Новости | История проекта | Редакция | авторы | Хотите написать статью? | Ссылки | Гостевая  
Комлинк
Тайна зеленых человечков
Библиотека
О руководящей роли партии
Гиперспейс
StarCon в Санкт-Петербурге
За пределами галактики
Бессвязные заметки о "Скрытой крепости"
Наши герои
Земля вымысла или Терра фантастика: Яна Ашмарина
Про-образы
Йоду ты ищешь, м-м-м?
Выше звезд
Ну и свинья же ты, Йода!
Колонка R2
Yoda Stories
Точка зрения
В наши дни, в далеком мире бушевали наваждения...
Ассоциации
Восточная поэзия
Кантина
Выживание на болотах

Библиотека

О руководящей роли партии

Бытует мнение, что ЗВ-литература интересует Джорджа Лукаса лишь как источник добывания денег из кошельков глупых фанов. Дескать, Лукас подписывает книги, не читая, и имеет довольно туманное представление о том, что происходит в созданной им вселенной. Действительно, не всем понятно, каким образом одно и то же клеймо LucasBooks появляется и на хороших произведениях, и на откровенной макулатуре, а идеи, заложенные в киноэпопею "Звездные войны", коверкаются до неузнаваемости без каких-либо возражений со стороны создателя.

Написав статью об искажении писателями идей Лукаса ("Выдумщики", "Круг Силы" N4), я задумался: неужели все так запущено? Неужели Лукаса нисколько не волнует, как развивается созданный им мир? Почему в книгах излагаются иные точки зрения, чем в фильмах? Да и потом, что считать каноном и где начинается апокриф? Конечно, проще всего заявить, что Хозяину плевать на EU, следовательно, книгам верить нельзя. А раз так, то никаких вонгов не было, Люк никогда не переходил на Темную сторону, а Дарт Мол - тупой громила. Но откуда нам знать, как все обстоит на самом деле? Да и кто сказал, что книги интересны лишь как довесок к фильмам?

В этой статье ваш покорный слуга попытался разобраться, какое влияние оказывают "Лукасфильм" и лично г-н Лукас на создание книг "ЗВ".

Кому оно надо

Для начала опровергнем расхожую поговорку, утверждающую, что книги "ЗВ" - это "узаконенный фанфикшен". Эта фраза выражает позицию самых непримиримых фанов, признающих только фильмы и страшно недовольных Лукасом из-за его желания заработать на всем. Здесь все очень просто. Фанфики - это не на продажу, они пишутся фанами для себя или для других фанов; само название предполагает, что это творчество неофициальное, некоммерческое и не претендующее на какой-либо узаконенный статус в конкретной виртуальной вселенной. Сочинять фанфики и участвовать в разработке официального мира "ЗВ" - разные вещи. Фанфикописец свободен в своем творчестве и даже не обязан строго придерживаться сложившегося канона... хотя, с другой стороны, противоречие официальной линии не добавляет фанфикшену ценности (если только он не позиционируется как "альтернативный").

С "официальными" книгами все наоборот. Здесь важны не только художественные достоинства произведения, но и соответствие канону. Над поддержанием целостности EU совместно работают авторы, издатели и представители Lucasfilm Ltd (LFL), и то, несмотря на все усилия, случаются неувязки.

Так вот, идея книги во многих случаях принадлежит не автору, а редакционному коллективу, определяющему политику книгоиздания. Если почитать многочисленные интервью писателей, то можно увидеть, что их работа в серии "ЗВ" начинается с приглашения от издательства. Как правило, на вопрос: "Как Вы оказались в мире Star Wars?" следует ответ: "Меня пригласили".

Аарон Олстон (серия "Крестокрыл", "В тылу врага"): "В середине 1996-х Bantam попросила Майка (Стэкпола - Basilews) написать еще четыре романа серии "Крестокрыл". Но он не мог из-за нехватки времени. Он был знаком с моим стилем и решил, что он схож с его собственным, и он рекомендовал меня для написания первых трех романов... Я встретился с человеком, который был тогда редактором серии... Он прочитал некоторые из моих книг и решил согласиться с рекомендацией Майка".

Роберт Сальваторе ("Вектор-Прим", "Атака клонов"): "Видимо, наступил момент, когда кто-то должен был написать эту первую книгу ("Вектор-Прим" - Basilews), и у них был список писателей, которых они хотели предложить "Лукасфильму", чтобы "Лукасфильм" его просмотрел и выдал свое решение... Редакторы решили, что мой стиль описания сражений подходит для вселенной "ЗВ"; кроме того, говоря откровенно, я один из основных писателей в Del Rey. Точно так же, как они отобрали Терри Брукса для написания "Призрачной угрозы", они отобрали меня для "Нового ордена джедаев".

Во-первых, он должен продемонстрировать талант, воображение и профессионализм в жанре не-ЗВшной фантастики. Кроме того, он должен искренне любить "Звездные войны". Обычно мы выходим на авторов, а не наоборот. Затем их просматривает "Лукасфильм" и выдает окончательное решение. Том Дюпре (Tom Dupree) (редактор серии в издательстве Bantam Publishing)

Обычно я предлагаю авторов, которые, как мне кажется, хорошо сделают работу, "Лукасфильм " читает и дает свое согласие или несогласие. Главные условия - автор должен быть известен по своим книгам и должен быть фаном "Звездных войн", по крайней мере настолько, чтобы получать удовольствие от работы в мире Star Wars". Шелли Шапиро (Del Rey).

По словам М. Стэкпола, многие из этих людей - авторы произведений , попавших в список бестселлеров The New York Times.

Бывает и немного по-другому. Например, по словам Грега Бира, автора "Планеты-бродяги", он сам разработал идею своей книги и предложил ее "Лукасфильму", после чего с небольшими изменениями эта книга была включена в план работ. Примерно то же самое произошло со Стивом Перри и его "Тенями Империи". Но общей картины эти случаи не меняют: работа над книгой начинается лишь после утверждения задумки на Skywalker Ranch.

Как видно, говорить можно разве что о том, как компания Лукаса и издательство поручают написание книг избранным авторам, которым, правда, нравятся "ЗВ". Подчеркнем: авторам-профессионалам. Они делают работу по контракту. На заказ.

Но тогда напрашивается другое заключение, которое опровергнуть уже труднее. Среди фанов распространен противоположный тезис: производство книг "ЗВ" поставлено на поток, их штампуют, как сосиски. Дескать, пипл все равно схавает, потому что это "ЗВ", а раз так - о качестве можно не заботиться, лишь бы побольше товара и, следовательно, прибыли. Что тут можно сказать? Действительно, LFL - коммерческое предприятие. Книги Star Wars - коммерческая фантастика. Но разве бывает фантастика некоммерческая? Где вообще некоммерческая литература? Повсеместно издательства заключают контракты с писателями, везде успех произведения оценивается объемом продаж. Конечно, в нашем случае налицо "вечный двигатель": поток книг подогревает интерес к миру Star Wars, неослабевающий интерес стимулирует появление новых книг. Фаны получают свое любимое чтиво, дядюшка Лукас - свои любимые деньги, и все довольны, но все-таки говорить, что это конвейер - неправильно. Писатели EU - такие же фаны, как и мы с вами, они рады поучаствовать в ЗВ-шном творчестве и гордятся предоставленной возможностью.

Да, мне отказывали неоднократно. Некоторые очень хорошие писатели, которым я с радостью поручил бы отличную работу, предпочли заниматься собственными проектами, и я уважаю их решение... Но я также должен добавить, что ни один из писателей Star Wars, работающих с Bantam, не жалеет, что согласился. Том Дюпре

Между прочим, компания Del Rey, к которой перешли права на публикацию после Bantam, тоже приглашает известных писателей-фантастов. Кроме упомянутых Сальваторе и Брукса, это еще тандем Дикс-Уильямс, Грег Кейес и другие.

Наконец, остается все то же расхождение с идеями Лукаса. Даже не особо внимательный читатель обратит внимание на то, что в фильмах говорится одно, а в книгах - другое, иной раз противоположное. Многие авторы по-своему трактуют природу Силы, роль джедаев, политику и прочие вещи, не повторяя слепо то, что они увидели/услышали с экрана; разумеется, все это происходит с ведома Джорджа (во всяком случае, при участии его команды), однако именно эта инициатива и разнообразие делают ЗВ-литературу оригинальным явлением.

В общем, можно охарактеризовать ситуацию так. Да, Лукас и "Лукасфильм" продают "Звездные войны" по полной программе. Книги - источник дохода. Но, чтобы приносить этот доход, книги должны быть качественными. Даже при таком безотказном брэнде, как Star Wars.

Как оно начиналось

Собственно, все началось с новеллизации 4-го Эпизода, которую выполнил Алан Дин Фостер, а подписался Джордж Лукас. Ничего необычного, поскольку "Звездные войны" создал Лукас, а Фостер всего-навсего описал то, что увидел. Все последующие книги формально тоже принадлежат Лукасу вместе со всеми выдвинутыми авторами идеями; некоторые из них режиссер даже использовал в новых фильмах.

Затем Фостер написал самую, наверное, курьезную книгу во всей EU - "Осколок кристалла власти" (1978). Это самое раннее из "дополняющих" произведений, вышедшее еще до "Империи" с ее ответным ударом; не зная, что произойдет в следующих фильмах, Фостер насочинял такого, что позднее редакторам серии пришлось повозиться, согласуя книгу с остальными. Здесь и слишком уж нежные, не совсем братские чувства Люка к Лее, и бой Люка с Вейдером, в котором Лорд Тьмы лишился руки. Фамилия Скайуокер Вейдеру ничего не говорит, а, наказывая проштрафившегося имперского интенданта, он применяет не традиционное удушение, а лазерный меч.

Эта ошибка была учтена, когда с компанией Marvel Comics был заключен контракт на создание комиксов на тему "ЗВ". Первые из этих комиксов сочинялись в промежутке между выходом 5-го и 6-го эпизодов, и на этот раз "Лукасфильм" тщательно следил за творческим процессом и в случае чего вмешивался. Поскольку это было самое начало EU (в сущности, такого понятия, как EU, тогда еще не существовало), у авторов не было причин беспокоиться о согласовании с остальной литературой, однако работа в период создания Трилогии оказалась не менее трудной. По словам Уолтера Саймонсона, одного из художников, они постоянно натыкались на запреты. Так, им было запрещено развивать романтические отношения между Люком и Леей, хотя причина названа не была; кроме того, был оговорено, что Люк не должен встретиться с Вейдером в бою. Получалось, что одного из главных героев (замороженного в карбоните Хана) использовать нельзя, другой главный герой не может сразиться с главным негодяем, а героиня не может крутить любовь с оставшимся героем.

"Мы сразу оказались в тисках, - говорит Саймонсон. - Первая идея Дэвида (имеется в виду писатель Дэвид Мишлини, работавший над комиксами - Basilews) была крайне логична. Это должна была быть история о том, как имперцы построили новую Звезду Смерти и положили гриль-решетку над вентиляционным отверстием... однако нам это запретили. Почему - нам не сказали, но мы сразу поняли, что третий фильм будет именно об этом". Кроме того, авторов очень удивил запрет использовать глайдеры и маленьких зверьков: получалось, что в третьем фильме Звезду Смерти будут атаковать зверьки на глайдерах...

В то же время компания Del Rey принялась разрабатывать дальше приключения героев фильмов. До 1983 года вышли "Трилогия Хана Соло" (первая по написанию, вторая по официальной истории), автор Брайан Дейли, и "Трилогия Лэндо Калриссиана", автор Л. Нейл Смит. Вполне естественный ход: зритель оценил двух обаятельных прохвостов, и ему было предложено узнать побольше об их прошлом. Это была, как уже говорилось, совершенная Terra Incognita; герои были совсем свеженькие, биографии им только предстояло составить, и авторы могли делать, что хотели.

Расширение вселенной

В 1983 г. права на публикацию книг "ЗВ" получила компания Bantam Publishing. С пятнадцатилетним отрезком связаны многие, самые разные произведения - как шедевры (по крайней мере, почти), так и довольно маловразумительные вещи. В основном Bantam концентрировалась на событиях после битвы при Эндоре и охватила в общей сложности около 20 лет; как правило, эти книги и вспоминают, когда заходит речь об EU. И, как правило, первой вспоминают "Трилогию Трауна", с которой все и началось.

Тимоти Зан - личность, о которой принято говорить с уважением, почти как о самом Лукасе. Корифей, провидец, фундатор - все эти титулы справедливы. Зан не просто считается эталоном - он сделал для EU, возможно, больше всех остальных. Практически все его герои и идеи прижились и эксплуатируются другими писателями; вот лишь некоторые, самые заметные. Гранд-адмирал Траун, Мара Джейд, Тэлон Каррд, Бел Иблис, Пеллеон, близнецы Соло и пр. Корускант и Кашиийк. Исаламири с вонскрами. Телохранители-ногри, которые неизменно сопровождают Лею во всех дальнейших книгах.

Началось все с того, что в 1998 г. Bantam предложила "Лукасфильму" выпустить трилогию-продолжение саги Star Wars, где события происходили бы после "Возвращения джедая", то есть в период, в котором работать доселе было запрещено. Наверное, следует догадываться, что такой запрет был связан с планами самого Лукаса относительно девятифильмовой саги; скорее всего, Хозяин намеревался снимать Эпизоды 7-9 и не хотел пускать на зарезервированную территорию посторонних, однако, видя, что до этого дойдет не скоро, передумал. В результате пост-Эндорский отрезок расписан на тридцать лет вперед и будет разрастаться и дальше; неизвестно, как на самом деле, но не исключено, что Лукас именно по этой причине объявил: больше снимать "Звездные войны" он не будет. И, может статься, как раз поэтому довольно часто именно "Трилогию Трауна" называют основой для этих гипотетических Эпизодов, слухи о которых продолжают циркулировать.

Так или иначе, но в Лукас думал ровно год, и в 1989-м LFL дала свое добро. Из списка авторов, присланных издательством, в "Лукасфильме" выбрали Тимоти Зана - его стиль показался наиболее соответствующим "ЗВ". Как потом сказал Зан в интервью www.theforce.net, редактор не хотел его рекомендовать, чтобы писатель закончил книгу, на которую у него уже был контракт, и не отвлекался на другие проекты.

Зан получил краткие указания сразу относительно трех книг и почти полную свободу действий - в том смысле, что его фантазию ограничивали лишь довольно смутные идеи самого Лукаса.

Вместо того, чтобы говорить мне, что я должен делать, или с самого начала сооружать для меня стены, они позволили мне делать все, что я хочу, и при необходимости говорили, что того-то и того-то делать нельзя. Примерно так: беги, пока не не налетишь на стену. Тимоти Зан

Начальные указания были таковы: события должны происходить спустя пять лет после битвы при Эндоре, и задействовать можно кого угодно из персонажей, уцелевших в "Возвращении джедая". Зану запретили подробно ссылаться на события Войны клонов, как он того хотел (Лукас имел собственные идеи на этот счет); остальные возражения касались не самых значительных деталей сюжета (например, Джоруус К'баот изначально задумывался как клон Оби-Вана).

И вселенная EU зажила своей собственной жизнью. Предвидя успех первого творения, Bantam заключила контракт на написание еще двенадцати книг пост-Эндорского периода, которые вышли в промежуток с 1994 по 1998 гг. Правда, едва ли можно сказать, что последующие писатели держали марку. Появился довольно неплохой роман "Перемирие при Бакуре" Кэти Тайерс, но в том же году вышли "Хрустальная звезда" Вонды Макинтайр и "Выбор принцессы Леи" Дэйва Волвертона. Затем пришел и потоптался Кевин Андерсон со своими "джедайскими" книгами, к которым основная масса читателей относится довольно прохладно (был даже анекдот, где повстанец и имперец, вместо того чтобы стрелять друг в друга, начинают дружно палить по Андерсону). И другие. Хорошие книги и не очень, интересные и скучные.

Впрочем, не будем спорить о вкусах.

В период с 1996 по 1998 гг. усилиями М. Стэкпола и А. Оллстона появилась популярнейшая серия "Разбойный эскадрон" из 9-ти книг. Успех серии связан во многом с тем, что одним из ее главных героев был выбран Ведж Антиллес; Сью Ростони, редактор Lucas Licensing - специализированного подразделения в составе LFL - посоветовала Стэкполу серьезно подумать насчет использования Веджа. "Его популярность поразила меня, - говорит писатель. - Кевин Андерсон прикинул, что если я не использую Веджа, "Крестокрыл" разойдется в 250 000 экземплярах, а если использую, то в 350 000. Никто в Bantam не ожидал, что первый роман станет хитом в списке бестселлеров The New York Times, но это случилось. По последним сведениям (2000 г. - Basilews), было продано 3/4 млн. копий "Разбойного эскадрона" в одних США, так что, я полагаю, поклонники Веджа многочисленны и весьма преданны".

Процесс создания книги "ЗВ" описал в своем интервью тот же Стэкпол; правда, он говорил об издательстве Del Rey, но вряд ли есть какие-то особые различия, ведь в "Лукасфильме" сидят те же люди, которые определяют политику книгоиздания. По словам Стэкпола, процесс это запутанный и мучительный. Сначала, как уже говорилось, выбирается автор: издательство направляет "Лукасфильму" список писателей, там просматривают работы этих людей и решают, подходят ли они для работы во вселенной "ЗВ". После этого писателю предлагается написать одну или несколько книг, и он набрасывает содержание. Это содержание направляется в редакцию и возвращается с правками, затем - в "Лукасфильм" и снова возвращается с правками. При удачном стечении обстоятельств на этом согласование сюжета заканчивается. Автор пишет книгу и отсылает ее в редакцию. Там ее читают и либо дают замечания, либо направляют в "Лукасфильм". Если необходимо что-то поменять, автор вносит изменения и снова посылает текст в редакцию, откуда, после одобрения редактором, книга опять уходит в "Лукасфильм".

В "Лукасфильме" тщательно "прочесывают" книгу, проверяют непротиворечивость персонажей и фактов, согласование событий с общей линией. Поскольку все права принадлежат компании, ее слово - закон. Предполагаемые изменения обсуждаются и затем вносятся либо самим автором, либо редактором в издательстве, либо в LFL. Затем автору высылаются гранки будущей книги; автор и "Лукасфильм" еще раз просматривают книгу на предмет невнесенных изменений, опечаток, пропущенных строк и т.д, и еще раз все согласуют. По завершении "Лукасфильм" получает вторую версию книги и дает окончательное добро. После этого книга уходит в печать.

Как видно, похоже на стандартную схему выпуска книг, но только сверху добавляется еще одно звено - "Лукасфильм". На последнем лежит основная ноша по поддержанию целостности EU и основная же ответственность: если вдруг прокол, то виноваты не писатель и не издательство, а LFL. С другой стороны, LFL является посредником между издательствами и Джорджем Лукасом, доносит до исполнителей его замечания, организует встречи всех участников процесса. Относительно роли Лукаса представители с той и другой стороны дружно отвечают, что он "дает ценные указания".

На первый взгляд может показаться, что Лукас и "Лукасфильм" существуют как бы независимо друг от друга: Лукас занят сьемками и имеет смутное представление о том, что происходит в EU, а в LFL практически ничего не знают о планах Лукаса, но пытаются угадать. В таком случае и LFL, и писателям, и представителям издательств ничего не остается, кроме как заявлять, что книги целиком и полностью соответствуют идеям Лукаса. А Лукас, что тоже естественно, эти заявления подтверждает: EU приносит прибыль, зачем же ее дезавуировать?

Это так и не так. Действительно, даже и без сьемок Лукас объективно не способен следить за всеми поворотами и деталями, которые появляются в EU; он и не обязан это делать. Во-первых, аттестовать произведения Star Wars не значит самостоятельно штудировать все выходящие книги и комиксы; этим, собственно, и занимается Lucas Licensing. Во-вторых, сюжет каждой книги (по крайней мере, ключевые события и понятия) утверждает все равно Лукас, так что он со всем знаком, даже если не дает замечаний и пожеланий. Наконец, случаи расхождения книг с фильмами были, но их все же не так много. Лукас снабжает авторов информацией; сейчас у него мало времени на общение с писателями, так как он занят сьемками, но все же он более щедро делится информацией с писателями эпохи приквелов, чем во время создания Основной Трилогии.

Если уж на то пошло, то ведь и сами фильмы создает не один Лукас. Да, ему принадлежат идея и сценарий, но костюмы, интерьеры, механизмы и т.д. и т.п. - всем этим занимается команда разработчиков, хотя и под руководством мэтра.

Но вернемся к нашим "Бантамам". Как можно заметить, их книги имели разную направленность, разную художественную ценность и соответственно разный успех; впрочем, едва ли так произошло из-за отсутствия литературного вкуса у руководителей серии. Скорее это можно объяснить попыткой охватить как можно более широкую аудиторию (или скачать как можно больше денег, кому как нравится). Кто-то любит читать о Силе и подвигах джедаев, кто-то - о политике и космических сражениях, а ведь есть еще дети, для которых (по идее) надо тоже писать что-нибудь попроще. Кроме того, каждый из авторов понимает то, о чем пишет, по-своему, несмотря на совещания на Skywalker Ranch и многоступенчатое согласование. Поскольку все это позиционируется как часть официальной линии (логотип LucasBooks), получается, что EU похожа на лоскутное одеяло, где Люк то всемогущ, то бессилен, а джедаи - то краеугольный камень галактики, то маргинальная группа, от которой ничего не зависит.

Все писатели (кроме, разумеется, авторов новеллизаций) отмечают, что им предоставляется практически полная свобода творчества - в рамках, установленных LFL. Эти рамки состоят в том, что писателю рассказывают, о чем должна идти речь в книге, и выдают определенный набор неизвестных публике сведений о героях и событиях; иногда в контракте непосредственно оговаривается, чего писателю делать нельзя (например, Стэкполу в романах серии "Крестокрыл" было запрещено без отдельного разрешения писать о главных героях фильмов, а он был рад стараться и навыдумывал своих). Практически всем остальным, насколько можно догадываться, было позволено творить на свое усмотрение, а несоответствия устранялись по написанию книги. Все же кое-какое планирование существовало. Например, примирение Республики с Империей и свадьба Люка и Мары были запланированы еще в 1993 г; на этом настоял лично Тимоти Зан, которому предложили написать завершающую дилогию Bantam'овской серии. В "Лукасфильме" с неохотой согласились повенчать Люка и Мару (по сути, церемония состоялась даже не в "Руке Трауна", а в последующем комиксе). "Было невероятно забавно потом слышать все эти слухи, что, мол, на Люке венец безбрачия и он никогда не женится, потому что так решили в "Лукасфильме", - признается писатель. - Особенно зная, что он таки женится, и что остальные писатели тоже об этом знают и работают в этом направлении. Так что все женщины, которых они придумывали, или исчезали вообще (из серии - Basilews), или переходили в разряд "друзей"... И все хранили это в секрете. Это было очень здорово проделано".

И снова в бой

В 1999 г. лицензия была опять выдана компании Del Rey. О чем писать дальше, было неизвестно; и заказчик, и издатель оказались в определенном тупике. Нашествие темных джедаев, супероружие, похищение детей Соло - все это уже было, и не раз; нужно было придумать что-нибудь яркое, необычное, чтобы встряхнуть публику и заставить ее поверить, что опасность серьезная. Помимо того, в LFL решили пересмотреть сам подход к написанию книг; отдельные книги сочли невыгодными, потому что в них каждый автор пишет, что хочет, и из-за этого трудно поддерживать целостность EU. Кроме того, был отмечен интерес читателей к сериям книг. Поэтому с самого начала, в 1997 г., когда заключался контракт, в нем было оговорено написание большой серии (планировалось тридцать изданий, но позже их число сократили из-за опасений относительно обеспечения целостности). В марте 1998 г. на Skywalker Ranch состоялось историческое совещание при участии представителей "Лукасфильма", Del Rey, Dark Horse Comics и писателей, и было принято решение о начале работы над новой обширной серией книг. По словам Люси Уилсон, директора по вопросам книгоиздания в LFL, они задумали многотомную сагу, которая должна была издаваться с 1999 по 2003 гг; ключевые события планировалось изложить в пяти книгах в твердом переплете, а книги в бумажной обложке продумать позже. Тогда же решили, что речь пойдет о внешнем вторжении и новой галактической войне.

Как поведал Р.А. Сальваторе, автор вводной книги "Вектор-Прим", ему сказали, что "плохие парни" - варвары-гуманоиды, что это воинственная цивилизация, которая использует биологическое оружие, корабли и все остальное. И что они полностью лишены Силы. Сальваторе придумал детали (углитхи, довины-тягуны и т.д.), а последующие писатели развивали его идеи и дополняли. Название возникло спонтанно. Однажды Люси Уилсон обедала в компании сотрудников Del Rey во французско-тайском ресторане под названием "Вонг", и им подали чай из провинции Юннань (Yunan). Так появились йуужань-вонги.

"Это неумолимый враг, взгляды которого на вселенную, на все живое и на его назначение кажутся нам темными и извращенными, - говорит словоохотливый Стэкпол. - Здесь мало пространства для взаимопонимания и компромисса. И, что еще важнее, они сообразительны и быстро учатся. По мере того как Новая Республика будет приспосабливаться к ним и к их тактике, они тоже будут меняться. Не ждите, что будет, как раньше: "уже страница 325, пора найти их слабость и использовать ее". Вонги - вероятно, худшее, с чем встречалась галактика, и будет еще много "возмущений в Силе", прежде чем герои смогут хотя бы мечтать о том, чтобы их остановить". Надо признать, Стэкпол сказал правду. На протяжении всей серии шла гонка вооружений, к последней книге перевес вновь оказался на стороне вонгов, и они бы победили, если бы не...

Но для начала надо было публику припугнуть. В LFL существовало правило: никто из персонажей, созданных Лукасом, не должен умереть; и действительно, в книгах серии Bantam никто не умер. Для того, чтобы показать, что межгалактическая война - дело очень серьезное, было решено "убить" кого-нибудь из любимых героев. Выбор сразу пал на Люка Скайуокера - его смерть стала бы самым большим шоком. Но Джордж Лукас, разумеется, не согласился, и тогда кто-то предложил: "Давайте убьем семейную собаку - Чубакку". Как отметила Шелли Шапиро, Лукас не давал разрешения расправиться с Чуи - он просто сказал, что нельзя убивать Люка; Чуи выбрали как эмоционально, так и потому, что ему оказалось трудно найти место в истории. Все шишки сразу посыпались на Сальваторе; фаны не могли ему простить того, что он убил Чубакку, хотя в действительности он всего лишь выполнял инструкции. Постепенно фаны разобрались, что к чему, и позже, когда погиб Энакин Соло, принялись ругать не Троя Деннинга, а "этих писак".

Продажи от книг Bantam серьезно упали, эти книги даже не попадали в список бестселлеров, как когда-то. Читатели явно потеряли интерес. Слышались жалобы, что все то же самое, все то же самое: что Лея не более чем дипломат, что Хан стал домохозяйкой, а Чуи - нянькой, что Люк настолько всемогущ, что писателям приходится специально его ослаблять для правдоподобности: Гибель персонажа, близкого всем остальным главным героям, казалась лучшим способом: вернуться к тем героям, которых мы знаем и любим по фильмам. Шелли Шапиро

Серия "Новый орден джедаев" должна была состоять из книг, в каждой из которых рассказывалась бы часть истории, и которые дополняли бы друг друга. Писателей отбирали по взаимному согласию LFL и Del Rey. Чтобы увязать все это и не наделать дыр, работу над каждой книгой вели совместно - в том смысле, что разные люди высказывали автору свои предложения, писатели обменивались информацией, а при необходимости можно было обратиться с вопросом к компетентному специалисту. Все писатели имели свободу действий (они были обязаны лишь придерживаться намеченного плана серии и следить, чтобы не было противоречий). Кроме того, на Skywalker Ranch проводились регулярные совещания писателей и редакторов с обеих сторон (каждый раз при участии все новых авторов) На этих совещаниях в режиме "мозгового штурма" обсуждались различные детали проекта. Наконец, с самого начала была составлена "библия НОДа" - база данных, в которую по мере появления заносились все сведения о персонажах, планетах, кораблях и т.д. Это был первый проект с таким уровнем координации и планирования.

Впрочем, без огрехов не обошлось. Так, например, было придумано два варианта взаимоотношения вонгов с Силой. Сперва было введено понятие вонг-чутья (Vongsense) - якобы диапазона Силы, в котором существуют вонги и который джедаи не улавливают. Однако в последней книге вдруг выяснилось, что вонги на самом деле раньше существовали во вполне обычной Силе, просто их от нее отрезали. Или случай с Тахири, которой вживили йуужань-вонгское сознание, благодаря чему она при желании могла говорить и мыслить, как йуужант-вонг. А потом два ее сознания слились в одно, и Тахири превратилась в новую личность, которая... при желании могла говорить и мыслить, как йуужань-вонг.

Но это еще не все издержки. Как признался Дж. Лючено, который, кроме того, что написал три книги, был еще и одним из координаторов проекта, по мере развития саги советчиков становилось все больше, и под конец стало очень трудно учитывать все комментарии и критику. Некоторые книги пришлось отменить еще до того, как они были написаны, а некоторые - уже после того, как они были написаны. "Будь у нас больше времени, - говорит Лючено, - мы бы исправили все ошибки и нестыковки, а некоторые моменты вообще бы убрали".

Как сообщила Сью Ростони, вначале было расписано содержание всех пяти книг в твердом переплете, в каждой из которых излагался один из поворотных моментов войны. Книгам в бумажном переплете вначале не придавали большого значения (они должны были "заполнить ниши"), но затем стало ясно, что эти книги так же важны, как и пять ключевых.

Что до участия во всем этом Джорджа Лукаса, то его роль Шапиро обозначила как "ограниченную, но важную". Кроме того, что он запретил трогать Люка, он еще и распорядился убить в середине цикла не Джейсена Соло (как планировалось вначале), а его брата Энакина. Энакину изначально предназначалась ключевая роль, и, когда Лукас высказался по этому поводу, пришлось спешно перекраивать сценарий и приспосабливать под эту роль Джейсена. Кроме того, это Лукас заявил, что враги не должны быть адептами Темной стороны - как видно, в определенной степени претензии по поводу "не-ЗВшных" героев можно адресовать самому создателю ЗВ. По словам Люси Уилсон, Лукас был в курсе относительно предполагаемого сценария. Все узловые моменты и вопросы (напр. кто должен умереть) отсылались ему в форме "вопрос-ответ" и обсуждались по телефону.

На Skywalker Ranch Джордж периодически сидел на расстоянии вытянутой руки, но я с ним ни разу не разговаривал. Тем не менее он сыграл важную роль в придании НОДу формы, выдав обширные комментарии по ранней версии сценария... Его возражение против того, чтобы Энакин Соло был главным героем серии, основывалось, как мне кажется, на том, что его могли путать с Энакином Скайуокером. Слишком много Энакинов! И я отчетливо помню, что Джордж особенно активно возражал против того, чтобы мы описывали Оними как карлика. Джеймс Лючено

Правда, кроме Лючено, больше никто эту догадку насчет Энакина не высказывает. Так что говорить наверняка не представляется возможным. Но все же видно, что Лукас приложил руку. И мы знаем теперь, кто на самом деле убийца Энакина Соло.

Дубль два

1999 г. - это, кроме всего прочего, еще и год выхода "Призрачной угрозы". С появлением приквелов EU начала расширяться в другую сторону, охватывая период падения Старой Республики и становления Империи. Это направление отличается более тесным сотрудничеством Лукаса с издателями, поскольку оживающая сейчас эпоха приквелов интересует его куда больше, чем отдаленное "будущее", все меньше напоминающее созданные им "Звездные войны". Опять книги выходят в то время, когда трилогия фильмов только снимается. Но, учтя прошлые ошибки (и, видимо, желая использовать книги для продвижения фильмов), Лукас определяет, какая литература нужна, и снабжает писателей необходимыми сведениями.

Вскоре после первого фильма приквелов начала выходить серия "Ученик джедая" (для младшей аудитории), описывающая приключения юного Оби-Вана, ученика Квай-Гона. Впрочем, авторам, как и ранее, была предоставлена практически полная свобода действий. Как рассказала Джуд Уотсон, которая приложила руку к написанию серии, ей было позволено перенести Оби-Вана и Квай-Гона на практически любую планету и организовать им любые приключения. Однако исходных данных писательница получила более чем достаточно. Ей был выдан хранившийся в секрете сценарий Эпизода 1 (!), который, впрочем, несколько отличался от готового фильма.

В 2001 г. вышло несколько "взрослых" книг, предваряющих Эпизод 1. По рассказу Дж. Лючено, написавшего "Под покровом лжи", Д. Лукас поставил перед ним задание - сочинить политический триллер о Палпатине и Валоруме. "В моих первых набросках было слишком много динамики и слишком много внимания было уделено Квай-Гону и вторичным персонажам, - вспоминает писатель. - Но, благодаря помощи от Сью Ростони и LucasBooks, я сумел... удержать баланс между интригами и драками". Лючено был первым из писателей, кому передали сценарий Эпизода 2; отсюда в книге взялись Межгалактический Банковский Клан и Коммерческая Гильдия. Кроме того, Лукас попросил Лючено ввести новое действующее лицо, которое должно было появиться в фильме.

В последнее время большинство книг посвящены именно эпохе приквелов. После Эпизода 2 началась новая серия под названием "Войны клонов". Вроде бы здесь нет такого жесткого планирования, как в НОДе, но, с другой стороны, "Лукасфильму" приходится координировать разные направления - книги взрослые и для среднего возраста, комиксы, e-book'и, игры и мультфильмы Cartoon Network.

Голокрон и канон

Чем больше появлялось различной литературы, тем труднее становилось в ней ориентироваться. Каждый из авторов обязательно выдумывал что-нибудь свое, и довольно скоро читатели стали теряться в нагромождениях имен, устройств, планет и событий. Довольно часто, наткнувшись на непонятный момент, даже не знаешь, в какой книге искать пояснение. Чтобы облегчить читателям жизнь, начали издаваться справочники и описания, которыми пользуются и сами писатели. Каждый фильм-приквел сопровождается подробными иллюстрированными изданиями, рассказывающими о его героях, местах действия и о съемках. Начиная с 2000 г. начали выходить различные энциклопедии - по истории галактики "ЗВ", по дроидам, планетам, оружию и т.д. К примеру, в "Полной истории" (составитель Кевин Андерсон) была сделана попытка упорядочить сагу, которая до того развивалась довольно стихийно, без генерального плана. Впрочем, все оказалось не так уж плохо, поскольку основная работа была проделана в LFL при "утряске" каждой книги.

Но читатели - это еще ничего! Особенно несладко пришлось тем, кто следит за целостностью серии и кому нельзя ошибаться. Ибо как-то так получается, что неувязки всегда видны. Об огрехах в НОДе уже было сказано. Классический пример, на который всегда ссылаются - история с Бобой Феттом, для которого придумали три различных биографии, а все оказалось совсем иначе. Или злосчастье Вейдера, которому - дай Сила памяти - четырежды отрубали одну и ту же руку. "Чтобы поддерживать целостность и непротиворечивость серии, - вспоминает Люси Уилсон, - редакторы и в "Лукасфильме", и у издателей объединяли свои усилия - по принципу "кто лучше помнит"... В самом начале система отслеживания целостности состояла в том, что ты спрашиваешь (звонишь по телефону или кричишь соседу по комнате или в коридор) в надежде, что кто-нибудь вспомнит и ответит. Как видите, техника на грани. По мере того как вселенная "Звездных войн" все больше и больше усложнялась, я поняла, что нужен специальный человек, который размещал бы весь этот материал в базу данных". Так в феврале 2000 г. появился Голокрон и его Хранитель Леланд Чи.

По словам самого Хранителя, Голокрон - это внутренняя база данных Lucas Licensing, в которую помещаются все элементы вселенной "ЗВ". Источником информации служат фильмы, книги, комиксы, видеоигры, карточные игры, ролевые игры (RPG), веб-сайты, игрушки, мультфильмы и все официально санкционированные элементы вселенной "ЗВ".

С помощью Голокрона стало намного легче поддерживать порядок: достаточно в спорной ситуации заглянуть в базу данных и получить нужную информацию. Нам с вами увидеть Голокрон вряд ли удастся, потому что его назначение - отслеживать то, что находится в развитии; кроме того, часть хранящейся в нем информации относится к продукции, которая пока только проектируется. Однако Голокрон интересен тем, что в нем указывается соответствие всей информации канону.

Канон всегда был больной темой для фанов ЗВ. Во что верить, на что можно ссылаться в дискуссиях, а на что нет? Какая информация более канонична? Прежде "Лукасфильм" отмалчивался. Три года назад в ответ на вопрос по поводу канона, заданный на форуме официального сайта, представитель "Лукасфильма" по отношениям с фанами Стив Сансвит привел позицию LucasBooks, и эта позиция выглядела довольно однозначно. Истинный канон - это фильмы. Даже новеллизации нельзя отнести к канону, потому что их пишут другие авторы, туда могут закрасться неточности; впрочем, новеллизации следует считать очень близкими отображениями фильмов. Все остальное предлагалось рассматривать как окна разной степени прозрачности в мир "Звездных войн": некоторые больше, некоторые меньше запотели, но сквозь все видна какая-то степень правды - дескать, как говорил Оби-Ван Кеноби, "истинность того, что мы привыкли считать правдой, зависит от нашей точки зрения". Наконец, не-каноном была объявлена серия Star Wars Tales, выходящая со значком Infinities - описанные в ней события не обязательно могли случиться во вселенной "ЗВ".

В Голокроне эта система была упорядочена. Каждая запись базы данных имеет поле "канон". Как рассказал в начале 2004 г. Леланд Чи, существует несколько градаций канона:

  • G-канон - все, что есть в фильмах и все, что исходит от Джорджа Лукаса (включая неопубликованные заметки, которые Lucas Licensing получает от него или от департамента кинопродукции). Сюда также относятся все детали новеллизаций, которые придуманы Лукасом и не противоречат фильмам (они берутся из неопубликованных ранних вариантов сценариев, неопубликованых интервью Лукаса автору, его замечаний к рукописи). Если что-то появляется в фильме, но не имеет названия, то это все равно считается G-канон (например, фрукт "шуура", название которому придумал не Лукас, а Сальваторе).
  • C-канон - канон соответствия (Continuity), т.е. романы, комиксы, книги для младших читателей, видеоигры, карты, RPG, игрушки, веб-сайты, телепередачи. Сюда также относятся новеллизации фильмов. Все, что попадает в фильмы, автоматически становится G-каноном.
  • S-канон - вторичный (Secondary) канон, под который попадают некоторые старые материалы. К этой категории также относятся элементы, которые "не совсем соответствуют". Но если такой элемент появляется где-то еще, он переносится в C-канон.
  • N-канон - канон несоответствия (Noncontibuity). Используется редко, в случаях вопиющего противоречия; кроме того, им обозначаются различные удаленные детали.

Ничего особо нового здесь нет; в основном фаны так и относятся к продукции "ЗВ": слово Лукаса, потом новеллизации, а потом все остальное. Однако же фаны ждали, что им скажут определенно: можно ли приравнивать книги к фильмам или нельзя? Вместо этого мы получили несколько степеней канона; эта узаконенная градация ничего не изменит. Сторонники EU чувствуют себя вправе заявить: "Да, книги - это тоже канон". На что противники EU с таким же правом могут им возразить: "Да, канон, но низший".

Vise versa

Наконец, нельзя не упомянуть о таком экзотическом явлении, как обратное влияние EU на фильмы. В тех EU-произведениях, которые Лукас все-таки читает (а читает он, судя по всему, в основном комиксы), он иногда находит для себя интересные идеи, которые затем использует в фильмах. Имеет на то полное право: по условию, все креативные идеи считаются его собственностью. Например, так произошло с Аайлой Секурой - синекожей тви'леккой-джедаем, которую мы видели на арене Геонозиса. Аайлу придумали Джон Острандер и Ян Дуурсема; это была тви'лекка-падаван, которая потеряла память, но медленно выздоравливала благодаря стараниям Совета джедаев. Джордж Лукас увидел ее на обложке комикса Star Wars #33: Darkness (художник Ян Фостер).

"Нам позвонили из [департамента] продукции и попросили прислать рисунки Аайлы", - рассказал Крис Серази, редактор LucasBooks. Были подобраны актриса, костюм, макияж, и так Аайла попала в Эпизод 2. Впрочем, как признался Острандер, это поставило его в несколько неловкое положение: Аайла задумывалась как персонаж неканонический, чтобы можно было не оглядываться на "Лукасфильм"; теперь же, когда она вошла в канон (и не просто в канон, а в G-канон!), авторы оказались лишены такой свободы.

Но, пожалуй, самая яркая вещь из EU, попавшая в фильм - это световой меч Дарта Мола. На самом деле двойной световой меч принадлежал легендарному ситху Экзару Кану, которого придумал Кевин Андерсон (Tales of the Jedi).

Джордж читает содержание новых романов, но комиксы он читает определенно, и он дал нам специфичные указания по истории ситхов. Мы с художником придумали для Экзара Кана двойной меч, но, когда я подписывал контракт с "Лукасфильмом", я согласился, что мои идеи принадлежат "им", и они могут использовать их в своей вселенной. Если им что-то настолько понравится, и они захотят использовать это в фильмах, это классно. Кевин Андерсон

Генерал Гривус, которого мы ждем в Эпизоде 3, был объявлен как "персонаж из EU"... Несмотря на то, что он уже появился в одной из книг о Бобе Фетте и в последнем мультфильме серии "Войны клонов", скорее всего, это все-таки творение "Лукасфильма". Хотя, учитывая степень взаимодействия LFL и издателей, вполне возможно, что не обошлось без участия последних.

Столица галактики, город-герой Корускант, в ранних сценариях Лукаса называлась Алдераан, потом Граникус (Granicus), потом, в сценарии "Возвращения джедая" - Хад Аббадон (Had Abbadon), но на практике оказалось невозможным показать планету-город на экране, и ее убрали из сценария. В Special Edition и в приквелах стольная планета появилась под названием, придуманным Тимоти Заном - Корускант; ее внешний вид был обрисован художником Ральфом Маккуэрри в справочнике The Illustrated Star Wars Universe, составленном К. Андерсоном.

Если не врут спойлеры, в Эпизоде 3 мы увидим Кашиийк - планету уже целиком из EU. Изначально (в ранних сценариях) родина вуки называлась Явин, а сами вуки были маленькими примитивными существами, которые умело воевали с Империей. После выхода "Новой Надежды" все встало на свои места; родная планета вуки затем появилась в детской книжке Wookie Storybook, в газетных комиксах, а в 1978 г. даже в телефильме The Star Wars Holiday Special под названием Каззук (Kazzook). Нынешнее название укоренилось, похоже, благодаря все тому же Зану.

* * *

Наконец, после всех этих разглагольствований подведем небольшой итог. Во-первых, книги и вообще Star Wars EU - явление не стихийное, оно координируется, и этим занимается специальная группа в составе "Лукасфильма". Этот процесс становится все более и более упорядоченным: развитие EU планируется на несколько лет вперед, планы LFL составляет совместно с издателями и авторами, путем "мозгового штурма". Вся информация по "ЗВ" заносится в базу данных, при помощи которой поддерживается целостность и непротиворечивость всей серии.

Даже если Джордж Лукас не читает все издаваемые книги, он, тем не менее, в курсе того, что в них происходит, дает указания, снабжает информацией и в случае необходимости вмешивается. В остальном писатели вольны делать, что хотят, и это естественно: один человек не может составлять содержание десятков книг в год и все их контролировать. Можно считать, что Лукас делегировал свои права по созданию Расширенной Вселенной "Звездных войн" другим, хотя и оставил за собой общее руководство. Одним словом, Лукас - самый главный начальник. Начальнику незачем штудировать все труды, которые пишут его подчиненные.

Да, "Лукасфильм" - коммерческое предприятие, которое выпускает коммерческую фантастику. Но там сидят не дураки, они понимают, что книги должны отвечать запросам аудитории. Иначе их просто не будут покупать, будь это хоть трижды "Звездные войны". Тот факт, что эти книги продолжают покупать, говорит о том, что упомянутые люди справляются со своей задачей. Но есть книги, которые нам нравятся, и есть такие, которые не нравятся. Если книга не нравится - не читайте ее. Значит, она написана не для вас.

В качестве источников использовалась информация и интервью с сайтов: www.starwars.com, www.theforce.net, интервью создателей серии "Новый орден джедаев", приложенное к книге The Unifying Force; хронология книг с сайта "Звездный воин". Иллюстрации взяты с сайтов www.starwars.com, www.theforce.net и codebase.bejedi.com

Basilews


К слову: Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции журнала, его читателей и уважаемого господина Дж.Лукаса.

Идея и поддержка ©
Техническая поддержка: serduk.org.ua
DeadMorozz © was here ™ | Собрано ручками | FAR forever.