Новости | История проекта | Редакция | авторы | Хотите написать статью? | Ссылки | Гостевая  
опрос
Дарт Мол
наши герои
Гоблин
точка зрения
Star Trek
Гиперспейс
Фан-арт
ПРО-ОБРАЗЫ
Религии
выше звезд
Рэй Парк
Кристофер Ли
За пределами Галактики
"Буря в стакане"
АССОЦИАЦИИ
Рок-баллады
Кантина
Вредные советы

Точка зрения

Star Wars & Star Trek: война или... ?

A long time ago, in a galaxy far, far, away...

Space... The final frontier. These are the voyages of the starship Enterprise. It's continuing mission - to explore strange new worlds, to seek out new life and new civilizations, to boldly go where no one has gone before !

Эти две саги называют конкурентами, практически, с момента появления. Точнее, "Звездные войны" с момента выхода на экраны "Новой надежды" борются за аудиторию с более "древним" проектом. Так что же такое "Звездный путь"? Если Star Wars начинались с трилогии, то Star Trek - с одноименного оригинального сериала. В 1966 году, американский писатель и сценарист Джин Родденберри придумал вселенную "Звёздного пути" и начал снимать ставший впоследствии культовым сериал. Отважная команда капитана Кирка покорила сердца миллионов! Первая часть, которую сейчас называют классической, выходила до 1969 года, вслед за нею вышло ещё четыре. В частности, в 1987 году на экранах вновь появились знакомый силуэт космического "Энтерпрайз" с новым экипажем на борту. Роль командира корабля исполняет знаменитый Патрик Стюарт ("Люди Икс"). В сериале также снимались Брент Спайнер, Марина Сертис, Гейтс Макфеддон и даже искрометная Вупи Голдберг! Раз в два-три года появляются кинофильмы Star Trek - 10 лент, начиная с 1979 года (десятая, "Star Trek: Nemesis", вышла совсем недавно). Сейчас в сериале более 500 серий, по мотивам написано более 300 крупных повестей и романов, издано более 63 миллионов книг на 20 языках, создано несколько десятков компьютерных игр самых разных жанров!!! Слово "trekkie" официально зарегистрировано в Оскфордском словаре, первый многоразовый космический шатлл, созданный НАСА получил название "Энтерпрайз" только благодаря тысячам писем, пришедших в НАСА от фанов "Звездного пути", а модель "сериального" корабля выставлена в Национальном музее американской истории. У сериала десятки премий Национальной академии телевизионных искусств США "Эмми". Снят даже мультипликационный фильм (интересно, а ТУТ кто кого копировал?) Пожалуй, дядя Лукас все еще продолжает тянутся за коллегами (кстати, слухи и съемках телесериала по событиям Эп 3.5 это косвенно подтверждают. Так в чем же, собственно, суть конфликта?

Оставим в покое финансовую сторону вопроса, - пусть это заботит товарищей Лукаса и Роденберри, и поговорим, собственно, о сюжете. Декорации, в принципе схожи: громадное межзвездное государство, включающее множество систем. Но, если в "Войнах" оно сражается с внутренними врагами в кровопролитной гражданской войне, то в "Пути" на первое место выступают враги внешние. По случайному (или не очень) совпадению, это - Империи. Вначале - клингонов и ромуланцев, хотя в дальнейшем появляются и другие враги - борги, чораи... в общем, долго перечислять. Еще одно отличие - в том, что создатели Star Trek решили не отрываться от земных (в прямом смысле этого слова) реалий, и действие происходит в нашей (а не какой-то далекой) Галактике, и причем в не столь уж отдаленном будущем. Планеты "нашей" части космоса объединены в Федерацию (которая, к слову, даже не называется "Земной" - редкость для американского кинематографа) с весьма обширным самоуправлением. Какой контраст со Старой Республикой, которая, при всей внешней "демократичности" видится скорее не федеративным, а унитарным государством с центром на Корусенте! Именно при таком устройстве возможен быстрый и легкий переход к Империи - в первое время, грубо говоря, меняется лишь вывеска. Неудивительно, что никто вовремя не насторожился. Столица - далеко, и на Татуине даже образца четвертого эпизода слышатся речи типа "нас это не коснется". Впрочем, это - лишь декорации, а вот главное... если "Звездные войны" можно условно назвать "историей одной семьи", но "Звездный путь" - история одного корабля. Естественно, с расширением этих фантастических вселенных, появились вещи в данную канву не умещающиеся - например, книги о приключениях Дарта Мола и Ландо Кальриссиана, или тот же трековский сериал "Вояджер". И, тем не менее... хотя, с момента рождения Саг успело смениться несколько поколений Скайуокеров и куча "Энтерпрайзов", они по-прежнему остаются их визитной карточкой.

Так что же это за зверь - "Энтерпрайз"? Я весьма далека от мысли, что фаны ЗВ ничего не знают о "главном конкуренте" любимой Саги, а посему не буду расписывать все подробно. В конце концов, человек, любящий фантастику, рано или поздно раскроет Толкина, а посмотревший ЗВ - включит "Звездный путь" или "Вавилон-5", по крайней мере, по принципу подобия. На страницах книг, "Энтерпрайз" неоднократно называют "лучшим кораблем флота". Не самым большим, быстрым или защищенным - лучшим. Причем неоднократно подчеркивается, что таким его делает именно команда.

Давайте сравним два корабля из разных вселенных - "Энтерпрайз" и "Экзекутор". Даже при поверхностном взгляде очевидно, что флагман имперского флота больше и мощнее корабля капитана Кирка (в дальнейшем я буде говорить именно об Энтерпрайзе-А - по праву "первородства"). Впрочем, самым современным кораблем флота "Энтерпрайз", на моей памяти, называли всего раз - в романе Дианы Керри "Последняя граница", где этот фактически недостроенный корабль вынужден вместо пробного полета спасать попавших в беду колонистов - в условиях саботажа и враждебных действий со стороны ромуланцев. В то время знаменитый капитан Кирк - личность в Америке не менее культовая, чем Люк Скайуокер - еще является ребенком, а "агрессивные переговоры" с врагами ведет его отец Джордж. Ничего сюжет не напоминает? Впрочем, отец знаменитого Джеймса, несмотря на любовь к силовым методам решения проблем, дружит с головой куда крепче отца знаменитого Люка. Интересно, в чем тут дело: в возрасте... или в том, что Джорджу Кирку нет необходимости переходить на Темную сторону? Кстати, без "добрых джедаев" не обошлось и здесь: рядом с порывистым Кирком находится убежденный пацифист Роберт Эйприл (в должности капитана). Слова про джедаев я взяла в скобки лишь потому, что этот человек - истинное украшение человеческой расы - весьма далек от приквельных джедаев с их привычкой решать все лазерным мечом. По ходу книги ему все же приходится отдавать приказы, обрекающие на смерть живых существ, но лишь в условиях абсолютно реальной угрозы гибели корабля. А как он переживает! Ни у одного из лукасовских джедаев я не увидела подобных угрызений совести - даже у Кенноби, который, по его же собственным словам, виновен во многом!

Однако, речь в данный момент не о нем, а о том, что на момент оригинального сериала "Энтерпрайз" становится кораблем довольно потрепанным. Двадцать лет - не шутки! Весь флот Империи был новее, республиканские корабли мы видим лишь у Алиянса. А ведь Кирк летал на нем еще долгие годы - и совершал воистину легендарные подвиги. Невольно вспоминается Соло со своим "Тысячелетним Соколом"... Но, если экипаж фрахтовика состоял из двух... существ, то на "Энтерпрайзе" их было от четырех до пяти сотен. В таких условиях один капитан в поле не воин, для решения задачи необходимо, чтобы команда понимала приказы с полуслова и работала, как один человек. Экипаж "Экзекутора" тоже оперативно выполнял приказы, но это не уберегло его от гибели. Почему? Неужели Лорд Вейдер был столь незаменим, что с его отбытием офицеры полностью утратили работоспособность? Очень похоже на то. Сильная авторитарная власть подавляет инициативу, делает подчиненных слабыми и зависимыми. А если учесть как жестоко карались любые промахи... люди просто не желали эксперементировать. В противоположность имперской, команда "Энтерпрайза" часто выживала именно благодаря нестандартным решениям. И, естественно, никто из его офицеров не был столь некомпетентен, чтобы позволить вражескому кораблю протаранить мостик. По правде говоря, в "Треке" тоже были эпизоды с тараном (причем там фигурировал не истребитель, а корабль покрупнее "Энтерпрайза") - но справились же! Капитан Кирк является ярким представителем так называемого "либерального стиля управления" - он не давит команду авторитетом, а позволяет каждому из офицеров раскрыться, проявить инициативу. Все офицеры мостика (в одной из книг - даже врач) хотя бы раз исполняли обязанности капитана, несли ответственность за жизни людей в боевых условиях. Это ли не сплачивает команду! Но для подобного шага необходимо доверие, а вот Лорд Вейдер, похоже, никому не доверял. Не скажу, что у него не было на это причин... но факт остается фактом. Возможно, именно поэтому Кирк окружен друзьями, а Темный Лорд - одинок. "Там, где страх, места нет любви", - поется в одной из песен "Агаты Кристи", и это справедливо. Любовь может вырасти из ненависти, но из страха? Сомнительно и весьма. Именно поэтому я считаю, что доктрина "править страхом" изначально неверна... хотя это, конечно, лишь мое мнение.

Теперь, собственно, о названиях. Флагман Дарта Вейдера зовется "Экзекутор", что книги ЭСКМО трактуют как "Исполнитель", а фанклубовцы - как "Палач". Название же корабля "Энтерпрайз" в эпоху повальной русификации англоязычных названий (первые переводы) звучало как "Дерзость". А вот, что говорит по этому поводу знаменитый капитан Кирк:

-- А в честь кого был назван могущественный "Энтерпрайз"?
Джеймс задумался:
-- За этим словом не стоит никаких конкретных людей и событий. Просто, в этом слове сплелись такие понятия, как смелость и предприимчивость. Это старая традиция. До нашего "Энтерпрайза" существовало много кораблей с таким же названием. Кирк замолчал, увидев, что ромуланка не отрываясь смотрит на него.
-- Неудивительно, -- тихо сказала Эл через какое-то время, -- что на ч-Ригане не могут понять, "почему корабль столько перенес и приобрел такую славу...
-- Вы меня просвещаете... -- любезно улыбнулся Джеймс. За его любезностью скрывалась некоторая доля сарказма, и все же было явным, что он не совсем понимает, о чем ему говорят.
-- Капитан... Джеймс... опасно давать человеку или кораблю имя, обозначающее не слишком-то хорошее качество. Ведь и человек и машина могут приобрести то качество, которое им приписывают. Если же имя зовет к доблести, храбрости, чести, тот, кто его носит, со временем станет совершать такие поступки."

Мысль, в принципе, не нова. "Как вы яхту назовете, так она и поплывет", - поет капитан Врунгель в небезызвестном мультфильме о собственных приключениях - и приводит примеры. Так же, как и его коллега, - звездный капитан Джеймс Т. Кирк:

"Джеймс задумался:
-- Может быть, так и бывает с людьми, но не с кораблями? Да вряд ли...
-- Скажите, а о чем вы сейчас думаете? -- Эл внимательно посмотрела на капитана. Тот пожал плечами:
-- Да нет... все это смешно... Вы знаете, и до нашего "Интерпида" было много кораблей с таким же названием. Те корабли очень часто попадали в беду. А один из самых знаменитых кораблей с таким именем члены экипажа называли "Дрелово Ай". Поясню, чтобы было понятнее. Ай -- название буквы, с которой начинается слово "Интерпид", но по-английски "ай" обозначает "глаз".
-- Поняла'. Поняла! -- замахала руками Эл. -- Дьявольский глаз. Да, да, это игра слов. Я уже знаю, что такое дьявол, и какой знак вы делаете рукой для того, чтобы от него защититься!
-- Все верно, -- улыбнулся Джеймс. -- Так вот, этот старый морской корабль, тезка нашего космического собрата, очень часто попадал во всяческие переделки. А наш "Интерпид" сравнительно молод. Но, подумайте сами, он пролетал всего несколько лет, и вдруг на него напало какое-то гигантское чудовище, похожее на амебу. То, что осталось от корабля, вулканцы затащили в свои доки и отстроили заново. Но вы подумайте... с новым "Интерпидом случилось то же самое!"

Диана Дуэйн "Друг мой, враг мой".

Да уж... чему удивляться, что и с "Экзекутором" случилось то же самое... может ли корабль, названный "Палачом" ожидать хорошая судьба? "Суеверие", - скажете вы. Но, ведь кинематограф наполнен суевериями, даже маленькая деталь может быть намеком на финал. А уж во Вселенной, где, по словам джедаев, "случайностей не бывает, ничего не происходит просто так" это и вовсе непростительно.

Следующее важное отличие между вселенными - в отношениях с другими цивилизациями. В своей статье о "нечеловеческом разуме" я писала о печальной склонности человечества к ксенофобии и, как следствие, к искоренению инакомыслия. Во вселенной Звездного пути этого НЕТ ВООБЩЕ, за что хочется сказать ее создателям огромное человеческое спасибо. Даже отрадно, что они видят наших - даже не столь отдаленных - потомков столь... человечными. Конечно, они - не ангелы, но порабощать, усмирять и переделывать по своему образу и подобию никого не собираются. Большинство миссий "Энтерпрайза" изначально носят исследовательский характер, а число УНИЧТОЖЕННЫХ вражеских кораблей вообще можно пересчитать по пальцам (сравним с масштабными "космическими потасовками" в ЗВ). Федераты стараются решить проблему переговорами, а, если все же доходит до драки, не пытаются добить ослабевшего противника. Как правило, враги на поврежденных кораблях просто "уползают" в родное космическое пространство. Принцип "каждая жизнь - драгоценна" реализуется не на словах, а на деле, и это подкупает. Отношения же Федерации с мирами, в ее состав не входящими, регламентированы "Директивой №1" или "Основной директивой". Вкратце, это можно выразить одним словом - "невмешательство". Каждый мир волен развиваться по собственному пути и решать с кем ему быть. Какой резкий контраст с мессианством, которого все же не избежала вселенная Лукаса! Империя давит инакомыслие железным сапогом, - и это провозглашается одной из причин появления Алиянса. Но и во времена Старой Республики, о которых в ОТ упоминается с явной ностальгией (вот уж загадка века - почему!), рыцари Ордена вмешивались в дела иных миров направо и налево. Включая и те случаи, когда их об этом никто не просил. Остается лишь гадать, не стали ли столь непродуманные действия одной их причин неприязни обывателей к джедаям. Лично меня бы это не удивило: ну, не тянет Орден на роль полиции нравов! Мы уже обсуждали вопрос, правомочно ли называть форюзера человеком, или же лучше применить термин Homo midechlorianis.

Но, люди или нет, джедаи являются весьма обособленной группой... существ, чьи цели (и моральные нормы) весьма отличны от общегалактических. И это дает основание крепко усомниться в ряде их суждений... особенно, если они используются как повод для применения лайтсейбера.

Впрочем, в "Звездном пути" тоже далеко не столь гладко. "Наш" образ жизни в этой вселенной показан столь же идеальным, как герои-повстанцы из Оригинальной трилогии. Особенно этим грешит сериал. Злодеи колоритны, но их побеждают легко и быстро. Видимо, потому, что правда (и Сила!) за нами. В "Треке" нет никого, подобного Императору и Дарту Вейдеру. В "Новом поколении", правда, есть Кью - существо, обладающее паранормальными(с точки зрения землян) способностями, меняющее облик и играющее с экипажем в странные игры. Чего стоит одна попытка осудить "наследника" Кирка - Жана-Люка Пикарда за преступления человеческой расы! Но "наши", как обычно, побеждают... и легкость, с которой они это делают видится не совсем... правдоподобной. Если у Лукаса роль супермена зарезервирована для форсюзеров, то здесь костюмчик примеряет капитан со товарищами. Согласна: и Кирка, и Пикарда сложно назвать рядовыми землянами, но должна же быть достоверность! Возможно, именно в этом причина того, что я вхожу в число фанов "Звездных войн", а не "Звездного пути"...

Итак, практически все миры, в которых побывали "Энтерпрайзы" добровольно входят в состав Федерации. Временами все идет далеко не гладко, но налицо дипломатия пряника, а не кнута. Попытки насильственного присоединения планет к тому или иному межзвездному "государству", как правило, и являются основой большинства конфликтов этой Вселенной. А, что до отношений с недружественными соседями - приведу еще один диалог:

"Сарек и прежде слышал это выражение от землян, знал, что "поправить забор" в переносном смысле означает "помириться с кем-либо", но Сарек размышлял над буквальным толкованием этого выражения применительно к отношениям между ним и сыном.
-- Жена моя, -- спросил он Аманду, -- почему строительство забора двумя людьми является символом улучшения их взаимоотношений?
Они все находились тогда на борту "Энтерпрайза" после выписки Сарека из лазарета и через считанные часы должны были оказаться на Бабеле для решения важных вопросов федерации.
-- А разве ты не собираешься устанавливать мир, возводя забор вокруг Корридана? -- спросила его Аманда.
-- Объясни понятнее, пожалуйста.
-- На Земле, если один фермер выращивал кукурузу, а другой разводил скот, и забор, разделяющий их территории, ломался, то скотина травила кукурузу. У соседей в связи с этим могли возникнуть ссоры. Но, если они решали общими усилиями починить забор, все разногласия исчезали сами собой.
-- Таким образом, -- сказал Сарек, -- мы построим "забор" из членов федерации вокруг Корридана и не позволим орионам выйти за пределы дозволенного...
-- Подобно тому, как фермеры закрывали коровам доступ на кукурузные поля, -- продолжила Аманда, и в синих глазах ее засверкали озорные огоньки. Затем она вдруг посерьезнела. -- Когда философские взгляды людей диаметрально противоположны, как, например, вера федерации в свободу и чуждая ей вера орионов в рабство, не остается ничего, как поставить "забор", за которым права каждой стороны будут уважаться в равной степени. Это применимо и к отношениям между отдельными людьми".

Джин Лорра "Убийство на Вулкане".

Как видно, в 23 веке рабство существует не только в далекой-предалекой, но и самой что ни на есть нашей Галактике. Но не в Объединенной Федерации планет, и это радует. Честно говоря, то, что происходит на Татуине под носом у высоко демократической Старой Республики способно вызвать культурный шок не только у королевы Амидалы.

Теперь поговорим о технологиях. В обоих вселенных корабли летают на сверхсветовых скоростях, существуют лазеры и клонирование. Не знаю, стоит ли списывать это на ажиотаж вокруг овечки Долли, но последняя идея становится у режиссеров суперпопулярной. Джордж Лукас сделал клонами имперских штурмовиков, радиопостановка "Темная империя" "возродила" Императора, а десятый фильм "Звездного пути" - "Возмездие" продемонстрировал в роли Главного злодея клона Пикарда. Я не говорю уже о "Шестом дне" и прочих блокбастерах аналогичной тематики. Вообще-то, идея противостояния людей одинаковых внешне, но совершенно противоположных внутренне далеко не нова, но в прошлом герои чаще бывали близнецами. Или - человеком и механической копией. "Звездный путь" не прошел мимо столь популярного в конце прошлого века сюжета - и вот Джеймс Кирк уже сражается со своим двойником. Здесь, как обычно, не обошлось без гениального, но немного помешавшегося ученого, который не желал ничего плохого... всего-то: избавить человечество от страданий, заменив людей абсолютно идентичными андроидными копиями. Здесь интересны два момента: то, что память оригинала полностью сохраняется, но при этом робот умудряется оказаться совершенно иной - но, все же, полноценной, личностью. Конечно, когда наберется опыта... с клонами ситуация, в принципе, та же, за исключением отсутствия воспоминаний оригинала. Видимо, развитие науки повлияло... Однако, помимо сходства есть и различия. Например, герои "Звездного пути" владеют телепортацией, и, к тому же, путешествуют во времени. Лукасовской вселенной подобные технологии неведомы. Хотя, возможно, здесь дело в объеме саги? Кто знает, на занесет ли героев сериала по "Звездным войнам" в прошлое или будущее? Напомню, что на данный момент имеется пять (!) законченных эпизодов Star Wars, и целых десять (!) фильмов по "Звездному пути" (не говоря уж о сериале). В общем, поживем - увидем!

