Новогодний подарок для фанатов «Звездных войн», книг по ним и Тимоти Зана в частности: роман Scoundrels уже в сети, скачать его в разных форматах можно на SWEU.ru. Перевод будет на JCouncil.net ближе к осени. Интервью, которое ниже, было опубликовано на сайте Hollywood.com в декабре — Зан отвечает на вопросы о «Негодяях», о своем творчестве в целом и о том, чего он ждет от новой трилогии.

——————————-

ScoundrelsHanSolo2_620_121712

«Было бы неплохо, если бы для разнообразия Джабба отстал от меня. Тут помогут только кредиты.» — Хан Соло

В мире литературы по «Звездным войнам» одно имя возвышается над прочими: Тимоти Зан. Хотя несколько романов было издано еще до прихода Зана в космооперу Джорджа Лукаса, именно заоблачная популярность изданного в 1991 году «Наследника Империи» — первой из трех книг, занимавших верхнюю строчку в списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс» и традиционно именуемых «Трилогией Трауна», — сделала возможным последующий поток романов о далекой-далекой галактике.

«Наследник Империи» был уникален тем, что в нем впервые события происходили после «Вовзвращения джедая» — через пять лет после фильма, если точно. Однако, хотя роман заманивал перспективой новых приключений Люка, Хана и Леи, читатели были в восторге от персонажей, придуманных самим Заном — таких как гениальный стратег гранд-адмирал Траун и имперская киллерша, ставшая миссис Скайуокер, — Мара Джейд. С тех пор Зан написал множество романов, сюжет которых обычно построен на идеях из «Трилогии Трауна» (например, «Сверхдальний перелет» по эпохе приквелов, «Верность» и «Решения одного» — истории типа «Повстанцы против имперцев» по эпохе Оригинальной Трилогии). Его новый роман «Негодяи» — история об ограблении с участием Хана Соло, Лэндо Калриссиана и Чубаккаи, — выходит 1 января.

Мы побеседовали с Заном о его творческом поиске, о том, почему мы постоянно возвращаемся к Люку, Хану и Лее, и о том, что он надеется увидеть в новой трилогии «Звездные войны». В интервью также размещен эксклюзивный концепт-арт персонажей «Негодяев» с их высказываниями из книги.

Hollywood.com: Как у вас возникла идея «Негодяев»?

Тимоти Зан: Ну, во вселенной «Звездных войн» куча негодяев. Мне всегда нравились фильмы «Одиннадцать друзей Оушена» и «Афёра». Такие истории о краже или надувательстве, где не нужно беспокоиться, что участники в конце исподтишка зарежут друг друга. Славное легкое развлекательное чтиво. К тому же этот сюжет казался просто естественным для Хана, Чуи, Лэндо и их единомышленников.

— Для вас это в некоторой мере отступление от канонов: история смотрится как изолированное, одиночное приключение. В ней нет персонажей, которые регулярно появляются в других ваших книгах: например, Трауна или Мары Джейд.

— На самом деле цель отчасти в этом и состояла. Шелли Шапиро, редактор Del Rey, и Сью Ростони, которая в то время заведовала этим направлением в Lucas Licensing, хотели получить историю, которая бы привлекла фанатов «Звездных войн», не читавших книжек. По «Звездным войнам» выпущено 150 с лишним романов — человека, не знакомого с ними, эта цифра может напугать. Поэтому моей целью было написать историю, которая привлекла бы фанов, ничего не знающих о Расширенной Вселенной. Что это может быть за история? Именно такая история, как «Негодяи». Если вы смотрели Оригинальную Трилогию, этого достаточно.

— Я прочитал десятки романов по «Звездным войнам», но даже меня иногда пугает сам объем материала. Не кажется ли вам, что Расширенная Вселенная в буквальном смысле расширилась настолько, что стала барьером для новых читателей?

— Когда вы имеете дело с чем-то очень большим, вы задаетесь вопросом: «С чего начать? Где приступать?». У меня есть друзья, которые говорят: «Книжки — это классно, но в каком порядке их читать? По хронологии, начиная со «Старой Республики»? Или в порядке выхода, начиная с «Осколка кристалла власти» и старых книг о Хане Соло и Лэндо Калриссиане? Или начать с «Трилогии Трауна», с «Наследия Силы»? Что мне нужно знать, чтобы начать читать и не заблудиться?». Вселенная теперь действительно пугает. Она стала слишком велика. И это очень грустно, потому что в Расширенной Вселенной есть масса очень хороших книжек, но если штурмовать ее, как Эверест, то до них трудно добраться.

— Во всех ваших романах по «Звездным войнам» действие происходит не более чем через 15 лет после  «Возвращения джедая». Вы сознательно решили не отходить далеко от событий Оригинальной Трилогии?

ScoundrelsChewbacca1_620_121712

«Бластеры нам больше не нужны. Кто пойдет внутрь, просто возьмет с собой Чуи.» — Хан Соло

— Отчасти да, но дело в том, что, начиная с «Нового Ордена джедаев», книги издаются очень длинными сериями   — один только «Новый Орден джедаев» состоит из 19 штук — а для этого нужно, чтобы целый авторский коллектив работал скоординированно и слаженно. Меня такое сотрудничество не слишком интересует — отчасти потому, что у меня во время работы над книгой постоянно возникают новые идеи, и если, допустим, я пишу книгу за номером три из девяти, я не смогу задействовать эти идеи, не поломав всего, что сделали до меня. Мне было бы очень досадно думать, что вот есть отличная идея, но надо придерживаться сценария. Поэтому я играю в своем маленьком уголке вселенной «Звездных войн», который, за исключением «Сверхдальнего перелета», охватывает «Новую надежду» плюс 19 лет или около того.

— По сути, вы своей «Трилогией Трауна» дали старт всей гигантской программе издания книг по «Звездным войнам». Как изменилась практика написания ЗВшного романа за 20 лет, прошедших с выхода «Наследника Империи»?

— Первое, что приходит в голову: все стало гораздо сложнее. Появилось очень много новых книг и авторов. Когда я писал «Наследника Империи», где действие происходило спустя пять лет после «Возвращения джедая», передо мной, по сути, был чистый лист. Конечно, я все согласовывал с «Лукасфильмом», чтобы не написать полной бредятины, но тогда не приходилось беспокоиться, что разойдешься с чьей-то историей или что у тебя важный персонаж случайно окажется в двух местах одновременно. Сейчас гораздо трудней за всем следить — хотя, к счастью, теперь есть Вукипедия и лукасфильмовский Голокрон. Но надо быть очень-очень осторожным, чтобы случайно не налететь на чье-то творение.

ScoundrelsLando1_620_121712

«Это так, словно выпал идеальный расклад. Надо его увидеть, узнать и сыграть по-крупному.» — Лэндо Калриссиан

— Как выглядит процесс написания книги? Вы придумываете идею и направляете ее в Lucas Licensing. Как происходит ее утверждение?

— Мы обсуждаем идею в общих чертах. В данном случае я хотел написать историю об 11 друзьях Соло, мы нашли временной период, в котором она могла бы происходить, затем обсудили главных персонажей, которые могли бы в ней участвовать — в данном случае это Хан, Чуи, Лэндо плюс мои собственные. Далее я готовлю описание сюжета, и они говорят, годится или нет. Моя первоначальная идея касательно этой книжки претерпела серьезные изменения. У меня были определенные мысли, но мне сказали: «Нет, давай сделаем нечто более традиционное. Пусть грабят сейф».  Я хотел, чтобы они занялись похищением или спасали похищенного, но в «Лукасфильме» решили: пусть будет типичная история с кражей денег. Соответственно я подправил описание, и мы так переписывались недели четыре, правя разные моменты. Наконец мне дали «добро» и я начал писать книгу, но и после этого, разумеется, процесс согласования продолжался: мне указывали на непонятные места или на те, которые мне самому казались понятными и я их не исправил. В других случаях редакторы осознавали, что их предложения ничего ценного не добавили, и хотели эти правки убрать. Процесс сложный, но он всегда такой, когда работаешь не в своей вселенной.

ScoundrelsKell1_620_121712

«Нас ищет полиция? Просто замечательно.» — Келл Тайнер

— Вам доводилось работать напрямую с Джорджем Лукасом?

— Нет. Я встретился с ним однажды много лет назад, но судя по тому, что я слышал, он предоставляет писателям очень большую свободу. Думаю, комиксами он интересуется немного больше — по крайней мере, интересовался поначалу, до того, как начал снимать приквелы, потому что комиксы — жанр визуальный, а ему графика намного ближе, чем романы. Я никогда не работал с ним напрямую, только с парнями из Lucas Licensing. С ними всегда легко работать. Потому-то так и приятно писать книги по «Звездным войнам». Я ни разу не видел, чтобы кто-то из «Лукасфильма» упёрся рогом, говоря: «Этого делать нельзя!» или: «Надо сделать то-то!», они всегда готовы к обсуждению. В моих книгах было несколько моментов, когда мне говорили: «Этого делать нельзя», но когда я объяснял, почему именно это нужно для моего сюжета и  каким образом оно впишется во вселенную, парни меняли точку зрения: «Ладно, теперь мы поняли, в чем дело, даем разрешение». Они не выкручивают руки. В самом крайнем случае всегда можно найти компромис.

ScoundrelsBink2_620_121712

«Нельзя никому рассказывать секрет фокуса. Публика потеряет всякое уважение, если узнает, как все просто.» — Бинк Китик

— Можете ли привести пример сюжетного момента, против которого в Lucas Licensing поначалу возражали?

— В «Сверхдальнем перелете» я хотел, чтобы на корабле летели целые семьи, включая детей, поскольку это была долговременная экспедиция с перспективой полета в другую галактику. Сью Ростони сказала, что они рассматривают эту экспедицию больше как военную, с чисто военным экипажем. Я тогда обратил внимание, что хочу показать, как [безумный джедай] Джорус К’Баот стремится к власти, и продемонстрировать, почему джедаи не должны никем править. И что если будут дети, он сможет сказать: «Отлично, у этого ребенка есть способности джедая, я заберу его у родителей и стану учить против их воли и его собственной». И мне ответили на это: «Да, тема интересная, продолжай».

— А было ли такое, что какие-то элементы из ваших книг вычеркнули из канона задним числом?

— Ну, все мы играем на дорожке, ведущей к гаражу Джорджа Лукаса, и если он решит выкатить машину на эту дорожку, играть нам станет негде. Приквелы переехали довольно много книг. Например, все, кто писал предысторию Бобы Фетта, обнаружили, что их материал отправили в альтернативную вселенную. У меня тоже было пару таких моментов, но большинство моих игрушек уцелели — по крайней мере,  я могу придумать объяснения, которые не лишены смысла. Переживут ли они Эпизоды VII, VIII и IX? Этого не знает никто.

ScoundrelsWinter2_620_121712

«Ты не все до конца продумал. Бластер-то у тебя есть хотя бы?» — Винтер

— По сути, «Лукасфильм» владеет правами на всех ваших персонажей, так что если они захотят воскресить Трауна, то могут даже у вас не спрашивать?

— Да, совершенно верно. Они могут делать что хотят, а я могу даже ничего не знать, пока не посмотрю фильм .

— Чего вы, как образцовый фанат «Звездных войн», ожидаете от новой трилогии фильмов?

— У вас есть свободные пару часов? Прежде всего, я думаю, что надо перескочить через одно поколение, пусть там будут либо дети или даже внуки Люка, Хана и Леи, либо сами персонажи Оригинальной Трилогии, но в роли старых мудрых наставников. Но вот что я очень хотел бы увидеть, и это было бы как раз в стиле «Диснея»: насколько я помню, в «Звездных войнах» мы ни разу не видели нормальных взаимоотношений внутри семьи: либо всё на нервах, либо открытая вражда между Люком и Вейдером. Но я бы хотел увидеть нормальные отношения между Люком и его сыном или внуком, нормальное общение отца и сына. Разумеется, я хочу, чтобы там был хороший сюжет, космические битвы. Хотелось бы увидеть что-либо другое, а не историю о переходе Скайуокера на темную сторону. Вселенная «Звездных войн» открывает массу возможностей, нет нужды повторять сюжет типа «переход на темную сторону». Я не хочу видеть одно и тоже снова и снова.

— Похоже на то, что все фаны хотят увидеть в новых фильмах Люка, Хана и Лею. По крайней мере, надеются, что они там будут. Вы и сами решили сосредоточиться на них в «Негодяях». Почему мы постоянно возвращаемся к этим трем персонажам?

— Отчасти потому, что они просто были первыми персонажами, которых мы увидели. Они были нашими героями. Однако в своих фильмах Лукасу удалось то, чего добивается каждый писатель и режиссер: у него получилась «химия». У него получилась «химия» между этими персонажами, которая нашла отклик у зрителя. Нас зацепило. Мы стали свидетелями личностного роста Люка — наивного паренька с фермы, который осознал свой долг перед другими, мы увидели боевитую Лею и прохвоста Хана, и и все стало на свои места. Кто был бы не рад увидеть их общение с новым поколением — и друг с другом? Только представьте себе, это как Индиана Джонс и его папа в «Последнем крестовом походе», но только в «Звездных войнах»!

ScoundrelsZerba2_620_121712

«Нам понадобится отвлекающий маневр, не так ли? Думаю, будет всего один, но это будет что-то с чем-то». — Зерба Чер’дак

— Среди прочего, люди снова и снова предлагают разные варианты смерти Хана Соло в Эпизоде VII. У вас самого есть какой-либо предпочтительный сценарий на этот счет?

— Возможно, я тут не лучший советчик, я не люблю, когда умирают персонажи первого плана. Мне больше по душе, когда они борются с немыслимыми трудностями и выходят победителями. Сцены смерти мне не по нраву. В качестве примера могу привести Шерлока Холмса — он ушел на покой и стал разводить пчел! Однако если Хана решат все-таки убить, его смерть должна быть поистине драматичной и геройской. Но я бы предпочел, чтобы главные герои ушли на покой за кадром и передали дела новому поколению.

— Ну, в последние лет десять даже книги стали намного более мрачными, начиная с «Нового Ордена джедаев».

— Для меня они даже слишком мрачные, но многим фанам это нравится. Сто пятьдесят с лишним книг тем хороши, что целый пласт книг кому-то одному может не понравится, но другой пласт ему придется по вкусу. Там есть очень традиционные истории в стиле Оригинальной Трилогии, на тему «Повстанцы против Империи», вроде моих «Верности» и «Решений одного», есть истории о зомби-штурмовиках для поклонников хоррора, и вообще все чего душа пожелает. Что-нибудь найдется практически на любой вкус.

 www.hollywood.com | ‘Star Wars’ Author Timothy Zahn On His Han Solo/’Ocean’s 11′ Hybrid, ‘Scoundrels’

Читайте также: