Финальная сцена.

———————————-

Итак, мы выстраиваем наш роман/”американские горки”. С множеством петель, спусков и крутых подъемов, с безумными поворотами и виражами.

Наконец настало время для пологого финишного спуска. Что вызывает интересный вопрос – по крайней мере, он интересует меня: может ли в книге быть перебор с экшеном, бывает ли слишком много сюжетных поворотов и виражей?

Я иногда задумываюсь над этим вопросом. Иногда это просто риторическая проблема, а иногда – например, как сейчас — нужно принимать реальное решение. Устроить ли читателю и персонажам еще одну, последнюю “мертвую петлю”… или не стоит?

Существует ли такая вещь, как слишком много экшена или слишком сильное напряжение в книге? Лично я думаю, что ответ будет “да”.

Эдгар Аллан По говорил, что если все время держать читателя в напряжении, это истощит его эмоционально, и он утомится. Полагаю, в то время на восточном побережье США не было “американских горок”, поэтому Эдгар (один из литературных кумиров моего детства) писал о необходимости в сюжете пиков и пауз, помогающих удерживать читателя эмоционально.

Что касается личного опыта, то, помнится, у меня был редактор, который сказал ме, что в написанном мной романе слишком много экшена. Он попросил убавить экшена и увеличить уровень политической интриги, потому что… ну, в общем, она его заинтриговала. Я сделала исправления, которых он требовал, потому что была с ним согласна, и я была рада, что редактор подтвердил мои мысли о самой истории. (Между прочим, этот роман — Laldasa — доступен в формате eBook здесь, на Book View Café).

Эта идея – что в книге не должно быть слишком много или слишком мало экшена – называется “темп”. Дело не ограничивается экшеном. Речь идет о напряжении, диалогах, трактовкеи и темпе, с помощью которых писатель разъясняет читателю то, что хочет сказать. Важно сбалансировать все эти вещи, чтобы не нагнать на читателя скуку, не сбить его с толку и не утомить.

Так что я сижу и думаю над последним крутым виражом. Понравится ли он тебе, дорогой Читатель? Или я тебя утомлю?

Каким критерием я пользуюсь, принимая решение? Я оцениваю такие вещи, как темп истори до последнего момента, насколько “законченной” она выглядит, насколько логичнен поворот (даже если он неожиданный) в контексте сюжета в целом. Но, в конечном итоге, все решает нутряное чутьё. Интуиция или инстинкт – ощущение “правильности”.

Что же говорят мне инстинкты?

Приготовьтесь к последнему, финальному виражу.

A Padawan’s Journal #39: The End Game

Читайте также: