Новости | История проекта | Редакция | авторы | Хотите написать статью? | Ссылки | Гостевая  
БИБЛИОТЕКА
Возвращение Зана
КОЛОНКА R2D2
Republic Comando
ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГАЛАКТИКИ
Лабиринт
ТЕХНИКА НА ГРАНИ
Снова тай-файтеры
ГИПЕРСПЕЙС
Обзор сайтов
НАШИ ГЕРОИ
Darth Morozz
АССОЦИАЦИИ
Фантастика
КАНТИНА
Рейтинг PG-13

За пределами Галактики

Лукас в "Лабиринте"

Джорджа Лукаса со всей уверенностью можно назвать автором одного фильма. Спохватившись, конечно тут же надо добавить спродюсированного по собственной задумке "Индиану Джонса". Далее, потрясая общественность собственной осведомленностью, можно припомнить "Американские граффити" и даже "ТHX 1138", которые все равно мало кто видел. Но есть в фильмографии создателя Star Wars фильм, который редко приходит на ум при упоминании фамилии Лукаса. Хотя картину эту видели многие и даже наверняка любят. Впрочем, Джордж здесь выступает исполнительным продюсером, а отцом-основателем "Лабиринта" по праву можно считать Джима Хенсона, прославленного кукольника и "крестного папу" самого Йоды.

Если нет выхода, ищи вход

Знаменитый кукольник Америки, основатель культового "Маппет-шоу" Джим Хэнсон два года вынашивал идею сказки, в основе которой будет лежать удивительное путешествие героини к центру загадочного лабиринта. Сценарий Хэнсон предложил написать своим хорошим друзьям: канадской писательнице Лауре Филипс и одному из авторов английского шоу "Монти Пайтон" Тревору Джонсу. Так началась история создания "Лабиринта".

Когда за дело берется один гений, есть шанс увидеть в итоге талантливое произведение. Если же за дело берутся сразу несколько гениев, шедевр не заставит себя ждать. Ведь что может быть волшебней и загадочнее ожившей куклы? Не зря же дети всего мира так обожают кукольный театр, эту священную магию, когда под руками гениальных кукловодов оживают деревянные буратины...

Хэнсон привнес в картину опыт работы с волшебными куклами и привел лучших своих кукловодов. Примкнувший к работе Джордж Лукас обеспечил видеоряд при содействии лучших специалистов L&M. Тонко балансируя на грани кинематографа и кукольного вертепа, все вместе они построили "Лабиринт".

На роль Короля гоблинов Джарета создатели картины сразу решили пригласить какого-нибудь рок-музыканта. Выбор пал на "многоликого" Дэвида Боуи, успешно эксплуатировавшего в свое время образ андрогина-марсианина с разноцветными глазами.

Музыкальные номера к картине написал все тот же Дэвид Боуи, сам же он и спел все песни. Злые языки говорят, что саундтрек к фильму получился намного лучше самого фильма. Впрочем, здесь можно поспорить...

В итоге авторам фильма удалось создать фантастическую сказку почти без спецэффектов, используя латекс, мех и мастерство живых актеров. А что, скажете этого мало?

У тебя нет надо мной власти!

Итак, в 1986 году на экраны кинотеатров вышел фильм "Лабиринт". Если в "Звездных войнах" все так или иначе свелось к взаимоотношениям сын-отец, то в "Лабиринте" главной архетипической темой стало взросление девочки. Сюжет Лабиринта и представляет собой увлекательный обряд инициации, не раз отраженный в сказках: у маленькой Аленушки украли братца Иванушку, и девочка отправляется в полный опасностей путь, чтобы спасти мальчика.

Сара - обычная 15-летняя девочка, что живет вместе с отцом, мачехой и маленьким сводным братцем Тоби. Она мечтает стать актрисой (как ушедшая к любовнику мама) и целыми днями репетирует историю сказки "Лабиринт". Как и все девочки своего возраста, с родителями она не в ладах и ненавидит сидеть с вечно плачущим братом.

Однажды в сердцах она "посылает" орущего малыша к гоблинам, и те незамедлительно забирают Тоби в замок к своему Королю Джарету. У Сары есть только 13 часов, чтобы пробраться сквозь запутанный Лабиринт к замку и спасти брата. По пути она встречает друзей, врагов, предателей и много всего интересного.

Сюжет прост до наивности. Если читать сценарий в отрыве от фильма, приключения навязчиво напоминают то "Алису в стране чудес", то "Волшебника страны Оз". И можно было бы обвинить авторов в плагиате, если бы не многочисленные "но", которые встречаются в фильме на каждом шагу. А чему удивляться, если за дело взялся любитель мифологических тонкостей Джордж Лукас... Ведь давно известно, что у сказок всегда один сюжет, а все остальное зависит от нашей точки зрения.

Если в "Звездных Войнах" самой демонической и сложной фигурой стал Черный Лорд ситхов Дарт Вейдер, то в Лабиринте функцию притягательного мерзавца на себя взял Король гоблинов Джарет. Формально он злодей, укравший ребенка и издевающийся над маленькой девочкой. Он не держит обещаний, расставляет опасные ловушки и не церемонится с подчиненными. И, в отличие от своего коллеги в черном шлеме, предводитель нечисти оказался не только нечеловечески красив, но еще и откровенно сексуален. Что добавило детской сказке вполне взрослый привкус.

Наверное, не стоит говорить, что за маской циничного правителя гоблинов скрывается совсем другая личность. Кому нужна была бы эта сказка, если главным ее злодеем был действительно злодей? Разумеется, Джарет совсем не прост. И тому есть немало объяснений.

И самое интересное из них заключается в том, что Король гоблинов очень похож на любовника родной сариной мамы - фотографию влюбленной парочки нам мельком показывают в начале фильма. И вот тут любители психоанализа могут ликовать.

В сознании девочки образ маминого любовника легко сложился в фигуру одновременно ненавидимого и желанного Джарета.

Ну, а карты открываются как всегда в конце фильма. Когда Сара достигает замка и требует вернуть мальчика, Джарет наконец предстает в своем истинном обличье: уставшего, одинокого и несчастного предводителя нечисти. И тут понимаешь, что кража малыша - всего лишь повод...

Впрочем, заканчивается все именно так, как положено в сказках. Предложение стать королевой гоблинов и "править лабиринтом вместе" отвергнуто, Сара возвращается домой вместе с братцем, а Джарет остается один в своем замке ни с чем. Многочисленный режиссерские намеки дают понять, что вся эта история - если и не сон девочки, то во всяком случае некая мистическая "экранизация" ее потаенных мыслей. Так или иначе, обряд инициации пройден, Сара стала взрослой и спрятала свои игрушки в ящик стола.

Интересно, как скоро она поймет, какое счастье упустила, отказавшись от предложения обаятельного Короля гоблинов - спросит вслух любая нормальная девушка, посмотрев этот фильм.

Шаг назад, два вперед

Посмотрев "Лабиринт" сразу задаешься вопросом: "А был ли Лукас?" Ведь ни красочных спецэффектов, ни закрученного экшена в картине вроде бы и нет. В фильме "По ту сторону Лабиринта" знаменитая бородатая физиономия Джорджа мелькает всего раз, и то между делом. И все-таки Лукас немало вложил в эту картину, но, как и положено гению, сделал это незаметно.

Во-первых, именно Джордж сотворил из первоначального сценария в исполнении Лауры Филипс и Тревора Джонса тот вариант истории, который в итоге мы увидели на экране. Для этого пришлось чуть ли не вдвое покромсать первую версию, выбросив многочисленные диалоги и сделав упор на визуальный ряд.

Естественно, "досталось" и самому сюжету. Например, по первому сценарию в конце фильма Джарет превращался в ... кукольного гоблина. А по самой-самой ранней задумке Хэнсона Королем Гоблинов и должен был быть гоблин. Что чрезвычайно логично, но куда как менее интересно.

Космическое чутье Лукаса на хороших актеров также было задействовано в "Лабиринте". Как это часто бывает, кастинг на роль главной героини длился довольно долго. Сначала Хэнсон и Лукас искали среди девушек лет 18-19, но оба остались недовольны. Тогда возрастную планку снизили до 15 лет, и сразу же остановились на Дженнифер Коннелли. Отрадно отметить, что девушка не потерялась после "звездной роли" и сегодня, будучи профессиональной актрисой, уже завоевала Оскар.

К слову, в актерском составе "Лабиринте" есть немало очень знакомых персоналий. Во-первых, в фильме снялось полдеревни эвоков: актеры-лиллипуты, принимавшие участие в "Возвращении джедая", в очередной раз устроили балаган. Еще один старый знакомый - "птенец гнезда хэнсонова", отец магистра Йоды Фрэнк Оз - сыграл роль... дряхлого мудреца, встречающегося на пути главной героини. И говорит-то он непонятно, и глазки морщинистые прикрывает с восемьсотлетней усталостью, вот разве что только цвета не зеленого...

Но вернемся к Лукасу, львиную доля работы которого пришлась на монтаж. Мэтр редко появлялся на съемочной площадке и предпочитал шаманить в студии, ловко вылавливая из потока именно ту сцену, которая, по его мнению, была лучшей.

"Когда вы делаете монтаж фильма с кем-то ещё, у вас обязательно возникают компромиссы. - Рассказывает о своей работе с Лукасом Хэнсон. - Я всегда шел своим путем, а Джордж своим, и каждый хотел направить фильм в свою сторону. Джордж стремился больше к спецэффектам, и потому без жалости кромсал диалоги; я же наоборот, стремился больше внимания уделять лирическим сценам, которые могли сделать историю романтичней. В итоге я изменял его коррективы, а он, соответственно, мои".

И, разумеется, все немногочисленные спецэффекты были выполнены под чутким руководством г-на Лукаса. Специальным режиссером по спецэффектам фильма Лабиринт был Джордж Гиббс, который работал с Джорджем в фильмах "Империя наносит ответный удар" и "Возвращение Джедая", а также в двух "Индианах Джонсах".

Спецэффекты были созданы в Центре Цифровых технологий в Калифорнии, известной своей компьютеризированными графическими эффектами в "Возвращении Джедая". Знаменитая (и бесспорно гениальная) "Стена с руками" была сделана в Лондоне, на Star Wars Stage, в студии "Thorn EMI Elstree".

Выход из Лабиринта

У каждой саги есть начало, а у каждой сказки есть свой фэндом. Разумеется, сразу после фильма появились новеллизация, комиксы, диск с саундтреком и даже клипы, короткометражный бонус-фильм о том, как снимали "Лабиринт", и прочие радости фанатской жизни.

Поклонники "Лабиринта" (а если совсем откровенно, то поклонницы) пачками пишут фанфикшены (самый популярный сюжет, это появления в лабиринте автора фанфика, которая уж точно согласна на все предложения Джарета), рисуют Фан-арт и устраивают ролевые игры. Поклонники музыки Дэвида Боуи с радостью присоединяются к "лабиринтоманам", а фэны Джарета рано или поздно приходят к музыкальному творчеству его "папы". Идиллия, да и только.

И в очередной раз ловишь себя на мысли, что будучи взрослым и образованным человеком, находясь в трезвом уме и светлой памяти, раз за разом пересматриваешь детскую сказку. И каждый раз находишь в ней что-то новое. В отличие от героини "Лабиринта", его зрители не спешат взрослеть.

Рекомендуем посетить русскоязычный фан-сайт "Лабиринта": jareth.net

Авторы: Nash и dana scully

К слову: Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции журнала, его читателей и уважаемого господина Дж.Лукаса.

Идея и поддержка ©
Техническая поддержка: serduk.org.ua
DeadMorozz © was here ™ | Собрано ручками | FAR forever.