Новости | История проекта | Редакция | авторы | Хотите написать статью? | Ссылки | Гостевая  
Гиперспейс
КМФ 2005
Наши герои
Darth Fury
Точка зрения
Параллели Звездных войн
Библиотека
Куда расширяется галактика?
Про-Образы
Оби-Ван Кеноби
Техника на грани
Шагоходы
АССОЦИАЦИИ
Жалостные песни о главном
КАНТИНА
Как надо ходить в кино

Библиотека

Куда катится галактика

Это третья статья на тему "Фильмы и книги" (первая посвящена была противоречиям между фильмами "ЗВ" и произведениями "Расширенной вселенной" (EU), вторая - усилиям по увязке всей совокупности (Continuity) "ЗВ", предпринимаемым Lucasfilm Ltd. (LFL) и издательствами). По сути, рассматривалась одна и та же проблема, но под разными углами, как бы с позиций противника и защитника EU; соответственно первая статья получилась в основном ругательной, а вторая - в основном одобрительной. При этом обе не выходили за временные рамки настоящего ("что было" и "что есть"). Для полноты картины осталось провести маленькую экстраполяцию и попробовать ответить на вопрос: "Что будет?"

Не питая иллюзий относительно собственных предсказательно-аналитических способностей и понимая, что прогнозы - дело неблагодарное, автор сильно сузил себе задачу. Здесь не будет ответов на глобальные вопросы вроде "Когда выйдет последняя книга?" или "Кого убьют следующим?". Скорее данное сочинение посвящено одному-единственному, но достаточно важному вопросу: есть ли вообще перспективы у EU и если есть, то насколько далекие. Весьма вероятно, что даже и это окажется не более чем указанием перстом в небо, но автор и не предлагает рассматривать данный обзор как перспективный план развития EU. Насколько оправдается прогноз, станет ясно в ближайшие несколько лет.

Для целей исследования выбраны три критерия оценки будущей литературы: узнаваемость, новизна и предпочтения издателя. Первые два противоположны и в то же время дополняют друг друга: узнаваемость означает, что читатель не усомнится в принадлежности книги к "Звездным войнам", даже если найдет там нечто странное, в то время как новизна - это и есть то "странное", чего не было в предыдущих книгах. Третий показатель является довольно расплывчатым, он обобщает предпочтения Del Rey и LFL относительно выбора писателей, сюжетов и повествовательных форм.

Куда ты завел нас, писатель-герой?

В следующей книге "Звездных войн" Джейсен и Джейна Соло отправятся в Неизведанные Регионы, где таится новая опасность - колония странных существ. Среди них - старый знакомый Райнар Тул, который считался погибшим во время миссии джедаев на Миркр (он был на корабле, угнанном темными джедаями Ломи и Уэлком). Увидим мы и других выживших участников той экспедиции - Тахири, Тезара, Текли, Тенел Ка. Джейна, наверное, снова встретится с Джагом Фелом, а заодно должен проясниться вопрос с Чаком - "дополнительным" Фелом, которого придумал Т. Зан и который странно "отсутствовал" во время войны с йуужань-вонгами.

Вам знакомы все эти имена? Если да, примите поздравления: вы хорошо разбираетесь во вселенной "Звездных войн". Если нет, не отчаивайтесь: вы далеко не одиноки. Более того, имеете законное право возмутиться: "Как это я не разбираюсь в "Звездных войнах?" "И вообще, кто такие все эти особы и какое отношение они имеют к легендарной космической саге?", - спросит зритель, и он будет по-своему прав. Все знают Йоду и Дарта Вейдера, но попробуйте спросить, кто такая Мара Джейд - скорее всего, вы не получите ответа. А ведь Мара - один из самых известных персонажей EU.

Для большинства зрителей мир "ЗВ" - это то, что снял Джордж Лукас в своих фильмах (плюс, в какой-то степени, ряд популярных компьютерных игр на звездновойновскую тематику). Фильмы видели миллионы людей (а если не видели, то, по крайней мере, слышали о них). Однако большая часть публики мало что знает о "ЗВ на бумаге" - книгах и комиксах .

SW EU вторична и малозначительна в сравнении не только с кино, но и с другой фантастической литературой. Горько, но деваться некуда. Об этом можно судить даже и по рейтингам книг, неизменно объявляемых "бестселлерами"; действительно, книги Star Wars часто попадают в списки бестселлеров The New York Times и других газет, но, как правило, располагаются во второй или в третьей сотне. (Конечно, "Месть ситхов" сразу прыгнула на первое место, но стоит ли тому удивляться?) Прилавки магазинов на постсоветстком пространстве едва ли могут служить примером, но по ним можно косвенно судить о популярности ЗВ-литературы, которая продается в небольших количествах и то не везде; что до книг на английском языке, то их к нам практически не завозят. При этом в тех же магазинах ломятся полки от изобилия "Властелинов колец" и "Гарри Поттеров" разных изданий и форматов - как переводных, так и в оригинале. Вот кто вправду пользуется успехом.

Следовательно (и это, в принципе, логично), ЗВ-литература - предмет интереса многочисленной, но все же ограниченной аудитории фанов саги (да и то не всей). Отдельно от фильмов эта литература не имеет особой ценности - подобной фантастики полным-полно в продаже; значит, по идее, с удалением во времени от фильмов ценность книг должна снижаться, а самыми популярными и прибыльными должны быть романы, действие которых происходит в периоды классической Трилогии или приквелов. На самом деле это не совсем так, но тому есть свои причины.

Вывод из сказанного: с удалением от фильмов среди читателей пост-Эндорской EU (вначале рассматриваем именно ее, потому что это временной интервал, открытый в будущее) уменьшается доля новичков, привлеченных просмотром "Звездных войн", и растет доля "убежденных фанов", готовых покупать книги-продолжения. EU в том направлении имеет определенный "запас узнаваемости", благодаря которому читатель, знакомый лишь с фильмами, может наугад выбрать любую книгу и не испытать трудностей с пониманием прочитанного. Например, новичкам обычно рекомендуют для ознакомления "Трилогию Трауна", отделенную от "Возвращения джедая" тринадцатью книгами (среди которых, правда, есть тетралогия и две трилогии). С "Академии джедаев" начинаются некоторые проблемы с восприятием, а "Руку Трауна" уже невозможно читать, не зная предыстории. Узнаваемость EU пусть неравномерно, но убывает.

Говоря образно, Основная Трилогия суть корень, питающий живительными соками EU. Чем дальше от Трилогии, тем меньше общего у фильмов и книг.

Покупатель в магазине возьмет с полки что-нибудь из НОДа, полистает, ничего не поймет и поставит обратно, а сам пойдет и купит что-нибудь про драконов. (Кстати, согласно распространенной точке зрения, что серия НОД задумывалась как "Звездные войны" с начала" - повторно получившая лицензию компания Del Rey расчитывала на новых читателей. В действительности оказалось, что все-таки необходимо сперва прочесть основные книги предшествующего периода или хотя бы ознакомиться с андерсоновской "Полной историей"). Конечно, это хорошо, когда новый продукт возрождает интерес к старому, но одно дело читать, скажем, "Кореллианскую трилогию" ради самой "Кореллианской трилогии", и совсем другое - читать ее же ради понимания последующих серий. На это пойдут далеко не все. Одни убоятся, другие удовлетворятся уже прочитанным; в США (где основной фэндом) к тому же нет бесплатных электронных библиотек с текстами книг по "ЗВ", так что тамошний фан вынужден сам покупать всю необходимую литературу у Дж. Лукаса. LFL и Del Rey вполне отдают себе отчет, что теперь они работают не столько на расширение аудитории, сколько для удовлетворения верных и искушенных поклонников вселенной "ЗВ", которые с нетерпением ждут нового чтива.

Впрочем, ряды последних тоже редеют. Скажем, НОД не восприняли очень многие из фанов: при всех своих достоинствах эта серия действительно очень непохожа на традиционные "Звездные войны" - как по сюжету, так и по освещенным в ней моральным проблемам. Действительно, прежде "войны" выражались в конфликте демократии и тирании, Республики и Империи, Света и Тьмы - в НОДе самой галактике "ЗВ" угрожает небывалая опасность, бороться с которой помогают даже прежние враги вроде имперцев и хаттов. Вонги с их биотехнологиями (в противовес четко выраженной машинной цивилизации "ЗВ"), с их невидимостью в Силе, культом боли и смерти, мессианской идеологией уже отпугнули часть публики. Если отрицательные герои новой заявленной серии "Наследие Силы" не будут ни ситхами, ни имперцами, ни хотя бы теми же вонгами, они, вероятно, будут просто не поняты.

При этом вовсе не следует думать, что книги становятся менее интересными. Наоборот, в последнее время к работе во вселенной "ЗВ" привлекаются очень хорошие авторы, которые пишут качественную фантастику - хотя издательская компания Del Rey отбирает не только писателей с мировым именем, но и малоизвестных и даже практически новичков, которые как раз делают себе имя на "Звездных войнах". Таких уже набралась целая плеяда - Стовер, Трэвисс, в какой-то мере Кийз и другие. Даже самые заядлые критики согласятся, что "ЗВ" Стовера и, скажем, Лючено - совсем не то, что "ЗВ" Андерсона и Хэмбли.

На самом деле книги становятся просто другими. Имеется в виду не только сюжет, но и в какой-то мере даже жанр; не так давно автору этих строк довелось услышать любопытную и, в общем-то, верную мысль: если фильмы Star Wars - это космическая сказка, повествующая о судьбах героев, то книги скорее похожи на обычную Science Fiction с ее детальным описанием всяких фантастических устройств и принципа их действия, космических сражений, жизни в мире будущего. Рисуя звездные разрушители и боевых дроидов, дизайнеры LFL главным образом заботились о зрелищности своих творений, а не о заложеных в них физических принципах; справочники для дотошных фанов с описанием тактико-технических характеристик "заснятой" техники составлялись по уже утвержденным моделям.

Сейчас LFL и Del Rey заявляют, что новая серия книг "Наследие Силы" станет возвращением к истокам "Звездных войн" - "космической опере"с акцентом на главных героях и их переживаниях в противовес технически насыщенным текстам книг последних лет. Если даже так, то это едва ли сильно изменит стиль ЗВ-литературы. Космический эпос - пожалуй, да; противостояние Добра и Зла - несомненно, но в грамотном и продуманном изложении; по крайней мере, не будет ляпов вроде гонки до Кесселя "всего за двенадцать парсек", для объяснения которых специально создаваются целые теории. В любом случае от традиционно-машинно-боевой SF не уйти: стандарт уже устоялся, и при этом довольно высокий стандарт. Взгляните на тот же стоверовский Traitor, зановский Survivor's Quest, даже на новеллизацию "Мести ситхов". Совершенно биографические книги - и при этом авторы не забывают детально и правдоподобно рассказывать обо всем, что встречается по ходу повествования.

И все-таки, по скромному мнению вашего покорного слуги, в пост-Эндорской EU следует ожидать не прорывов, а скорее постепенного увядания. Пускай бы даже за "Звездные войны" взялся новый Лем или Желязны, все равно новые книги будут покупать только самые заядлые читатели, для которых это своего рода сериал; конечно, сериал можно смотреть и с середины и даже кое-что понять, но удовольствие от этого сомнительное. Слишком много всего накопилось в EU, слишком высок порог узнаваемости, и дело даже не в удаленности "по галактическому времени" - с чистого листа EU можно было начинать и через 20, и через 60 лет после Эндора. Между "Возвращением джедая" и "Наследием Силы" - множество героев со своими историями жизни, множество событий, изобретений, планет. Разобраться в этом нагромождении...

Резюме: новые книги пост-Эндорского периода в основном заинтересуют посвященных. Серию НОД прочли далеко не все. Трилогию Т. Деннинга "Темное гнездо" и новую серию "Наследие Силы" ждут те, кто прочел НОД - на финише их будет еще меньше. Еще одна-две такие серии, и EU закончится.

И старым дышит новизна...

Но не менее губительным, чем отрыв от корней, может быть однообразие. Этот зловредный бич "Расширенной вселенной" тоже немало способствует охлаждению интереса к книгам - народу наскучило снова и снова читать о темных силах, о детях-джедаях, а теперь еще и о злобных пришельцах.

Об этом говорилось уже неоднократно, однако повторим еще раз: по большому счету, классические "Звездные войны" - самодостаточно произведение, которое имеет свои мораль и сюжет и не нуждается ни в каких продолжениях или развитиях темы. Но, с другой стороны, мир "ЗВ" настолько грандиозен, что его не уместить ни в три, ни даже в шесть фильмов (тем более названных "Эпизодами"). История просто не могла оборваться после сожжения доспехов Дарта Вейдера. "Шоу маст гоу он", вот оно и "гоу он" все дальше и дальше - книга за книгой, победа за победой, кризис за кризисом. Получился сериал.

Вот и корень зла. Нужно все время придумывать оригинальные сюжеты и убедительных врагов, а как это делать, если вариантов хоть и много, но не бесконечно много? Публику нужно все время держать в напряжении и ожидании, чтобы она предвкушала каждый новый роман, не зная даже, что в нем будет.

- Лучше ты не понял, чем Джабба не понял. Каждый день, каждый день свежие шутки. Все время свежие, свежие, свежие! Попробуй повтори Жирнотелому одну шутку дважды!
Салациус Крамб, "Байки из дворца Джаббы Хатта"

А где его искать, то свежее? Люк Скайуокер и компания кого только не били: и темных, и имперских военачальников, и захватчиков из другой галактики.. Вот и крутятся издатели вкупе с LFL, насылая на героев все новые, а на деле похожие одна на другую напасти. Нельзя, конечно, говорить, что все враги на одно лицо, но, по большому счету, уже было все, и не один раз.

На данный момент EU остановилась на 30-м году после битвы при Явине, закончился "Новый орден джедаев", впереди трилогия "Темное гнездо" и новая серия, а потом... Впрочем, будет ли это "потом"?

О серии НОД принято говорить, что ее целью как раз было встряхнуть фэндом, подвергнуть всесильных героев настоящей опасности, ввести новых, нешаблонных врагов. Это все верно, и действительно фэндом удалось встряхнуть (и даже расколоть, потому что многие решили дальше не читать). Да, убили Чубакку, Энакина и других, опустошили многие знаменитые планеты, захватили и разрушили сам сверкающий Корускант. Читатель напуган, разгневан, заинтригован - расчет оправдался. Но вот схватка за галактику с йуужань-вонгами завершилась; ее растянули на 19 книг, но всему когда-нибудь приходит конец. И возникает вопрос: что дальше? Неужели и после такого не дадут героям отдохнуть? Неужели вселенная "Звездных войн" не может существовать без войн?

По эпичности, по градусу борьбы события НОДа как минимум стоят наравне с Войнами клонов и Гражданской войной. И превосходят все, что было доселе в книжках. Да, коллектив авторов сумел продлить жизнь EU, но тем самым он только оттянул финал и сделал его неизбежным. Потому что невозможно представить более страшную угрозу, чем вонги; большее несчастье, которое может произойти с галактикой; большие проблемы, которые могут возникнуть у героев саги. Это такой себе предел, дальше которого мир "ЗВ" просто развалится. Если за этот предел все же выйдут, это уже будет абсурд; так что нечего ожидать новых конфликтов галактического масштаба - будут разве что пограничные стычки, локальные конфликты, политические интриги и т.д. Фактически впереди до-НОДовское status quo. То есть тупик.

Конечно, совсем не обязательно постоянно ввергать многострадальную галактику в пучину войн от края до края; можно найти и другие темы для новых романов. Другое дело, что это будет уже не тот размах. Того, что было, не будет уже никогда. Последующие "войны" неминуемо измельчают.

И действительно - как сказала Сью Ростони, враги в серии "Наследие Силы" будут "не такими большими, здоровенными и гадкими", как йуужань-вонги - хотя, разумеется, они будут достаточно "материальными", чтобы причинить немало вреда. В этом мы не сомневаемся...

Возвращаясь к знаменитым-неизвестным героям, отметим еще один аспект проблемы обновления EU. Смена поколений - неизбежное явление, продиктованное как законами природы, так и здравым смыслом. Более того, это относится уже не только к Большой Троице (Люк-Лея-Хан), но и к их друзьям и особенно детям, которых уже тоже порядком заездили.

В принципе, у Люка своя история, рассказанная в трех фильмах - завершенный кэмпбелловский мифологический цикл; конечно, вряд ли будет верным считать, что Люк свое дело сделал и более не нужен - нет, он нужен, но не все же книги о нем. Лучшие его годы растранжирены в посредственных книжках, и теперь Люк скорее приличествовала бы роль учителя, а не героя. Как известно, авторы НОДа изначально хотели "убить" его, а не Чубакку; можно предположить, что по двум причинам - не только с целью потрясти публику, но и для того, чтобы избавиться от уже отыгравшего свое персонажа. Конечно, Джордж Лукас тогда запретил расправу с героем, которого, как считается, он создал по своему подобию. И славная карьера второго Скайуокера продолжилась еще на пять лет и почти два десятка книг, на страницах которых он успел совершить немало великих подвигов. Примерно та же ситуация с Ханом Соло; одно время среди фанов даже существовала т.н. "теория Сернпидаля", предрекавшая Хану смерть на войне с йуужань-вонгами (дескать, во время катастрофы на Сернпидале было трое - Чубакака, Энакин и Хан, и двое первых уже погибли). Догадка не оправдалась, и вряд ли Хану вообще что-нибудь угрожает, но факт налицо: аудитория была готова к такому развитию событий.

В среде фанов взгляды на будущее Люка диаметрально противоположны. Одним он надоел до смерти, другие жить не могут без него; одни просят оставить его в покое и писать про кого-нибудь другого, другие жалуются, что главного героя "Звездных войн" задвинули куда-то на второй план. Поэтому в НОДе Люк и другие "старые" герои имеют столько же времени, сколько молодое поколение, которому, по идее, положено было стать главными героями цикла.

Проблема в том, что в книгах (особенно у Андерсона с Волвертоном) Люк достиг такого могущества, что ему сам ситх не брат; сложно придумать ситуацию, в которой Люку пришлось бы по-настоящему туго, а тем более противника, способного его погубить. Поэтому, начиная с "Руки Трауна", возможности Люка начали искусственно ограничивать - дескать, заломать всех Силой и дурак сможет, а ты попробуй-ка по-простому. В "Темном гнезде", по словам координаторов, Люк опять предстанет во всей красе и докажет, что он является величайшим бойцом среди джедаев; поскольку, как уже говорилось, опасность едва ли превзойдет ту, что уже была, значит, снова будет сюжет на тему "супергерой Люк спасает галактику".

С "молодыми орлами" другая беда. Им трудно заменить "живых" героев, которых ми видели на экране, которых играли живые актеры и которые давно ассоциируются со "Звездными войнами". Допустим, такие личности, как Мара Джейд, Корран Хорн, Кип Дюррон давным-давно стали такой же неотъемлимой частью EU, как и герои фильмов - редкая книга обходится без кого-нибудь из них. В серии "Крестокрыл" на первых ролях "новые" герои - Призраки и Проныры, но это скорее была просто небольшая передышка, чтобы затем снова вернуться к Скайуокерам-Соло. Новое поколение - это "юные рыцари-джедаи", т.е. близнецы Соло (главные герои) и их сверстники - Тенел Ка, Зекк, вуки Лобакка и др. Впрочем, если присмотреться, это "новое поколение" не такое уж и новое - о нем написаны уже две довольно длинные серии книг. Джейсен Соло прошел целых два кэмпбелловских цикла - малый (в романе Traitor) и большой (в рамках всей серии НОД). В следующих книгах им будет лет по 25-30 - самый расцвет карьеры. Именно этой артели и положено теперь выйти на первый план, оттеснить состарившихся предшественников куда-нибудь на роли мудрых дедушек и политических аксакалов, а самим приняться наводить порядок в галактике по собственному усмотрению и без оглядки на дела минувших дней. Уже сейчас вселенная "ЗВ" населена в основном толпой малоизвестных личностей из книг, комиксов и компьютерных игр. А дальше? Подрастет Бен Скайуокер и с ним очередное поколение. Опять книжки о "совсем молодых рыцарях-джедаях"? Опять детские приключения, обучение в очередной академии и т.д.? Дети героев, потом внуки, правнуки... Конвейер. До бесконечности так продолжаться не может - публика не станет читать в третий раз об одном и том же. Выходит, здесь тоже тупик.

Поэтому авторский коллектив вновь и вновь обращается к проверенным, безотказным фигурам, без которых "ЗВ" просто невозможны. То есть к Люку, Хану и Лее. И Маре Джейд. В "Наследии Силы" им опять будет уделено столько же внимания, сколько молодому поколению. Старая гвардия снова собирается на войну; упреждая вопросы, нам специально объяснили, что преклонный возраст не помеха (как было сказано на конвенте Celebration 3, "шестидесятые - это вторые сороковые"). Всем, однако, понятно, что так тоже не может продолжаться до бесконечности - "вторых шестидесятых" уж точно не будет. Получается следующее: делать ставку на новых героев опасно, потому что они - суррогат; на старых тоже далеко не уедешь, потому что они уже старые. Как ни крути, а придется закрывать лавочку.

Новая надежда

Пост-Эндорский период - самый разработанный, но не единственный в EU. Появление приквелов вызвало к жизни целый литературный пласт, посвященный бытию Старой Республики и Ордена джедаев. Причем к этой литературе приложился и сам Джордж Лукас, лично дававший указания авторам, что и как писать. В отличие от книг эпохи Основной Трилогии, книги приквельной эры изначально задумывались как дополнение к фильмам; в них раскрываются и поясняются многие детали, оставшиеся "за кадром". Если пост-Эндорская EU обязана своим существованием славе ОТ, то для приквелов справедливо и обратное - приквельная EU посодействовала успеху новых "Эпизодов".

"Призрачной угрозе", среди прочего, сопутствовали несколько книг о Дарте Моле и серия "Ученик джедая", посвященная Квай-Гону и Оби-Вану. После "Атаки клонов" начался цикл "Войны клонов", включающий в себя не только книги, но также комиксы и мультсериал; не обошлось и без литературы для младшего возраста - серий Boba Fett и Jedi Quest (о приключениях Оби-Вана и Энакина в период до "Эпизода 2").

Что характерно - сам Лукас, видимо, оценил значение EUшных произведений как рекламы. Каждому из "Эпизодов" предшествует вводная книга, написанная с учетом сценария соответствующего фильма, для "Эпизода 3" и вводная, и даже сама новеллизация (!) вышли раньше самого фильма. Фактически "Войны клонов" и есть одно большое предисловие к "Мести ситхов", полтора года державшее публику в разогретом состоянии. Это не просто сопутствующая продукция. Clone Wars и другие произведения - по-настоящему часть официальной истории, которая продолжается в киноэпизоде. В них рассказывается, откуда у Сепаратистов взялся генерал Гривус (который в фильме словно бы материализуется из воздуха); в фильме есть и прямые ссылки на цикл - упоминаются Куинлан Вос и битва за Салекемай, которые, таким образом, причислены к G-канону. Комиксы, третий сезон мультсериала и официальный приквел под названием Labyrinth of Evil непосредственно смыкаются с самим фильмом.

Теперь, когда связующее звено заняло свое место, настала очередь "обживать" пространство между 3-м и 4-м "Эпизодами". Уже анонсированы: роман Dark Lord: Rise of Darth Vader Дж. Лючено; трилогия Coruscant Nights М. Ривза; серия Last of the Jedi. Пока это все, что значится в планах Del Rey вплоть до 2008 г.; вполне возможно, что позднее появятся еще какие-то книги, но едва ли их будет много: на все про все выделен двадцатилетний интервал. Тем более, что, поскольку LFL собирается снимать телесериал о событиях как раз того времени, следует ожидать, что по этому сериалу также будут выходить романы-новеллизации.

Можно считать, что EU эры приквелов близка к завершению. Надобности в ней больше нет. Свое назначение она выполнила. Во-первых, эта литература была востребована, пока снимались приквелы, и теперь, когда the Saga is complete, ее мерчандайзовая функция исчерпана. Во-вторых, основные темы, представлявшие интерес, закрыты. Вы хотели узнать о Дарте Моле? Пожалуйста, вот его биография. Боба Фетт? О его первых шагах к славе лучшего охотника в галактике рассказывается в одноименной серии. Подробное жизнеописание Оби-Вана Кеноби с младых лет до конца Войны клонов - в сериях Jedi Apprentice и Jedi Quest, а о его занятиях после разгрома Ордена джедаев - в серии Last of the Jedi. (кстати, судя по описанию первой книги, Оби-Вану не сиделось на Татуине - вместо того, чтобы торчать там безвылазно и присматривать за Люком, наш "отшельник" носился по галактике и пакостил Императору).

Зато есть другое направление - события из истории Старой Республики за несколько тысячелетий до битвы при Явине, т.н. "эра КОТОР". Фаны давно мечтали почитать об Экзаре Куне, Кел-Дроме и прочих древних ситхах. Насколько известно, Del Rey не собирается издавать книги по историям, которые уже изложены в комиксах. Однако успех игр Knights of the Old Republic все же побудил издательство задуматься о выпуске книг о том времени. Пока анонсированы два романа (собирались сделать целую серию, но передумали в пользу пост-Эндорского периода). Вероятно, будут еще книги по этой эпохе, но, опять же, немного; это зависит от того, сколько еще выйдет сиквелов игры КОТОР до 2009 г., когда закончится текущая лицензия Del Rey и будет составляться очередной план книгоиздания. Если больше одного - тогда, вероятно, интерес к игре простимулирует появление новой литературы. Также очень даже не исключено, что компания таки надумает выпускать серию; в этом случае книг будет порядка десяти. Но не более. Потому что тема очень на любителя.

Впрочем, все может измениться, если Лукас решит снимать телефильмы о джедаях Старой Республики (на что он намекал). Тогда эра КОТОР неминуемо обрастет книгами и комиксами.

Наконец, последняя возможность - заполнение промежутков между книгами. По всем временным периодам можно рассовать еще немало книг, даже внутри "Войн клонов" (благо части этой серии непосредственно одна в другую не перетекают). Самый большой, практически незаполненный отрезок - это десять лет между первым и вторым "Эпизодами", на которые приходится обучение Энакина, уход графа Дуку из Ордена и становление Конфедерации независимых систем. Несколько книг можно вместить между "Эпизодами" 4 и 5; на этот интервал уже анонсирована книга Т. Зана под названием Allegiances. В пост-Эндорской EU есть пустой пятилетний отрезок между НОДом и "Темным гнездом", но о перспективах его заполнения трудно судить, не зная, что будет в трилогии.

При желании можно добавлять книги даже и в меньшие интервалы; другое дело - зачем? Ведь каждая "вставная" книга - это еще и проблема согласования. Книга не просто не должна противоречить окружению - она должна не выпадать из этого окружения. Поэтому в таких книгах не может быть каких-то особо важных событий. Таковы, например, последние "вставные" книги - "Дух Татуина" и Survivor's Quest. Описанные в них истории интересны, но имеют значение лишь для главных героев - соответственно Хана с Леей и Люка с Марой. Подобных книг будет от силы две-три, если они вообще будут.

Об управлении персоналом

Прошлой весной Del Rey и LFL заключили договор о продлении лицензии до 2009 года, тогда же Сью Ростони сообщила о планах издательства на этот период; на апрельском конвенте Celebration 3 были обнародованы некоторые подробности, и следует ожидать новой информации в ноябре, когда состоится Celebration 4 - празднование годовщины "Эпизода 4". Большая часть книг, которые выйдут в ближайшие четыре года (включая текущий), относятся к пост-Эндорскому периоду - это трилогия Т. Деннинга "Темное гнездо" и серия "Наследие Силы" (НС) из девяти книг, над которой работают трое писателей. "Наследие Силы" - амбициозный проект, призванный еще больше "расширить вселенную"; о нем сказано, что это пятый по счету период истории "Звездных войн" - т.н. "Эра наследия", которая продлится лет сто.

Насколько долго в действительности хватит пороху у издателей, мы еще посмотрим. Но нетрудно заметить, что с 1999 г., когда к Del Rey перешла лицензия, подавляющая часть пост-Эндорские книг выходит в сериях: НОД (19) и вот теперь НС (9). В приквельной эре тоже книги идут сериями; выпускались серии и раньше, когда литературой занималась компания Bantam. Видимо, так будет и дальше.

Чем это вызвано? Это результат как усиления координаторской работы, так и пресловутого истощения тем; кто знает - если бы такое жесткое управление SW EU было с самого начала, не превратилась бы "Трилогия Трауна" в серию? Серийный формат выгоднее, чем одиночные книги. Во-первых, проще составить общую "сюжетную арку", распределив ее на n книг, чем придумать n отдельных историй. Каждая одиночная книга должна иметь завязку, в которой читателя вводят в курс дела; в серии это не обязательно, одна книга может переходить в другую - не теряется время на разъяснения.

Во-вторых, серия позволяет "привязать" читателя - если он заинтересуется, то будет покупать книги до конца, и наоборот - одна понравившаяся книга побудит прочитать остальные. Здесь чисто коммерческий выигрыш.

Наконец, серийный проект удобнее координировать. Участники совместно прорабатывают содержание, обмениваются идеями, согласуют тексты. Каждому выделяется определенный фронт работ, и каждый еще до того, как книга написана, знает, чем начнется и чем закончится его часть. Благодаря такому подходу сводятся к минимуму противоречия и создается целостная картина повествования, которую невозможно получить, если каждый пишет сам по себе.

Например, показателен случай с чиссами и Империей Руки, взаимоотношения которых в разных книгах показаны по-разному. Т. Зан, придумавший тех и других, в "Руке Трауна" нарисовал такую картину: на далекой планете Нирауан живут адмирал Парк, барон Фел и чиссы - земляки Гранд-адмирала Трауна. Поскольку Зан отказался участвовать в НОДе, тему чиссов дальше развивали без него, руководствуясь имеющейся информацией... а по ней выходило, что Нирауан и чиссы - одно и тоже. Поэтому Э. Каннингем описала академию чиссов, в которой учился сын барона Джаг (рассказ "Алые небеса, голубое пламя)", и эскадрильи чисских пилотов, которые он привел на помощь Новой Республике (роман Dark Journey - NJO#10). В романе Refugee (NJO#16) обнаруживаем барона Фела уже на Цсилле, столице чиссов, на должности заместителя синдика флота.

Но вот в 2004 г. выходит роман Зана Survivor's Quest, и выясняется, что все совсем по-другому! Нирауан - вовсе не аванпост чиссов, а столица отдельного государства под названием Империя Руки; более того, у этого государства натянутые отношения с Доминацией Чиссов (чиссы продолжают считать Трауна преступником). Согласно Каннингем, у чиссов четыре правящие фамилии - по Зану, их семь; к детям Фела, перечисленным поименно, Зан добавил еще одного - Чака (о нем уже говорилось в начале статьи); наконец, Каннингем "убила" чисского командира Стента, а в SQ он "воскресает". Опять же, в Refugee экспедиция джедаев ведет трудные переговоры с недоверчивыми чиссами и не сразу добивается своего - меж тем, согласно роману Зана, несколькими годами раньше Люк с Марой оказали Доминации неоценимую услугу; чиссы, таким образом, предстали неблагодарными свиньями.

Не так давно ваш покорный слуга изучал политическое устройство Новой Республики, пытаясь разобраться в причинах ее коллапса. С большим трудом удалось составить более-менее непротиворечивую схему! Каждый писатель понимал это устройство по-своему, поэтому высший государственный орган именуется то "Внутренним", то "Правящим", то "Консультативным" Советом, он то обладает властью, то не обладает. В трилогии "Кризис Черного флота" Совет нужен только для того, чтобы отстранить Лею от власти, а рядом, в "Новом восстании", Лея все вопросы решает совместно с ним. Это все Bantam'овские книги; для сравнения - в 19-ти романах NJO одинаковая политическая структура, которая практически не меняется даже после перехода от НР к Галактическому Альянсу.

Таким образом, недостаточный обмен информацией и несогласованность точек зрения приводит к нестыковкам. Если быть последовательными, то нужно обвинить Зана в нежелании учитывать то, что сделали другие (пускай даже изначально это его были идеи). Можно было и лучше состыковать новый роман с НОДом; впрочем, вполне возможно, что Зан вообще не читал названных выше книг. Что касается политики, то здесь виной не чья-то заносчивость, а просто слабая координация.

Кстати, еще один источник проблем - это...сам Лукас. Известно, что творец "Звездных войн" довольно рассеянно относится к "расширенной вселенной", особенно пост-Эндорской; в основном он читает комиксы, иногда берет оттуда идеи, которые переносит в фильмы. Если фильм разрушает какую-то часть EU, Лукаса это не заботит. Например, в Special Edition "Эпизода 6" изменился состав джизз-бэнда, игравшего во дворце Джаббы; и перестал быть каноном написанный об этой группе рассказ. "Эпизод 3" тоже преподнес сюрприз. Доселе считалось, что истребитель "крестокрыл" произошел от "охотника за головами" Z-95; меж тем в "Мести ситхов" клоны летают на машинах ARC-170, в точности похожих на "Инкомы".

Поскольку Лукас запланировал телесериал об эпохе Империи, очень не исключено, что возникнут новые противоречия. Впрочем, похоже, что снимать сериал будет не Лукас, поэтому противоречия могут оказаться не такими уж серьезными. Потому что наемного режиссера LFL еще может контролировать, а папу Лукаса, при всем желании - нет.

***

Резюмируя изложенные соображения, можно сказать следующее. По-видимому, больших перспектив у SW EU нет. Уже сейчас последние книги-продолжения читает ограниченный круг людей; когда уляжется ажиотаж вокруг приквелов, объемы продаж упадут еще больше. С одной стороны, это литература на любителя, с другой - вряд ли после стольких лет можно выдумать что-то кардинально новое. Следует ожидать книг периода Империи - этому поспособствует телесериал; перспективным направлением является эра КОТОР (при условии, что по ней тоже будут сниматься телевизионные серии).

По-видимому, пост-Эндорская EU продолжится и после проекта "Наследие Силы", и произойдет это также в форме серий. Но вряд ли этих серий будет много: самое большее две-три. Столетняя Эра Наследия - это не заявка на описание периода продолжительностью сто лет; на это как раз и уйдет сто лет. Скорее в Del Rey и LFL задумали прыгнуть в будущее, где не будет Люка и компании, а будут новые герои и новые приключения. Но такой "финт ушами" вряд ли не спасет EU - успех возможен разве что локальный.

Впрочем, LFL постарается сделать все, чтобы не допустить падения спроса на "ЗВ". Будут телесериалы, будут переиздания фильмов, будут, наконец, "ЗВ" в трехмерном формате. Разумеется, каждое событие обставят с большим размахом, сопроводят выпуском печатной продукции - от очередных справочников до романов на тему. Несмотря ни на что, книги продолжат выходить. А значит, еще нескоро в галактике "Звездных войн" настанет мир.

Basilews


К слову: Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции журнала, его читателей и уважаемого господина Дж.Лукаса.

Идея и поддержка ©
Техническая поддержка: serduk.org.ua
DeadMorozz © was here ™ | Собрано ручками | FAR forever.