В Комлинке снова будут собственные статьи. Сегодня вашему вниманию предлагается материал, в котором вселенная «Звездных войн» сопоставляется с миром Дюны.

—————————

«Он повел рукой налево. Проследив за его жестом, Джессика увидела, что в двух сотнях метров под обрывом, на который они вышли, начиналась Пустыня — застывший океан песчаных волн, посеребренных луной. Их гребни — углы и плавные изгибы, начерченные тенями по светлому песку, — убегали вдаль, к теряющимся в ночи очертаниям следующей скальной гряды.
— Открытая Пустыня, — прошептала она».

ЗВ и ДюнаКто эта Джессика? И что она делает на Татуине? Джессика – одна из учениц Люка Скайоукера, прилетевшая на Татуин в поисках какого-то древнего артефакта, подумаете вы и… окажетесь неправы. Джессика отнюдь не джедай и она никогда не была на Татуине. Собственно, и к «Звездным войнам» Леди Джессика Атрейдес не имеет никакого отношения. А Планета Пустыни – это Арракис – Дюна – мир, придуманный Фрэнком Гербертом.

В далеком 1965 году свет увидела первая книга из цикла «Дюна» с одноименным названием, она удостоилась многих премий и даже была названа журналом «Locus» лучшим научно-фантастическим романом всех времен и народов. До момента выхода на экраны «Звездных войн» были изданы еще две книги – «Мессия Дюны» (1969) и «Дети Дюны» (1976), а после – еще несколько: «Бог-Император Дюны» (1981), «Еретики Дюны» (1984) и «Капитул: Дюна» (1985). Сейчас Дюна – это огромный мир, созданный Фрэнком Гербертом и дополненный его сыном Брайаном Гербертом и известным писателем-фантастом Кевином Дж. Андерсоном, приложившим свою руку и писательский талант еще и к расширенной вселенной «Звездных войн». Все книги цикла были приняты читателями с восторгом, однако именно «Дюна» влюбила миллионы в негостеприимный пустынный мир Арракиса.

Арракис — это единственный во Вселенной источник легендарной гериатрической Пряности, меланжи, Арракискоторая продлевает жизнь и необходима для космических перелетов. Горстка Пряности стоит огромных денег, но усилий на ее добычу уходит в несколько раз больше. Восемьдесят лет Дюной правил Великий Дом Харконнен, однако всему приходит конец. Управление Арракисом из рук жестоких Харконненов перешло к благородным Атрейдесам, но барон Владимир Харконнен и Падишах-Император организовывают заговор, целью которого является уничтожение Дома Атрейдес.

Вроде бы в самой завязке «Звездными войнами» и не пахнет, однако современного читателя, выросшего на фильмах и заглядывающего в книги только потому, что это домашнее задание, постоянно сопровождает чувство чего-то до боли знакомого и любимого. А, по словам знающих людей, после прочтения всех книг начинаешь понимать, откуда у многих персонажей далекой-далекой Галактики ноги растут. Да-да, планета-пустыня, огромные черви, Избранный и еще много чего.

Больше всего параллелей с «Дюной» вызывали первоначальные сценарии «Звездных войн», где Галактикой правили феодальные Дома, а принцесса на своем корабле вовсе не охраняла планы Звезды Смерти, а перевозила партию пряности. Тем не менее, после выхода фильма на экраны от изначальных задумок осталось лишь немногое, но самым большим успехом и достижением Лукаса было заимствование духа «Дюны»: героическая научная фантастика, где рядом с новейшими достижениями техники существует древний Орден Рыцарей Джедаев; где на глазах зрителей претворяются в жизнь мифы и слагаются легенды; сказка для взрослых, пронизанная глубоким смыслом; собранные воедино политика и религия, приправленные изрядной долей хитросплетенных интриг. И не удивительно, что оба мира приобрели огромную популярность, продолжают жить и развиваться, приобретая все новых и новых поклонников.

Но все же, даже сам Лукас неоднократно признавал, что «Дюна» была его источником вдохновения, а Герберт смотрел фильмы и узнавал в них образы, созданные когда-то его воображением, но позаимствованные и измененные молодым режиссером. И, поверьте мне, даже в окончательных версиях «Звездных войн» от них все еще разило духом Арракиса, в лучшем смысле этого слова.

Пустыня. ТатуинСамый очевидный пример – планета, полностью покрытая пустыней. Где, как вы думаете, находится центр далекой-далекой Галактики? Именно, — на Татуине. Бескрайние пустоши и выжженные равнины отражают солнечные лучи и дышат жаром. Вода – главное богатство для человеческой жизни. Добыть ее здесь не легко: местным жителям требуется недюжинное терпение, чтобы под жестоким голубым небом извлечь из воздуха водяные пары и сконденсировать их для орошения потрескавшейся от засухи поверхности. Для добычи влаги из воздуха используются влагоуловители – высокие цилиндрические устройства, понижающие температуру окружающего воздуха с помощью охладителей, затем полученная влага стекает в водосборник, а оттуда – в подземный бак. Воды фермерам едва хватало на то, чтобы удовлетворить свои собственные нужды, но такой острой потребности в ней, как жители Арракиса, татуинцы не испытывали. На Татуине было несколько небольших городков, таких как Анкорхед и Мос-Айсли, это был свободный порт для контрабандистов и преступников. Дюна… была так похожа, но в то же время она была другой.Пустыня. Арракис Такие же бесплодные камни, дюны, вихрящаяся пыль — бескрайняя пустыня, сухая и мертвая, с несколькими городами. Слово «убежище» здесь означает просто любое место, укрытое от ветра и чужого взгляда, люди ходят на своих двоих — без орнитоптера, без мобиля и даже не в седле. Вода – не просто соединение химических элементов, это сокровище, дарящее жизнь. «Плоть человека принадлежит ему самому, вода — племени» — это закон Арракиса. Люди, живущие в городах за Барьерной Стеной, считают его дикостью, но лишь жители Пустыни знают настоящую цену каждой капли живительной влаги. Влагосборники на Арракисе используются не столько для удовлетворения потребности в воде, сколько для поддержания жизни растений, встречающихся на планете очень редко. На планете всего несколько городов – среди них столица Карфаг, Арракин и Арсун. Нередко здесь можно встретить и контрабандистов, прилетевших на пустынную планету за меланжей.

Коренное население Арракиса – фримены, или как их еще называют Свободные — люди, не внесенные в Имперские переписи, подчиняются лишь Воле Пустыни. У них синие без белков глаза – результат перенасыщения крови меланжей. На вид их трудно отличить от населения впадин и грабенов, они носят длинные плащи и дистикомбы (в другом переводе — стилсьюты) – «дистилляторные комбинезоны» — костюмы, собирающие и утилизирующие выделяемую организмом влагу. Костюм многослойный — Фрименывысокоэффективный фильтр и теплообменная система. Слой, примыкающий к коже, пористый. Пот проходит сквозь него, охлаждая тело, идет почти нормальный процесс испарения. Следующие два слоя содержат волоконные теплообменники и осадители солей. Соли также используются вновь. Движения тела, в особенности дыхание, а также осмотические процессы обеспечивают нагнетающую силу. Утилизируемая вода переходит в накопительные карманы, из которых ее и извлекают через трубку, закрепленную в зажиме под шеей. Именно поэтому влагосборники утоляют жажду растений, ведь люди пьют регенерированную влагу собственного тела. Моча и экскременты обрабатываются в буртиках на бедрах. В открытой пустыне фильтром закрывают лицо, а трубку с пробками, обеспечивающими плотную подгонку, вставляют в ноздри. Вдыхают через ротовой фильтр, выдыхают через носовую трубку. С таким фрименским костюмом, если он в хорошем рабочем состоянии, можно потерять не более глотка влаги в сутки — даже если оказаться в Великом Эрге. Когда костюм правильно надет — с плотно пригнанной лобной подушкой и хорошей герметизацией, — тогда главный расход воды идет через ладони. Если не требуется выполнять руками тонкую работу, можно надеть перчатки костюма, но большинство фрименов в открытой Пустыне предпочитают натирать руки соком листьев креозотового кустарника, он подавляет потение. Чтобы жить на краю пустыни нужно быть храбрыми людьми. Свободные слагают легенды о своих ножах – крисах – изготовленных из зуба песчаного червя. Увидевший этот нож должен быть очищен или убит. Их женщины так же свирепы, как и мужчины, а дети – суровы, жестоки и опасны. Фримены не могут покинуть планету, потому что пряность стала для них наркотиком. Живут Свободные в сиетчах – пещерных поселениях. В них царит тяжелый запах немытых тел, побочных продуктов переработки отходов, кислая вонь затхлого жилья, а надо всем этим — крепкий аромат Пряности. С таким ударом по обонянию справится нелегко, но у людей Пустыни этот запах ассоциируется с домом и безопасностью. Свободные Джава– отличные наездники на песчаных червях; настоящими людьми Пустыни могут считаться лишь те, кто «оседлал» червя.

На Татуине обитают две абсолютно разные коренные расы (помимо людей): джавы и тускенские рейдеры. И те и другие имеют некоторые схожести с фрименами, так что у вас даже есть выбор. Джавы – разумные аборигены Татуина, вонючие и противные создания ростом около метра. Они носят длинные плащи из грубой ткани, чтобы скрыть свое тело от палящих лучей двух солнц, а из-под капюшона видны лишь желтые светящиеся глаза. Но даже, несмотря на то, что они живут в пустыне небольшими кланами и носят похожие плащи, есть одна очень существенная отличность между джавами и фрименами Дюны. Ведь джавы – прирожденные трусы, промышляющие мародерством. Ото всех опасностей они прячутся в своих краулерах вместе с дроидами и техникой, «раздобытыми» в пустыне. Фримены же предпочитают встречать опасность лицом к лицу. Забегая наперед, скажу, что своими боевыми способностями Свободные превосходили даже сардукаров Падишаха-Императора. Тускенские рейдеры — это кочевники-мутанты, которые бродят по Джандлендским пустошам. Песчаные люди питают глубокую ненависть к людям и ведут себя по отношению к ним (да и не только) очень Тускенвраждебно. Они облачаются в тяжелые глухие одежды песчаных цветов, и ни один участок кожи не остается оголенным. Голову тускены обматывают тряпичными полосами, которыми закрепляют дыхательную маску и защитные очки. Они используют бант в качестве верховых животных и передвигаются по пустыне цепочкой, чтобы невозможно было догадаться об их численности по следам. Чтобы доказать зрелость, тускенам нужно пройти суровые испытания. Мужчинам необходимо выследить и убить крайт-дракона. Уникальное оружие песчаных людей – гадерфии или палки Гаффи – очень похоже на посох, но с некоторыми отличиями. Особым почтением пользуются сказители – они знают жизненную историю каждого члена клана, они знают историю всего клана. Поскольку письменности у них нет, все истории пересказываются устно, и малейшая ошибка или неточность в рассказе будет стоить сказителю жизни. Но, даже не смотря на все это, ни тускены, ни джавы никогда не будут точной копией фрименов, заботящихся о своей планете и мечтающих превратить безжизненную пустыню в Эдем.

Барон Владимир Харконнен хотел превратить Арракис в планету-тюрьму, наподобие императорской тюрьмы Салусы-Секундус. И причиной тому были не столько тяжелые условия жизни на Дюне, как пряность. Ведь это единственный источник меланжи во Вселенной и значит надо использовать все ресурсы планеты на полную мощность для увеличения добычи. Меланжа не воспроизводится искусственным путем и стоит на рынке Империи до 620000 соляиев за декаграмм. Она пахнет корицей и вызывает привыкание. Муад‘Диб утверждал, что именно ей обязан своим пророческим даром. ТатуинЛишиться Пряности, когда привычка уже приобретена – значит обречь себя на медленную смерть. И что же «Звездные войны» взяли от этой идеи? Не что иное, как Кессель. Суровый мир с большими запасами уникальной и очень дорогой пряности глиттерстим. Чтобы на Кесселе была возможна жизнь, здесь построены фабрики по выработке кислорода, создающие тонкую атмосферу. Планета – имперская тюрьма, где в расположенных глубоко под землей шахтах работали заключенные. Недружелюбный ландшафт Кесселя – это бесплодные солончаки, кратеры и шахты пряностей. Пряность в далекой Галактике – это тоже разновидность наркотиков, которая используется в психотерапии, расследовании преступлений и для развлечения. Глиттерстим изменяет настроение, обладает резким приятным запахом и вызывает у употребляющего чувство эйфории. Распространение глиттерстима и других пряностей (рилла, карсунума и андриса) облагается высокими налогами и находится под контролем, но все же в большинстве систем это вполне законно.

Торговый картель, именуемый Торговой Федерацией, ко времени Войн Клонов контролировал большинство торговых путей и множество звездных систем далекой Галактики. Он невольно наводит на мысль о Космической Гильдии, или Гильдии Космогации, установившей монополию на космические путешествия и космический транспорт в мире «Дюны». Космическая Гильдия – это одна из опор политического «треножника», поддерживающего Великую Конвенцию – вселенский договор между, собственно, Гильдией Космогации, Великими Домами и Империей о неприменении ядерного оружия против людей. Торговая Федерация, в свою очередь, была основана ведущими транспортными и торговыми организациями времен Старой Республики. Это были алчные, беспринципные и коррумпированные торговцы. После попытки Республики ограничить их влияние, путем введения новой системы налогообложения торговых путей, Торговая Федерация блокировала своим флотом мирную планету Набу. На планету были высажены войска, состоящие из боевых дроидов, и блокада завершилась лишь после уничтожения Анакином Скайуокером станции управления дроидами. Вот она – еще одна нить, связывающая эти организации, принадлежащие к разным Вселенным. Корабли Космической Гильдии были на орбите Арракиса в то время, как Пол Муад‘Диб (и все-таки, я предпочитаю называть его Полом, а не Паулем, несмотря на все усилия переводчика убедить меня в обратном) возвращал себе владение планетой. И только угроза уничтожения пряности, которую используют гильд-навигаторы, чтобы вести корабли сквозь свернутое пространство, заставила их флот немедленно покинуть орбиту Дюны. Ведь уничтожение меланжи закрыло бы око, взирающее в будущее и выбирающее правильный путь в космических путешествиях, Гильдия погибла, и человечество превратилось бы в крохотные изолированные общины, запертые на отдельных планетах в огромном океане космоса. Хотя, есть и одно очень существенное различие между Торговой Федерацией и Гильдией Космогации: в то время, как Космическая Гильдия контролировала абсолютно весь космический транспорт и для того, чтобы покинуть планету обязательно нужно было платить огромные деньги, под контролем Торговой Федерации находились не все транспортные маршруты, а личный транспорт, грузовые и пассажирские перевозки не зависели полностью от прихоти организаций, входящих в состав Федерации.

Вспомните любимый многими момент из фильма «Империя наносит ответный удар», когда «Тысячелетний Сокол» едва спасся от челюстей гигантского безглазого космического слизня. Как эффектно это выглядело! Но не менее эффектно выглядело и спасение орнитоптера герцога Лето Атрейдеса от песчаного червя, описанное Фрэнком Гербертом:

Песчаный червь«В песке открылась,— нет, из него вынырнула! — огромная дыра. На усеивавших ее изнутри молочно-белых остриях сверкало солнце. Диаметр этого провала, прикинул Пол, по меньшей мере, вдвое превосходил длину комбайна. Машина на его глазах соскользнула в глубину страшной дыры посреди целой лавины песка и пыли. Дыра закрылась — и исчезла».

Любая история – это история борьбы Добра и Зла, мессии и злого правителя. В «Звездных войнах» тиран – это Император Палпатин, на службе которого состояли императорские гвардейцы – личные телохранители правителя. В «Дюне» — это Падишах-Император Шаддам IV. Солдаты-фанатики Падишаха-Императора – сардукары, воспитывались на планете Салуса Секундус в настолько тяжелых условиях, что к одиннадцатилетнему возрасту из тринадцати человек умирали шесть. В них воспитывали беспощадность, жестокость и самоубийственное презрение к собственной безопасности. Многие поклонники «Дюны» сравнивают сардукаров с имперскими штурмовиками. Извините, но с какими такими штурмовиками? С теми, которые ни разу не попали по главным героям? Которых необученные военному делу дети укладывают просто штабелями? Которые сами лезут под лазерные выстрелы? Ха! Да это просто позор всем сардукарам. Нет, мне кажется, что имперские гвардейцы подходят куда лучше. Высококвалифицированные штурмовики, которые служили монарху телохранителями, воинами, убийцами и палачами для тех, кто перешел дорогу Императору. Они были облачены в алые одежды, везде сопровождали Палпатина и были фанатично ему преданы. Императорские гвардейцы — отличные воины и есть, все таки, у них с сардукарами что-то общее.

Одна из изюминок «Звездных войн» это джедаи — благородные рыцари, использующие Великую Силу и защищающие Вселенную от зла. Хранители мудрости, способные контролировать разум слабых духом людей и даже видеть будущее. «Тысячи поколений Джедаи были хранителями мира и правосудия в Галактике, до темных времен, до Империи,» — говорит Оби-Ван юному Люку Скайуокеру. В Старой Республике делами Джедаев управлял Высший совет Джедаев, в состав которого входило двенадцать членов: пять постоянных, должных оставаться в Совете, пока Сила с ними, четверо долгосрочных, обладающих правом выйти из совета по собственному желанию, и трое краткосрочных, которые Квай-Гон Джинн против Дарт Моланазначались советниками на некоторый неопределенный строк. В самых ранних версиях «Звездных войн» говорилось о джедае Бенду, преследуемом рыцарями-ситами. Позже так была названа специальная техника, которая дает полный контроль над телом и сверхъестественную силу в бою. Вся джедайская братия грезила пророчеством о приходе Избранного, который должен был установить баланс в Силе. Ну, все мы знаем, как он это сделал – уничтожил джедаев и двадцать лет жил не тужил под крылышком у Императора, пока сам же и не скинул Палпатина в шахту реактора. В мире «Дюны» существовала древняя школа тренировки тела и разума, созданная изначально женщинами после Великого джихада, названная Бене Гессерит. Они получали доступ к генетической памяти предыдущих поколений по женской линии. С детства детей воспитывали по специальным методикам, среди которых были Голос и Бинду. Владение интонациями и прочими характеристиками речи, позволяло овладевшему этим искусством управлять другими людьми. Бинду в «Дюне» – это тренировка нервной системы человека, позволяющая обрести полный контроль над своим телом и сверхъестественную силу в бою. Схожая с джедайским трансом техника бинду-остановка – это особая форма вызванной усилием воли каталепсии. Наибольшим почтением в Бене Гессерит пользовались Преподобные матери. Так же, как и падаваны, для того, чтобы стать джедаями, проходили испытания (одним из которых было создание собственного светового меча), так же и Бене Гессерит искали «человека». Они просеивали людей, отделяя от них животных. Бене ГессеритДля этого нужно было пройти испытание Гом Джаббаром. Это – враг высокомерных, специальная игла с каплей яда на острие. Альтернативой в таком испытании является смерть. При помощи генетики и евгеники они хотели получить Неведомого – Бене Гессерит мужского пола, чьи ментальные способности позволили бы ему объять пространство и время – получить доступ к генетической памяти всех предков по мужской и женской линии и обладать даром предвидения. Неведомого бенегессеритские ведьмы называли Квисатц Хедерах. Пол Атрейдес, рожденный бенегессериткой Джессикой, был не первым, кто претендовал на титул «Квисатц Хедерах», но все предыдущие мужчины не смогли пройти тяжелое испытание, еще опаснее, чем Гом Джаббар. И конечно же, Неведомый после своего появления поставил все с ног на голову и поломал все планы, которые Бене Гессерит выстраивали с таким упорством.

Когда Люк находился на грани между жизнью и смертью в пещере вампы, он увидел Оби-Вана Кеноби (погибшего от руки Дарт Вейдера несколько лет назад), который наградил его своей любимой фразой: «Используй Силу, Люк!». Оказавшийся глубоко в пустыне Лиет Кинес – планетолог Арракиса, — обессилевший, страдающий от жажды, услышал голос своего отца, погибшего в провальной воронке у Гипсовой Котловины. Но, в отличие от Люка, который по законам жанра остался жив, Лиет был погребен песками, его планета убила своего эколога.

Но Люк должен был выжить. Нет, не должен – обязан. Как бы иначе он услышал коронную фразу всего фильма: «Люк, я твой отец!»? И все опять перевернулось с ног на голову: главный злодей Дарт Вейдер оказался отцом пай-мальчика Люка Скайуокера. Вот такого в «Дюне» точно нет! Это правда, такого в «Дюне» нет, но есть другое. Атрейдесы и Харконнены – два враждующих с незапамятных времен Великих Дома. Две противоположности: доблесть и честь против подлости и жестокости. Казалось бы, между ними нет ничего общего, если бы не вездесущие Бене Гессерит. Барон Владимир Харконнен, Тренировка Пола Атрейдесаприложивший все усилия, чтобы уничтожить Атрейдесов даже не догадывался, что леди Джессика – его дочь, а Пол Муад‘Диб – внук. Пол увидел на одном из вероятных путей в будущем, что ему предстояло сойтись лицом к лицу с черным бароном, но вместо того, чтобы крикнуть «Нет!» и прыгнуть с отрубленной рукой неизвестно куда, он просто приветствовал его: «Привет, дед!».

Тема близнецов очень популярна в этих двух сериях. Татуин освещают два солнца, в то время как над Арракисом каждую ночь восходят две луны. Фрименка Чани рождает Полу Муад‘Дибу близнецов – мальчика и девочку – и умирает при родах. Падме Амидала умирает, подарив миру «Звездных войн» Люка и Лею.

Ну и, конечно же, Джабба Хатт. Червь, около пяти метров длинной, на которого не действуют джедайские уловки. И Бог-Император Дюны – Лето II – такой же червь, но с человеческими чертами лица и тонкими руками. На Лето II не действует Голос, который так любят использовать Бене Гессерит для подчинения других людей.

И напоследок общее для двух вселенных представление о страхе:

Страх есть путь на Темную Сторону.
Страх ведет к злости;
Злость ведет к ненависти;
Ненависть ведет к страданиям.

Магистр Йода.

Я не боюсь, я не должен бояться. Ибо страх убивает разум. Страх есть малая смерть, влекущая за собой полное уничтожение. Я встречу страх и приму его. Я позволю ему пройти надо мной и сквозь меня. И когда он пройдет через меня, я брошу свой внутренний взор на его путь; и там, где был страх, не останется ничего. Останусь лишь я, я сам.
Слова заклинания против страха из ритуала Бене Гессерит.

Kerry

Читайте также:

  • Вот и все, ребята