На прошлой неделе в оф. блоге на StarWars.com Трой Деннинг написал длинный пост о рождении идей своих ЗВшных книг.

————————-

Истоки «Звездных войн»: «Горнило» и ответ, которого я не знаю

Crucible_Final_coverКогда мои новые друзья узнают, что я пишу романы по «Звездным войнам», первым делом они обязательно спрашивают: «Где ты берешь идеи?».

Я сам не знаю, как на это ответить.

Когда мне впервые предложили написать роман по ЗВ, я выпалил: «Здорово! У меня есть просто сказочные идеи для ЗВшного романа!», на что в ответ мне очень вежливо сказали что-то в духе: «Хорошо, родной».

Подписав договор о неразглашении, я узнал, что команда редакторов и писателей целый год в тайне разрабатывала сценарий некоей вещи под названием «Новый Орден джедаев» — огромной книжной серии с общим сценарием и множеством разных авторов. Они уже придумали основные идеи и составили список главных сюжетных моментов той книги, которую я должен был написать. Моей работой было скомпоновать из этих сюжетных моментов сценарий, а затем написать книгу — ту, которая, в конечном итоге, получила название «Звезда за звездой».

Поэтому, когда мне предложили второй роман по «Звездным войнам», я думал, что уже знаю общие принципы. Чтобы начать работать над сюжетом, мне достаточно сказать: «Да».

Наивный.

На этот раз редакторам из Lucas Licensing и Del Rey требовалась одиночная книга. Им нужна была история о том, как Лея поняла, что ее отец не всегда был кровожадным убл… э-э.. ситом… Дартом Вейдером. Они хотели показать, как она узнаёт, что когда-то он был очень славным мальчуганом по имени Энакин Скайуокер, и все это она долнжа была увидеть глазами своей бабушки — Шми. Для этого, решили они, было бы неплохо, если бы Лея нашла дневник Шми. Я тоже подумал, что это единственный способ, потому что призраков не-адептов Силы в «Звездных войнах» не так-то много.

К счастью, я как раз накануне прочитал «Иллюстрированную вселенную «Звездных войн» Кевина Дж. Андерсона и Ральфа Маккуори. Давно исчезнувшая колония альдераанских килликов заворожила меня, и в голове моей вертелась идея картины под названием «Закат килликов». (Да, признаюсь. Я питаю слабость к жукам). Эта идея стала отправной точкой, и построить сюжет на ее основе было довольно просто. Мне нужно было только лишь написать историю, завязанную на забытом детстве Энакина Скайуокера, дневнике Шми и шедевре альдераанской моховой живописи. Так появился «Дух Татуина», писать который было так же здорово, как и воображать. (Я получил море удовольствия. Я говорил, что люблю жучиную живопись?).

Следующим моим заданием стала трилогия романов в бумажной обложке. На этот раз Шелли и Сью (мои редакторы) совершенно точно знали, что им нужно: книги. «Напиши три штуки, — сказали они. — О чем угодно. Лишь бы они имели отношение к «Звездным войнам».

«Правда? — переспросил я. — О чем угодно?».

«Ну, будет неплохо, если ты упомянешь бластеры, световые мечи, Силу и тому подобное. Но в остальном да. Ограничений нет».

«Это может быть история о жуках?» — спросил я.

«Э-э…» — ответили они.

«Замечательно! — сказал я. — У меня есть клёвая идея насчет давно исчезнувшей колонии килликов».

«Ох… — сказали редакторы. — А как ты думаешь, можно ли туда вставить нескольких джедаев?».

«Конечно, — заявил я. — Как насчет джедаев, которые, типа, становятся жуками?».

Вот так родилась трилогия «Темный улей».

В следующий раз мои редакторы более тщательно постарались пресечь на корню мой интрес к насекомым. Я тогда как раз заканчивал третью книгу «Темного улья», и вот однажды в воскресенье пополудни пришло письмо с просьбой прислать идеи для новой девятикнижной серии, но только без жуков. (Да, писатели и редакторы работают и в воскресенье. Это ведь тоже день, не так ли?).

Я увидел в этом руку Силы. К тому времени я целых три книги занимался Джейсеном Соло, пытаясь понять, что, черт возьми, с ним произошло за время пятилетнего турне по разным школам Силы. И выводы напрашивались довольно мрачные.

Тут пришло то письмо насчет идей, и ответ для меня был совершенно ясен: Вержер, несомненно, принадлежала к ситам. (Ладно, втайне я это подозревал, наверное, еще во времена НОДа. Но этрицать это далее было нельзя). Вержер принадлежала к ситам. Именно поэтому она совратила Джейсена своей ерундой насчет «постыдного секрета джедаев» и «темной стороны не существует». (Стр. 167 для тех, кто в курсе). Потому что все, что она говорила Джейсену, было ложью.

Вержер принадлежала к ситам.

Наряду с глупой (НС-2) идеей, что Боба Фетт лучше всего смотрится в роли безжалостного убийцы, эта мысль превратила меня, с точки зрения некоего весьма голосистого сегмента читателей, в архизлодея Расширенной Вселенной.  Я хочу, чтобы моя позиция была понятна: если вы не читали книг Мэтта Стовера по «Звездным войнам», то вы пропустили одни из самых лучших, самых провокационных и глубоких романов в жанре космической оперы. По моему не слишком скромному мнению,  «Предателя» и новеллизацию «Мести ситов» нужно повсеместно изучать в курсе литературы наряду с «Посторонним», «Сердцем тьмы» и «О диным новым миром».

Тем не менее мне не нравится то, что в «Предателе» утверждается о Силе. Я считаю, что Сила относится скорее к сфере мифического, чем психологического, что она проявляется на коллективном уровне, а не на личностном. По-видимому, у разных ЗВшных авторов разное представление о Силе. Представьте себе.

(И да, я понимаю: те, кто хорошо знают труды Юнга, могут доказать, что мифическое — это психологическое, а коллективное — личностное. Те, кто хорошо знают труды Юнга, могут доказать фактически все что угодно).

Но главная ценность идеи «Вержер принадлежала к ситам» не имела никакого отношения к философии Силы. Главным было то, что она понравилась редакторам.

Очень понравилась. (Возможно, потому, что там ничего не говорилось о жуках).

Как бы то ни было, к концу недели идея превращения Джейсена в сита была утверждена в качестве стержня девятикнижной серии, будущего «Наследия Силы». Через несколько месяцев (после того, как я провел изыскания и написал 27-страничный «Конспект Вержер», упомянутый в «Путеводителе читателя» Пабло Идальго), мы провели первое очное совещание на ранчо «Биг Рок», и все вместе — писатели, редакторы и с десяток других людей — начали продумывать сюжетные моменты серии.

Такова история «Наследия Силы». Я не знаю точно, как возникла идея следующей девятикнижной серии — «Судьбы джедаев». Я просто получил письмо, в котором говорилось, что Del Rey и Lucas Licensing хотят сделать еще одну девятикнижную серию, на этот раз используя как отправную точку «одиссею» Люка и Бена. Они хотели, чтобы я написал три книги, как и в «Наследии Силы». Аарон Олстон уже был в команде, а третьим автором стала Кристи Голден.

Тут нужно объяснить кое-что о том, как работают писатели-фантасты. Как правило, мы работаем в одиночестве, сидя в темном шкафу, и когда мы выходим к кулеру за водой, поговорить нам обычно не с кем. Поэтому, когда появляется редактор и предлагает съездить в Калифорнию и пообщаться с парочкой других писателей, остается только надеть чистую рубашку и поймать машину до аэропорта.

Вот так вскоре я оказался в отеле в Сан-Франциско, рядом были коллеги — Аарон Олстон и Кристи Голден — и ни одного редактора в поле зрения не наблюдалось. Мы пошли в паб — писатели часто так делают, когда взрослые не видят, — и разговор вскоре перетек на то, как нам реализовать базовую идею серии. Аарон улыбнулся, в глазах у него были этакие чертики. Он оглянулся и предложил поискать тихое местечко, чтобы поговорить.

За коктейлями каждый из нас предложил кое-какие мелкие детали — то был один из самых плодотворных «мозговых штурмов», в котором я участвовал. По сей день я убежден, что Аарон продумал всю серию еще до того, как сесть в самолет — особенно что касается таинственной Силовой сущности, которая получила имя Абелот. В любом случае его идеи были просто блестящими, и когда на следующее утро мы встретились с редакторами, нам было легко протолкнуть задумку Аарона в качестве основы будущей серии «Судьба джедаев». По сути, на следующий день мы добавили только замечательную идею Кристи, что первым увлечением Бена будет девушка-сит.

Так появилась на свет «Судьба джедаев».

Так мы переходим в сегодняшний день, потому что следующий проект — моя новая книга, «Звездные войны: Горнило». Признаюсь откровенно:  мне было страшно, когда я ее писал.

Не сразу, конечно. Прочитав письмо, в котором говорилось, чего от меня хотели редакторы — а именно истории о «последнем подвиге/передаче эстафеты» — я был польщен. Эта книга явно должна стать очень важной частью Расширенной Вселенной, написать ее будет непросто. Я счел за комплимент то, что ее поручили именно мне.

Потом я начал думать о сюжете. «Последний подвиг» Большой Тройки? Никто из команды редакторов не хотел, чтобы кто-нибудь из главных персонажей умер — и я не хотел тоже. Мне уже довелось описывать смерть Энакина и Джейсена Соло, благодаря чему я заработал репутацию «киллера EU». Если  бы пришлось добавить кого-то еще к этому списку, я бы отказался от работы. Я не хотел этого делать. К счастью, никто и не просил.

Тем не менее итог этой истории должен был стать окончательным. В связи с тем направлением, в котором, по-видимому, двигалась EU  на момент нашего совещания, результаты книги должны были стать более-менее постоянными. «Более-менее» — это звучало немного расплывчато. Но было ясно: что бы ни произошло в книге, отыграть это назад должно быть нелегко. «Пусть это будет большое прощание», — сказали мне редакторы.

Поэтому я стал мыслить масштабно. И поскольку перебор удается мне лучше всего, я придумал идею, которую назвал «мифологическим возвышением».”

Редакторы сказали, что им бы больше понравилось что-то менее «возвышенное». И уж точно не такое причудливое. Чтобы привлечь новых читателей, история должна затрагивать знакомые реперные точки всех трех фильмов — знакомые, но в то же время новые. Это должно быть последнее большое приключение, которое происходит через сорок лет после «Возвращения джедая». После нескольких попыток мы, наконец, выработали идею, которая была утверждена как «достаточно близкая».

К тому времени я уже видел, что напугал их, поэтому я схватил сюжет и убежал. «Горнило» — именно такая книга, которые я люблю писать: стремительная, бесшабашная, полная экшена и зрелищ. Но в то же время ее кульминация достигается через прозрения и интроспекцию, а финальный рывок, по задумке, является не только физическим, но и духовным.

Когда я уже приближался к финишу, меня начало беспокоить, не слишком ли я увлекся этими духовными элементами. В груди у меня что-то сжималось, и я начинал отыгрывать назад.

К счастью, во всех моих ЗВшных проектах мне посчастливилось работать с просто невероятными главными редакторами. Команда Lucas Licensing за последние пару лет немного изменилась, но термин «невероятные»по-прежнему остается уместным. Прочитав мой черновик, Шелли (из Del Rey) мягко посоветовала, чтобы я выбросил кое-какие нудные сцены — и без обиняков потребовала убрать кровавые моменты (игра в сабакк на части тела быстро вышла из-под контроля). Тем временем Дженнифер (из «Лукасфильма») побуждала меня стремиться к внешним пределам того, что было очерчено сценарием, обращала внимание, где нужно усилить эмоциональный эффект или сделать описание более четким, указывала места, где я проявлял чрезмерную осторожность, и в целом просто советовала действовать смелей. Шелли и Дженнифер — замечательная команда, и я благодарен им за все, что они сделали.

Итак, я вернулся к тому, с чего начал: я счастлив, что мне выпала возможность написать книгу о последнем приключении Большой Тройки, которая может стать их «последним подвигом», совершенным вместе. Я люблю писать об этих персонажах, и для меня — как всегда — было честью продолжить их историю. Надеюсь, фанаты «Звездных войн» прочтут «Горнило» с таким же удовольствием, с каким я его писал.

starwarsblog.starwars.com | The Genesis of Star Wars: Crucible and the Answer I Never Know

Читайте также: