Вышедший 2 недели назад «Атлас ЗВ» за авторством Д. Уоллеса и Дж. Фрая обрастает онлайновыми дополнениями. В блоге Уоллеса опубликованы примечания к «Атласу» на 5 страницах. Сайт suvudu.com взял интервью у Фрая, который рассказал о картографировании Пространства хаттов — прочитать статью в переводе можно на JediCode.ru. Вчера на оф. сайте были опубликованы приложение к «Атласу» — алфавитный список планет на 5 страницах, который авторы обещают регулярно обновлять — и 4-страничный рассказ Уоллеса и Фрая об истории создания энциклопедии. Предлагаем его вашему вниманию.

————————

ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ И ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЙ «АТЛАСА ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН»

Дэниел Уоллес: Картографируя галактику

«Когда меня пригласили в проект [«Тени Империи»], одним из первых вопросов, который я задал Алану Каучу, было: составил ли кто-нибудь карту всех планет вселенной «Звездных войн»? В ответ он только рассмеялся. Это невозможно; планет слишком много.»

Это слова Стива Перри, автора романа «Тени Империи», вышедшего в 1996 г. Все дело в том, что он был совершенно прав. Галактика «Звездных войн» образовалась в 1977 г. – и это были не только Татуин и Альдераан, но и такие малоизвестные места из новеллизации, как Огненные Кольца Форнакса. К середине 1990-х «Звездные войны» включали в себя три кинофильма, два телефильма, несколько видеоигр с эффектом присутствия, два анимационных сериала, бесчисленные романы и комиксы, а также целую полку материалов по ролевым играм. Никто из людей, создававших весь этот материал, не пользовался картой – так разве можно было надеяться, что все это может иметь географический смысл? И найдется ли такой псих, который попробует это выяснить?

И тут на сцене появляются (агхм) Дэниел Уоллес и Джейсон Фрай. Хотя мы с Джейсоном всю жизнь были фанатами «Звездных войн», мы оба страдаем малость чрезмерными познаниями в некоторых областях и узкоспециализированными организаторскими способностями, которые не связаны со «Звездными войнами»: я довольно хорошо разбираюсь во вселенной DC Comics, а Джейсон может рассказать вам все, что вы хотели знать о “Нью-Йорк Метс”. Но именно наша любовь и увлечение галактикой «Звездных войн» привели к выходу в издательстве Del Rey «Атласа Звездных войн».

Эта книга уходит корнями в 1994 г., когда мы с Джейсоном познакомились на доске сообщений фан-клуба «Звездных войн» в сети America Online. Воодушевленный возрождением «Звездных войн», о котором возвестил Тимоти Зан своим «Наследником Империи», и тем, что информационная супермагистраль позволяла создавать сообщества единомышленников, я начал составлять алфавитный текстовый документ по планетам «Звездных войн», который распространялся через файловые библиотеки. Тем временем Джейсон начал работать над экселевской базой планет и их координат, которая была ему нужна для собственных целей. Вскоре после того, как Стив Перри пожаловался на отсутствие карты «Звездных войн», я стал официальным автором «Лукасфильма», начав работать над энциклопедией «Планеты и спутники» от Del Rey. Но даже в этом проекте я отказался составлять карту, подсознательно согласившись с мнением Перри, что задача просто слишком велика.

Ситуация изменилась в 1998 г. Хейден Блэкмен, работавший над CD-энциклопедией Behind the Magic, начал отстаивать идею создания обзорной карты галактики, которая включала бы 16 планет из фильмов – в том числе Хот, Эндор и планету Чубакки Кашиийк – а также взгляд на Набу (которая должна была появиться в следующем году в «Призрачной угрозе»). Блэкмен и Вэнс Ли попытались изобразить основные галактические регионы галактики, описанные в ролевой игре (Внешнее кольцо, Среднее кольцо, регион Экспансии, Внутреннее кольцо, Колонии и Центральные системы), но, как он отметил в письме редактору Алану Каучу, «по некоторым местам слишком много конфликтующих сведений и очень мало полезной информации по другим». Поскольку проект потенциально перекрывался с энциклопедий «Планеты и спутники», меня приквлекли в качестве консультанта. Карта, которая получилась в результате, стала многообещающим стартом, но для маньяков географии она только породила новые вопросы.

Но время появления этой карты не могло быть выбрано более удачно. В издательском департаменте «Лукасфильма» совместно с Del Rey как раз начинали планировать сагу продолжительностью в пять лет. Серия «Новый Орден джедаев», действие которой начиналось через 22 года после «Возвращения джедая», должна была описывать жестокое вторжение иногалактических захватчиков йуужань-вонгов, которые топчут своими сапогами цивилизованное пространство. По мере того, как на совещаниях по планированию планета за планетой падали под натиском врага, становилось ясно, что логистика такой тесно увязанной серии потребует задействования внешних ресурсов.

Вместе с Джеймсом Лусено – автором романов «Посланники хаоса» и «Затмение джедаев» из серии «Новый Орден джедаев» – начали составлять карту галактики, достаточно подробную, чтобы служить скелетом для описания вторжения. Нашим первым шагом было запечатлеть все места из Behind the Magic, что я сделал самым примитивным способом из всех возможных: распечатал скриншот из Behind the Magic и перерисовал его на чистом листе бумаги на фоне окна.

Дальше началась тяжелая работа. Мы с Джимом понимали, что совесть не позволит нам отбросить предыдущие наработки в картографии «Звездных войн», и поэтому собрали все, что было ранее опубликовано – от карт секторов в материалах West End Games до конкретных данных о продолжительности космических путешествий, указанных в романах. В модуле Secrets of the Sisar Run обнаружился хороший кусок Пространства хаттов, в Star Wars Adventure Journal — фрагмент Центральных систем, а скелет Торгового пути Римма был описан в Lords of the Expanse. Из «Трилогии Трауна» Тимоти Зана мы узнали, что Вейланд и Миркр разделяют какие-то 350 световых лет, несмотря на тот факт, что они относятся к разным регионам (соответственно к Внешнему и Внутреннему кольцу) и потому, по идее, должны находиться очень далеко друг от друга. В данном случае это означает, что участки регионов между двумя планетами должны иметь толщину ленты.

Попытки увязать существующие источники с Behind the Magic превратились в безумное фанатское повторение “Сухих костей” (песня в жанре спиричуэлз, описывающая скелет. – прим. B.) : сектор Пармел граничит с сектором Сарин, сектор Сарин граничит с сектором Квенс…

Чтобы визуализировать невидимую сеть, связывающую планеты друг с другом, я зарисовывал на бумаге все возможные связи, теперь уже интенсивно пользуясь замечательной базой Джейсона, которую тот не переставал пополнять. В одном случае попытках вычислить местоположение планеты азартных игр под названием Элшандруу Пика породила такой хаос линий и стрелок, что у меня заболела голова и помутилось в глазах. Когда я передал результаты по факсу Джиму Лусено, тот ответил: «Спасибо за эту… штуку, я не видел ничего подобного с тех пор, как работал ассистентом в психиатрической клинике».

Несмотря на мигрени, один руководящий принцип оставался в силе: рисовать дороги, а все остальное приложится. С тех пор как Хан Соло указал, что «полет через гиперпространство — это тебе не урожай собирать», галактика «Звездных войн» отличается от других НФ-вселенных своим своеобразным подходом к описанию путешествий на сверхсветовых скоростях. В «Звездных войнах» пилоты кораблей не могут лететь куда им вздумается (если только им не хочется пролететь сквозь звезду или выпрыгнуть вблизи сверхновой) и должны пользоваться координатами и торговыми путями.

Компания West End Games уже проделала работу по формализации этой концепции и даже дала имена главным галактическим гипертрассам: Перлемианский Торговый путь, Хайдианский путь, Торговый путь Римма, Кореллианская Торговая ось и Кореллианская дуга. После долгих страданий (Римма должна была проходить вблизи Дагоба, Торговая ось — вблизи Хота, а Перлемианский путь и Кореллианская дуга должны были формировать «Ломоть») нам удалось завершить прото-карту «Нового Ордена джедаев».

Дальше нужно было заселить ее планетами. Как видно из этого письма, которое прислал мне Джим, этот процесс представлял собой смесь науки, искусства и требуемых элементов сюжета:

«Нарисуй заглавную J, которая начинается с Дантуина, проходит рядом с Кашиийком, загибается влево где-то между Нар-Шаддаа и Татуином и заканчивается на Корусканте… Эта дуга вокруг Кореллии может приблизительно обрисовывать маршрут вторжения. События, происходищие в книге Боба [«Вектор-Прим»], происходят на Внешнем кольце — астероидные шахты Лэндо, база SETI и т.д. Если Неизведанные регионы расположить, скажем, в секторе 8-11 циферблата, то пришельцы пройдут достаточно близко от зановской системы Нирауан, чтобы сделать возможным участие чиссов (в книгах Майка), и Итора, если мы сможем расположить его где-то между Дантуином и Орд-Мантеллом.»

На первой карте «Нового Ордена джедаев», которая была закончена к концу 1998 г., было отмечено более 50 планет. Мы продолжали расширять ее, одновременно добавляя более подробные рисунки, которые могли оказаться полезными. Героям придется бежать на Галантос? Вот карта Галантоса и его соседей по сектору Фарлакс. Йуужань-вонги захватят Корускант? Вот карта окрестностей Корусканта с маршрутом в Глубокое Ядро и агропромышленными мирами Агрокольца.

Но на этом этапе карта все еще расматривалась как пособие для планирования истории, а не как общедоступный ресурс. Осознав, что карта может оказаться неоценимым подспорьем для читателей, мы с Джимом протолкнули идею, что такая карта должна печататься в каждой из книг серии «Новый Орден джедаев». Для примера я купил несколько эпический роман Вернора Винджа «Пламя над бездной» (в котором была напечатана своя карта галактики) и исторический роман Майкла Шары о Гражданской войне «Ангелы-убийцы» (там были карты боя при Геттисберге), и Джим принес эти книжки на совещание в марте 1999 г. Было получено добро на публикацию карты в романе «Вектор-прим» в ноябре.

Окончательный рисунок сделал Крис Барбьери, который решил вместо изображения «сверху вниз» сделать слегка скошенное, вид сбоку, которое и стало моделью для многих последующих карт. Его рисунок, сделанный вручную чернилами, создавал впечатление старой пиратской карты сокровищ.

После того, как «Вектор-прим» был представлен на суд публики, открылись шлюзы для других официальных карт «Звездных войн» , которые явились в разных размерах — от иконок до гигантских постеров-плакатов. В их число входили карты из the Worlds of Episode I, Star Wars Gamer, Star Wars Insider и нового справочника The New Jedi Order Sourcebook.

Но продолжалось и обновление первоначальной карты, которая к этому моменту начала напоминать салфетку скучающего посетителя ресторана. К счастью, Джейсон продолжал обновлять и свою базу данных (которая разбухла до более чем 4 000 единиц), одновременно работая и над формализацией нашей совместной идеи — запечатлеть все в полноцветном атласе. Мы надеялись подойти к делу с эрудицией и вниманием к деталям, на которое вы можете обратить внимание, взяв в руки справочник от National Geographic.

Если Del Rey и «Лукасфильм» захотят издать новую версию энциклопедии «Планеты и спутники», на этот раз мы с Джейсоном хотели сделать все как нужно.


Джейсон Фрай: Создавая «Атлас»

Как и Дэн, я всегда хотел увидеть карту галактики «Звездных войн», но считал задачу невыполнимой. Представьте, что я почувствовал, когда в один прекрасный день Дэн сообщил мне по секрету: карта существует. Не хочу ли я на нее взглянуть?

Это было достаточно давно – он переслал мне карту по факсу. Я помню, как нетерпеливо переминался с ноги на ногу, глядя, как она выползает из аппарата. (И где-то, наверное, часа через полтора я начал громко жаловаться по поводу расположения Итора).

Карта была замечательная, но она только раздразнила наш аппетит. В 2005 г. мы предложили идею «Путеводителя по галактике «Звездных войн». На протяжении следующего года мы немного изменили содержание – предложенные ранее разделы об Имперском исследовательском корпусе и «Тенях Империи» исчезли, так же как и подробные карты окрестностей Корусканта, Набу, Ралтиира, Алдераана и Мандалора – но базовый план оставался прежним. Мы хотели, чтобы «Атлас» объяснял, как география галактики «Звездных войн» определила ее историю, экономику и социальные институты – и одновременно хотели осуществить нашу фанатскую мечту: расположить на карте каждую без исключения из этих 4 000 с чем-то звездных систем. Осенью 2006 г. Del Rey и «Лукасфильм» дали нам зеленый свет – и только тогда мы начали прозревать, что получить одобрение для нашего проекта – это была легкая часть задачи. Теперь нам нужно было воплотить его в реальность.

Составлять карту галактики – это все равно что есть слона; слона нужно есть по частям. Я занялся подробным описанием Протранства хаттов – области, которая меня всегда интересовала и чьи территория и история оставались относительно малоизученными. Мы с Дэном поделили работу пополам и всю зиму и весну 2007 г. обменивались готовыми главами, словно бейсбольными карточками – и, наконец, в июне я в одну из ночей свел все главы в одну рукопись и переслал своему соавтору с непечатным, но радостным выражением торжества.

Прочитав рукопись еще раз, я с облегчением увидел, что «Атлас» держит форму: он уклонялся то в науку (в некотором роде), то в политику, то в историю, то в социологию, но география связывала все эти разнородные темы воедино. Он казался – по крайней мере, нам самим – описанием реального места. Попутно мы с Дэном вволю наигрались в песочнице Джорджа Лукаса. Дэн придумал Двадцать чудес галактики, описал ряд интригующих загадок галактики и исследовал Доминацию чиссов. Я разобрался с Хайдианским путем, написав ноты воображаемой оперы, добавил новый поворот в контрабандные карьеры Хана и Чуи и объяснил, почему во время совещания на Звезде Смерти адмирал, укоряя генерала, говорит: «ваш космический флот». Мы оба отдали дань уважения West End Games, чьи авторы создали так много соединительной ткани «Расширенной Вселенной»; и мы также увязали такие разнообразные (и малоизвестные) ресурсы, как The Maverick Moon и «Tilotny Throws a Shape».

При этом мы столкнулись с несколькими дилеммами. Описание истории Войн клонов было проблемой, поскольку анимационный сериал представляет собой истории, происходящие в разных точках конфликта, из-за чего трудно составить удовлетворительную хронологию. (Кроме того, Рилоти и мандалорцы показаны в нем не так, как мы видели раньше). Решение состояло в том, чтобы не придерживаться строгой хронологии, а описывать войну тематически, а также удалить карту, показывающую состояние галактики в середине Войн клонов. С другой стороны, задержка с датой публикации позволила нам полностью охватить серию «Наследие Силы» – славное связующее звено между эрой Нового Ордена джедаев и «эпилогом» – значительно более поздней эрой Наследия, придуманной Dark Horse. Мы наработали ретконов, которые порадуют хардкорных фанатов, но оставят в недоумении менее регулярных читателей, и время от времени попадались ситуации, когда из-за отсутствия карт авторы неумышленно писали вещи географически невозможные, что вынуждало нас кое-что отбрасывать. К счастью, таких случаев было немного, и по возможности мы старались сохранить хотя бы дух вещей, которые невозможно было увязать.

Для некоторых авторов работа заканчивается отсылкой готовой рукописи. Но для нас с Дэном все только начиналось: теперь нам предстояло подготовить для «Атласа» множество карт. К счастью, в этом деле мы получили помощь. В самом начале работы над проектом мы позаимствовали очень хорошую карту галактики с сайта одного поклонника «Звездных войн» по имени Modi, с тем, чтобы причесать наш собственный шаблон галактической карты. Мы нашли Modi на форуме TheForce.net и поняли, что он так же, как и мы, помешан на картах и обладает такими же глубокими познаниями. Modi любезно разрешил нам использовать его дизайн для наших набросков и согласился помочь нам с «Атласом». Идея изначально состояла в том, что он сделает «карты-путеводители», которые будут переданы Del Rey как заготовки для другого художника. Но Modi сам оказался таким замечательным художником, что мы увидели: помощь ему не нужна… и примерно в то же время он сообщил, что он – тинейджер и живет в Венгрии.

В цифровой век это стало для нас неожиданностью, но не шокирующей… мы с Дэном сами встретились в реале только в 2008 г., на Comic-Con’е. Мы решили, что не имеет значения, сколько лет Modi и как далеко он живет: он был лучшей кандидатурой на эту работу. К их чести, Del Rey и «Лукасфильм» согласились. Modi (в конечном итоге гигантская работа по составлению карт была разделена между ним и очень талантливым Крисом Райффом) нарисовал прекрасные карты и уберег нас от множества ошибок. Тем самым работа над «Атласом» еще приблизилась к завершению.

Ни Дэна, ни меня не назовешь асами «Фотошопа», но работа над «Атласом» научила нам кое-каким приемам подготовки карт. Иногда мы использовали карты как источник повествования: глава о наступлении Новой Республики на Центральные системы появилась как результат изучения карты, усеянной обозначениями битв из разных источников. В других случаях карты рассказывают более утонченную историю: листая приложение к “Атласу”, наблюдательные читатели увидят, сколько всего происходило в окрестностях мятежных планет Мон-Каламари и Виргиллия. И всюду, где можно, мы старались составлять карты так, чтобы они не были просто набором точек и стрелок, а рассказывали сразу несколько историй – например, по различным историческим картам вы можете проследить историю исследования галактики.

Как мы выбирали местоположение звездных систем? Это зависело от того, какой цели мы хотели достичь. Иногда нужно было поместить конкретную систему в конкретную точку. В этом случае мы смотрели в базе данных связи между этой системе и другими, после чего переходили к первоисточникам. Обычно это позволяло нам определить, годится такое местоположение или нет. (Хотя иногда мы сразу не понимали, что цепь географических фишек домино обрушится и погубит желаемое местоположение). В других случаях у нас была точка на карте, в которой мы хотели что-нибудь разместить – например, горнодобывающая планета или система, опустошенная работорговцами. Мы искали миры-кандидаты в базе данных, затем просматривали первоисточники, чтобы оставить из них несколько штук или всего одного (а иногда ни одного). Наконец, иногда попадалась просто группа точек, не имеющих имен, и тогда мы тасовали разные нераспределенные миры, стараясь добиться нужной “атмосферы” для этого галактического уголка.

К весне “Атлас” вышел на финишную прямую: Modi и Крис Райфф заканчивали свои роскошные карты, и каждый день, казалось, приносил новые красочные рисунки Криса Треваса. Покончив с картами, мы с Дэном погрузились в работу над последним фрагментом головоломки под названием “Атлас” — приложением.

Изначально мы предполагали, что приложение займет 28 страниц; благодаря чародейству нашего редактора Эрика Шоенвайсса и дизайнера Брэда Фольца удалось втиснуть 4 387 систем на 14 страниц. К тому времени, когда мы добрались до приложения, было распределено около 3 000 систем. Чтобы разобраться с остальными, я пересортировал наш верный экселевский лист по источникам, и мы с Дэном поделили то, что осталось – по паре сотен звездных систем за раз. Наконец, все они нашли себе дом – миры из фильмов и романов, комиксов и видеоигр, не говоря уже о планетах из кампаний RPGA, ежемесячных постер-журналов и книжек серии Choose Your Own Adventure. Наша работа была окончена.

Хотя, конечно, это не так. С момента отправки “Атласа” в печать вышло несколько новых романов, комиксов и RPG-материалов, в которых появилось еще около 40 звездных систем. Казалось бы, мы застряли на какой-то жестокой географической беговой дорожке, однако все это отлично вписывается в наше представление о том, чем должен стать “Атлас”.

“Атлас” – наконец-то, после долгого ожидания – стал книгой, которой мы гордимся и которая, как мы надеемся, будет полезна будущим писателям и художникам “Звездных войн”. Но ни история, ни наша работа на этом не заканчиваются. Мы готовим онлайновую версию приложения, в которую войдут новые планеты и где будут исправлены неизбежные ошибки. (Если вам встретятся ошибки, направляйте их на [email protected]). Скоро вы сможете прочесть о мирах Гегемонии Тион и о истории Зима Деспота. Мы также работаем над новыми картами, которые – мы надеемся – еще больше обогатят галактику новой информацией, которая оказалась за пределами даже этого прокета. С помощью “Лукасфильма” мы собираемся сделать “Атлас” живым документом, который будет расти и меняться вслед за новыми замечательными историями, которые еще предстоит рассказать о далекой-далекой галактике.

StarWars.com | The Secret History and Continuing Adventures of Star Wars: The Essential Atlas

Читайте также: