, который на Беспине выглядел как младенец. Не стать джедаем по мановению волшебной палочки. Как сказал Йода графу Дуку на Джионозисе, "Многому еще нужно тебе научиться". И не всегда обучение легко и приятно. Приходится и потеть, и в кровь разбиваться, и проваливать "контрольные задания" (помните, как Йода "загрузил" Люку программу "Vader" в пещере Дагоба?). "Учиться, учиться и еще раз учиться" - как завещал один не имеющий ничего общего с темой статьи человек.

[вытаскивая противень с печеньем из духовки]

Миллионы людей учатся по новомодным системам, школьники изучают литературу по средней величины брошюрке "Краткое содержание шедевров мировой литературы". Любой Джа-Джа Бинкс может купить диплом о высшем образовании. Спросите у стоящего на перекрестке гаишника, сколько надо заплатить за то, чтобы тебе "загрузили" программу вождения какого-нибудь транспортного средства в водительские права. Я уже не говорю о чудо-таблетках и вибротренажерах, которые за неделю могут сделать из человека атлета, пока он поедает пирожные, лежа на диване перед телевизором. Не стоит надеяться на чудесно приобретенные знания и способности. Но никакой вирус и форматирование диска не сотрут из вашей памяти то, что вы уже знаете. "Познай себя". А познав себя, не трудно познать и окружающий тебя мир.

Я ждал вас, мистер Андерсон. Теперь круг замкнулся.

Сидит за столом в Зионе компания, перемывают косточки отсутствующим. 
- Слушайте, а из-за чего Тринити и Нео разводятся? 
- Да Тринити во сне возьми да и назови Нео Смитом! 
Мужчины хором: 
- Дура! Ей что, Нео не хватало?! 
Женщины хором: 
- Дура! Ей что, Смитов не хватало?!

"Я тебе нравлюсь, потому что я негодяй" - этой репликой Хэна Соло можно охарактеризовать тягу зрителей к отрицательным персонажам. Дарт Вейдер и агент Смит (точнее, все копии агента Смита) - самые колоритные и востребованные "плохиши". Мало кто симпатизирует предателю Сайферу или мерзавцу Джаббе Хатту: фанфикшены про них не пишут, анекдоты не сочиняют и фанарты не рисуют. Потому что зло у них мелкоэгоистичное, я бы даже сказала, гастрономическое. А Темный Лорд Ситхов и агент Матрицы творят беспредел за идею. Для себя им ничего не надо, но ради того, чтобы "принести порядок в Матрицу", они готовы пожертвовать всем. Даже самим миром.

"Я твой отец" "Он - это ты, твоя противоположность". Как хотите, но в финальной супер-битве мне ужасно хочется, чтобы победил Смит. Ну, или чтобы они оба победили Архитектора. И стали править миром как Избранный и Анти-избранный. Да вот только кто же меня спрашивает...

[поправив кимоно и поклонившись]

Невозможно по-настоящему понять человека, прежде чем не сразишься с ним. Столкнувшись с такими людьми, не спешите впадать в панику, молить о пощаде или убегать. Эти мрачные идеалисты ценят достойных противников и не терпят неудачников. И запомните - если вам предлагают править Галактикой вместе, СОГЛАШАЙТЕСЬ!

Ты был прав, Смит... Ты был прав насчет меня

Смит: Мистер Андерсон, с возвращением! Вас нам недоставало. 
Как Вам мое произведение? 
Нео (хмуро): Сейчас займёмся вычитанием...
 

О, как ласкают взор киношные поединки! Даже яростные ненавистники как "Матрицы", так и "Звездных войн" с наслаждением просматривают "дуэли судеб". Рано или поздно главным врагам предстоит "последний бой - он трудный самый". Батальные сцены, любовная лирика, псевдофилософия - все заканчивается в тот момент, когда наносится первый удар в поединке "бэд гая" с супергероем. Прежде чем добро победит зло, хороший парень должен основательно получить по морде - Голливуд он и есть Голливуд.

Если Лукас радовал взор мечемахательным файтингом, Вачовские сосредоточились на кунг-фу. И все они не поскупились на спецэффекты и драматизм: на карту поставлено будущее человечества, в полутьме видны лишь красный и зеленый клинок, крепкие кулаки да синие или грозовые молнии. И Матрица содрогнулась от ужаса...

Мимолетное ощущение дежа-вю не покидало. Не то акробатические трюки магистра Йоды на фоне графа Дуку, не то финальный поединок по квиддичу из Гарри Поттера. Упоительный "махач" плохого и хорошего дяди в любом кинофильме строится по одной и той же схеме. Впрочем, сам факт, когда батальные сцены перемежаются с кровавым поединком Самых Главных Героев, кажется страшно знакомым. Исход войны решают два человека. Точнее, человек и м-м-м... почти человек. При этом тот, что помоложе, обязан убить того, кто пострашнее.

"И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым. А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; [...] Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю. Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида. Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали..." (О битве Давида и Голиафа. Библии, Первая книга Царств)

Хук слева и удар с ноги сами по себе хоть и зрелищны, но бурного восторга не вызывают без наличия изрядной доли драматургии и философствований. В "Звездных войнах" Люк не мог убить Императора, поддавшись гневу. Не мог и Вейдер убить своего сына, хоть и грозился. В "Матрице" оба врага знали исход встречи (согласно видениям Оракула победить должен был Смит), но Нео обязан был в очередной раз подмять Матрицу под себя.

"Я - джедай, как и мой отец до меня" - заявляет Палпатину Люк. "Потому что это мой выбор" - добавляет Нео. Не могу не позлорадствовать и заметить, что товарищ Избранный Матрицы по версии 6.0 на краю смерти таки не дрогнул, а вот товарищ Новая надежда при первых же "залпах" молнии позвал на помощь папочку (нет бы взять и умереть, как герой). В любом случае исход вышеописанных поединков как-то не вяжется с традиционным понятием "победа". На войне нет победителей, на войне есть только побежденные.

Шесть миллионов форм программирования

Звонок в дверь квартиры Нео. Нео открывает и обнаруживает 
на пороге малюсенького такого агента Смита. 
- Опа! - поражается Нео. - А ты чего такой мелкий-то?! 
- А я зазипованный.

О чем нет смысла спорить, рассказывая о "Звездных войнах" и "Матрице" - так это о том, что спецэффекты превзошли всякие ожидания, заняв себе прочное место в киноэнциклопедиях. Лукас давным-давно большую часть фильма снимает на фоне зеленых или синих экранов, рисуя на них все, вплоть до травки с водопадами на Набу. Вачовским до мэтра еще далеко, поэтому съемки на "натуре" для актеров "Матрицы" не были редким подарком. Отупевшие от однотонных декораций, общающиеся с воображаемыми собеседниками, сходящие с ума от несуществующих облачков - актеры Лукаса не раз с сожалением говорили о том, что Джорджу гораздо проще общаться с компьютером, чем с живыми людьми. Дай ему волю - он все нарисует с помощью машин. (И кто после этого - создатель Матрицы - возникает логичный вопрос)

Вачовские как ни странно оказались меньшими приверженцами хай-тэка. Разумеется, без компьютерных технологий не обошлось (ставший хрестоматийным эффект замедления действия bullet-time - "движение со скоростью пули"). Но и в традиционных игрушках молодые режиссеры себе не отказали. Взять хотя бы съемки погони на трассе из "Перематрицы": использовали настоящую заброшенную дорогу, угробили массу машин, хотя почти все можно было нарисовать ручками без порчи имущества. А знаменитый дождь финальной драки? Киану Ривз и Хьюго Уивинг сутками мокли под мощным потоком воды. Чтобы хоть как-то облегчить судьбу жертв режиссерского произвола, для них создавались специальные водонепроницаемые костюмы.

Спецэффекты спецэффектами, а попотеть в тренажерном зале пришлось всем актерам - как "матричным", так и "звезданутым". Самую опасную работу сделали каскадеры, но и исполнителям главных ролей пришлось поломать себе пару конечностей. Здесь есть еще один схожий момент: и киношное гонконгское кунг-фу, и "джедайский" стиль файтинга основаны на реальных боевых стилях. Вот только годятся они только для экранных злодеев - в реальной жизни прыжок с зависанием в воздухе от грабителей и маньяков не спасет, да и световой меч в руках не появится для контратаки. Зато красиво!

Техногенные монстры - еще одни любимые игрушки режиссеров-фантастов. Космические кораблики и навороченные роботы всегда пользуются спросом и приносят немалый доход создателям фильма. Самое смешное, что придумать что-то новое в "дизайне" фантастических вещей режиссерам явно "западло". Лукас "слямзил" образ Трипио из фильма "Метрополис" 1926 года, Вачовские не долго думая "прихватизировали" дройдеков Торговой федерации и сделали из них навороченный мега-автомат-переросток: Armored Personal Unit (APU), Персональная Бронированная Единица. Таких бы пару штук да на арену Генозиса - глядишь, и не было бы никакого третьего эпизода.

Star Wars: перезагрузка

"Матрица. Перезагрузка" 
"Титаник. Всплытие"

Пафос первой Матрицы, к сожалению или к счастью, быстро угас, уступив место банальному стебу. Поклонники "Звездных войн" при просмотре "Матрицы: Перезагрузки" рыдают в голос при виде знакомых кадров.

Зион - деревня эвоков, от Лукасовской отличающаяся лишь абсолютно недетской оргией. Оракул - старая, мудрая и хитрая. К слову, и кормит Нео то печеньем, то конфетками - чем не Йода на Дагобахе? Ах, да... еще Пифия заморочила бедняге Нео мозги своими "определенными точками зрения". Очаровательные клоны агента Смита, двойняшки-твиллеки, Совет Зиона в коротеньких джедайских робах... И, наконец, программист-создатель, Император Всея-Матрицы с внешностью графа Дуку.

Особенно хочу остановится на сцене разговора Нео и Оракула в тихом летнем скверике. Только цитаты, никаких комментариев.

Пифия: Да. Твой путь лежит туда же. Всем Избранным предстоит это. Ты все видел в своих снах, правда ведь? Дверь в ярком свете?
Нео: [кивает]
Пифия: Что обычно происходит по ту сторону?
Нео: Там Тринити. Что-то происходит. Что-то плохое. Она начинает падать, и я просыпаюсь.
Пифия: Ты видишь ее гибель?
Нео: Нет.
Пифия: Теперь ты можешь заглядывать в будущее. Ты научился видеть мир вне времени.
Нео: Но я не увижу того, что произойдет с ней?
Пифия: Потому, что любая история может иметь два финала.
Нео: То есть, я должен буду выбрать, жить ей или умирать?
Пифия: Нет. Повторяю, выбор уже сделан. Тебе остается это осознать.

Люк: Я видел... Я видел город в облаках...
Йода: Ммм. Друзья твои там.
Люк: Им было больно.
Йода: Будущее видел ты.
Люк: Будущее? Они умрут?
Йода: Трудно увидеть. Всегда в движении будущее.
Люк: Я должен к ним лететь.
Йода: Решить ты должен как послужить им лучше. Если улетишь сейчас, помочь им сможешь. Но ты можешь погубить все, ради чего они боролись и страдали.
...
Люк: Тот образ все еще стоит у меня перед глазами... Это же мои друзья. Я обязан помочь им.
Йода: Ты не должен лететь
Люк: Но Хэн и Лея погибнут, если я останусь.
Голос Бена: Ты этого не знаешь. Даже Йода не может предсказать их судьбу.

"Но ведь нам уже известно, как ты поступишь. Я уже вижу начало реакций, химических реакций, они приведут к обострению чувства, которое всегда подавляет голос логики и разум" - это уже слова Архитектора.

Чтобы отомстить братьям Вачовским, беззастенчиво расчленившим на цитаты космическую сагу, Лукас может проехаться по "Матрице" в третьем эпизоде. Например, снять сцену, когда "перепрограммированные" Палычем клонтрупперы в количестве ну... скажем так 200 человек кинутся колошматить, допустим, Оби-Вана. И последний улетит от них на ранце Бобы Фетта.

К слову, на одной спойлерной фотографии из 76 номера журнала Star Wars Insider изображена Сенатор Падме Амидала с исключитительно растаманскими косичками. Просто копия смертоносных близняшек из Матрицы!

[засовывая связку ключей в карман]

Если вы на рынке покупаете джинсы с этикеткой "Levi's" или "Wrangler" за пятьсот рублей, будьте уверены - они сшиты в Китае. При просмотре современных фильмов не забывайте, что все вами увиденное уже существовало ранее. Не надо аплодировать братьям Вачовским за момент, когда "музейные" клинки по мановению мозгового импульса летят в руки Нео. Эффект левитации был придуман даже не Лукасом...

Това'ищи! 'еволюция, о кото'ой так долго гово'или, наконец све'шилась!

- Don't try to bend the spoon, it's imposible. 
- Not impossible. Inevitable!

(- Не пытайся согнуть ложку, это невозможно
- Не невозможно. Неизбежно!)

Разочарование. Так я могу назвать Приквелы "Звездных войн" и так же я называю Третью часть Матрицы. Скучно-героические батальные сцены, минимум хорошей актерской игры (задвинутые на второй план и максимально сжатые по количеству экранного времени Хьюго Уивинг и Йен МакДиармид), пафос умирающих героев... Словно старый добрый фильм подвергли изменениям в фотошопе.

Вторую Матрицу хоть можно было смотреть ради стеба. Она вообще самая веселенькая - гонки на мотоциклах, драка в "музейном" зале у Француза, братья-твилекки, саморазмножающийся Смит, давящий ботинком ни в чем не повинные помидоры... В третьем фильме - пафос и раздутая философия. А уж какие все ходят сурьезные!

В приквелах ЗВ, кстати, тоже очень мало смешного. Нет и веселых героев с отменным чувством юмора, таких как Хэн (назвать Джа-Джа юмористическим персонажем язык не поворачивается). Удачных шуток - минимум. Тонких психологических переходов - всего пара моментов. Видимо, закон перехода качества в количество особенно активизируется перед желанием заработать кучу денег на продаваемом продукте.

О! Братья Вачовские! Услышьте меня! Не надо больше снимать продолжения "Матрицы". У вас так удачно умерли все самые главные герои и так мирно со всем управились все остальные. Матрицеобразную "Санта-Барбару" я просто уже не переживу. Хватит с нас обещания Лукаса создать телесериал по эпизоду 3,5...

[Легким движением руки включив сотни мониторов]

В логически сложившемся уравнении не может быть дополнительных членов - иначе оно рассыплется. Равно как не должно быть недостатка слагаемых. Трехчастная форма "Матрицы" была слеплена кое-как, но с подтасовками решение было вычислено. В "Звездных войнах" удалось решить задачу в три действия, и долгие годы ответ устраивал всех. Но нет, уравнение надо было нарушить. Возникла аномалия, которая нарушает всю прелесть математической гармонии. Теперь мне очевидно, что неизбежность этого краха является следствием несовершенства человеческого индивидуума. Все, что имеет начало, имеет и конец... Стоп. Это уже не моя реплика.

Да пребудет с тобой Матрица!

Q: Сколько надо фанатов Матрицы, чтобы вкрутить лампочку? 
A: Ни одного - лампочки нет. 

Что без всяких оговорок роднит фильмы "Матрица" и "Звездные войны" - так это бурно разросшееся на их почве фан-движение. Фан-фики, фан-арты, фан-фильмы, многочисленные сайты и даже проведение полевых и виртуальных ролевых игр. В отличие от масштабно-эпической деятельности толкинистов, здесь не требуется академических знаний хоббитско-эльфийской истории, этнологии и лингвистики. А вот чего и те, и другие фаны любят делать до изнеможения - так это трепаться на форумах на всякие околопредметные темы, разбиваясь на "группы по интересам" - ситхов/джедаев, агентов/повстанцев или имперцев/повстанцев.

Как и положено, создается свой слэнг (глаголы "смитить" и "форсгрипнуть", имена Палыч и зеВан/the One) и свои традиции (носить темные очки в дождь и совершать джедайские пассы перед дверью на фотоэлементах), речь обогащается многочисленными цитатами из любимой саги ("да пребудет с тобой Сила" или "мистер Андерсен, с возвращением!"). Особо продвинутые машут самодельными мечами и познают азы кунг-фу. "Технари" в свою очередь обсуждают характеристики космических кораблей и основы программирования матрицы. Недалек тот день, когда полным ходом пойдет торговля околоматричными книжками, комиксами, играми и фигурками агентов Смитов и Нео. Мерчандайзинг не дремлет...

Жора Лукас, Андрюха и Ларик Вачовские будут жить долго и счастливо, не нуждаясь в куске хлеба и постоянном признании со стороны критиков. И кормить их будем мы с вами, потому что парни эти в очередной раз рассказали чудную сказку, поверить в которую ужасно хочется. Ну, или хотя бы поиграть.

[По экрану ползут зеленые значки. Энергичная музыка. Титры]

Nash Brik



В статье использованы материалы сайта Lozhki.net

К слову: Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции журнала, его читателей и уважаемого господина Дж.Лукаса.

Идея и поддержка ©
Техническая поддержка: serduk.org.ua
DeadMorozz © was here ™ | Собрано ручками | FAR forever.