Across the "Кроссинг". Вместо послесловия

Как вы, наверное, смогли убедиться, эти саги весьма похожи. Возможно, в этом и кроется причина их противостояния (не столько саг, сколько фанов). Пробежавшись по сайтам русских треккеров, я не встретила ни единого упоминания о ЗВ. Можно, конечно, сказать, что плохо смотрела... но, ведь и на наших сайтах и форумах происходит то же самое. Не так давно, волею случая, в мои руки попало весьма древнее издание, соединившее под одной обложкой шестой эпизод "Звездных войн" и "Гнев Хана" (не путать с Соло - ему это не понравиться!) из "Звездного пути". Хочется считать это первой ласточкой, знаком того, что не все столь печально. К тому же, невзирая на столь древний антагонизм, кроссинги по этим двум вселенным все же существуют. Здесь, пожалуй, уместно сказать пару слов об этом жанре фанфикшена. "Кроссинг" - означает "перенос". Герои, корабли и прочие вещи из одного фантастического мира переносятся в другой. Обычно получается весело... но есть и серьезные произведения этого жанра. Как правило, перенос осуществляется между двумя "волшебными" (например, "Властелин колец" и "Гарри Поттер) или двумя "космическими" реальностями ("Звездные войны" и "Звездный путь"), но возможны и варианты. Тем, кого заинтересуют кроссинги Star Trek с Вавилоном-5 и "Секретными материалами" очень рекомендую скачать девятый номер "Журнала русских треккеров", а также прогуляться по указанным там ссылкам. Пара часов отличного настроения обеспечена! Наши фаны тоже не отстают: из последних поступлений стоит отметить прекрасные фанфики V@nger ("Звездные войны" и элементы из "Властелина колец") и Надежды ("ЗВ" и "Матрица").

Ну, а теперь, собственно, по теме статьи: к сожалению, русских кроссингов по Star Trek и Star Wars я не нашла, но на сайте www.fan-fiction.de они есть в английском варианте.

  • "The Traveling Conflict" by Brandon Butler - кроссовер, действие которого по "Звездный войнам" происходит между четвертым и пятым эпизодами, а для героев Star Trek идет время сериала про "следующее поколение". Большой!!!- -
  • "The Crossing" by Niall Mor mac Liam - удирая от кораблей под командованием Дарта Вейдера, "Тысячелетний сокол" попадает в таинственную аномалию и оказывается в квадранте "альфа" близ Девятой Звездной базы. Команда "Энтерпрайза" оказывает помощь повстанческому экипажу. Тут через аномалию проходят и имперцы...
  • Там же - кроссинг Star Wars и "Индианы Джонса" Raiders of the Lost Carbonite by Carolyn Golledge.

В общем, приятного чтения!

Желаю вам "смело шагать туда, где еще не ступала нога человека". И... "да пребудет с вами Сила"!

Лисса



К слову: Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции журнала, его читателей и уважаемого господина Дж.Лукаса.

Идея и поддержка © Nash Brik
Техническая поддержка: serduk.org.ua
DeadMorozz © was here ™ | Собрано ручками | FAR forever.