Новости | История проекта | Редакция | авторы | Хотите написать статью? | Ссылки | Гостевая  
По ту сторону опроса
Ситхи-завоеватели
Точка зрения
Отступники
Про-Образы
Экзар Кан
Наши Герои
Nash Brik
Колонка R2
BattleFront
Библиотека
Прототипы южных вонгов
Ассоциации
Песни из мультфильмов
Кантина
Ужасы ненашей Галактики

Про-Образы

Легенды Темной Стороны: Экзар Кан

Человек стоит на вершине огромной пирамиды и грозит кулаком небу. Ветер пытается разметать его длинные, черные, утянутые в хвост волосы, ветер рвет тяжелую ткань плаща. Далеко внизу колышутся кроны многовековых деревьев, сливаясь в одно зеленое, сплошное, прорезанное лишь верхушками других пирамид, море. Далеко вверху - корабли: десятки космических судов, сотни. На небе ни облачка, но от заполонивших его силуэтов кораблей оно кажется не голубым - черным.

Человека зовут Экзар Кан, лежащий под его ногами мир именуется Явином 4, а до окончания последнего, шестого, выпуска комикса "Война Ситов" ("The Sith War") осталось всего лишь около девяти страниц. Объединенные силы многотысячного Ордена Джедаев готовятся атаковать маленький, покрытый джунглями спутник газового гиганта Явин - и единственного противостоящего им на этой планете Темного Лорда Ситов.

Хотя герой данной статьи уже давно причислен к лику "классики" Расширенной Вселенной (SWEU) и даже официально упомянут в датабанке "рупора Лукаса" - сайта www.starwars.com, точные год и место рождения Экзара Кана в мире "Звездных Войн" до сих пор остаются неизвестными. Можно только весьма приблизительно датировать его появление на свет где-то 4018 годом до событий, разыгрывающихся в фильме "Эпизод 4: Новая Надежда" - если предположить, что Экзар является ровесником своего соратника и ученика Улика Кел-Дромы. Зато о времени первого знакомства жаждущих продолжения полюбившейся им саги поклонников "Звездных Войн" с этим персонажем можно говорить куда определеннее. Дух Экзара Кана - древнего джедая-отступника, ставшего одним из череды Темных Лордов Ситов и поверженного своими светлосторонними современниками - впервые возникает в 1994 году, на страницах трилогии "Академия Джедаев" Кевина Андерсона. Злокозненный призрак является в видениях и приводит к гибели одного из учеников Люка Скайуокера, Ганториса, склоняет к использованию Темной Стороны Силы и бунту против своего наставника другого последователя Люка, Кипа Даррона, а потом - в попытке распространить свое влияние на остальных будущих джедаев - совершает несколько покушений на жизнь самого Люка. Но - безуспешно. В последней книге трилогии Андерсона 12 учеников Академии объединяют свои силы и при поддержке духа бывшего учителя Кана, Водо-Сиоск Бааса, уничтожают мятежный призрак Экзара. А четыре года спустя - в нашей реальности, разумеется - центральный персонаж романов Майкла Стэкпола, Корран Хорн, в эпилоге книги "Я, джедай" разрушает последние вещественные следы существования Кана в "далекой-далекой Галактике": храм и 19,5-метровую статую Темного Лорда на Явине 4.

Несмотря на столь внушительный список неприятностей, причиненных Экзаром Каном зарождающемуся Ордену Джедаев, в обрисованном книгами Андерсона и Стэкпола портрете Лорда и впрямь прослеживается нечто... призрачное. И причина совсем не в том, что зловещий "Черный Человек", как именует его Ганторис, на протяжении тысячелетий влачит нематериальное существование в древних храмах массасси на Явине 4. И уже давно - а более чем скромная часть четырех романов о становлении новых джедаев, отведенная его жизнеописанию, прекрасно подчеркивает этот факт - не является Врагом Номер Один в разорванной гражданской войной Галактике. Дело в другом. Законы жанра, которые диктуют родоначальники Вселенной "ЗВ" - фильмы, определяют ситов на роль Воплощения Зла, Зла с большой буквы. Исполненного чувства собственного достоинства и силы Зла - Вейдера; харизматичного и мудрого Зла - Тираннуса/Дуку; пылкого, фанатично преданного учителю и идее Зла - Мола; сверхъестественно коварного Зла-во-Плоти - Императора Палпатина...

Все-таки "Звездные Войны" - сказка. Пусть и техногенная сказка для "больших".

А вот с книжной инкарнацией "звездновойновской" Вселенной дело обстоит, увы, совсем иначе. Не то чтобы Андерсон и Стэкпол пытались вывести свою часть саги за рамки сказочности и придти к повествованию более реалистичному и непростому, лишенному четкого разделения на Черных и Белых... Как показывают литературные опыты последних лет - например, "Темный Мститель" Майкла Ривза или даркхорзовские комиксы из серии "Империя", позволяющие заглянуть в мир "Звездных Войн" с точки зрения оппонента, "отрицательного героя" - такой подход, напротив, почти обречен на успех, так как открывает читателям новую грань полюбившейся им легенды. Но для написанных в середине-конце 90-х романов этот прием еще совсем не характерен! Джедаи и республиканцы в них акцентированно "хорошие", ситы и имперцы - подчеркнуто "плохие". Не случайно ведь "идейные сторонники" Империи столь высоко ценят несколько выбивающиеся из этого ряда творения Тимоти Зана...

Как бы то ни было, воплощение Зла в Экзаре Кане не просто ожидаемо читателями. Оно еще и усердно анонсируется самими авторами. В словах Водо-Сиоск Бааса о великих бедствиях, которые Темный Лорд принес Старой Республике, в рассуждениях Кейрана Халкиона (Хорна) о пагубной роли ситов и наследия ситов... Напрасно. Величия Истинного Зла не заметно даже в картонном злодее из "Академии Джедаев". Пик способностей обещанного читателю могущественного воина древности приходится на мелкие пакости в духе подбрасывающих белых мышей в учительский стол - то есть ядовитых насекомых к безжизненному телу Люка - школьников. А поскольку остальные действия Повелителя Ситов у Андерсона сводятся в массе своей к высокомерному пустому бахвальству, новую угрозу Галактике в его лице усмотреть можно лишь при наличии поистине неудержимой фантазии. Не производит подобного впечатления и почти водевильный "плохиш" Стэкпола, вынужденный в промежутках между выслушиванием самодовольных речей Коррана Хорна развлекаться телекинетическим колочением своего нахального собеседника головою о стены.

Трудно судить о причинах подобного диссонанса. Скорее всего, в откровенно неудачном раскрытии образа Экзара-духа его же собственными создателями повинен излюбленный "грех" посредственных писателей: обеспечить победу Добра в своих произведениях за счет непропорционального ослабления и принижения Зла. А также - изначальная колоссальность стоящей перед авторами задачи: гармонично, правдоподобно и по-настоящему сильно развить созданный фантазией другого человека мир. Во всяком случае, романы Андерсона и Стэкпола не являются каким-то особым исключением в череде "звездновойновских" книг. Лишь считанным литературным сиквелам саги удалось добиться чуда и вывести на своих страницах запоминающихся, ярких... живых героев (как вы, должно быть, уже поняли, автор этих строк, мягко говоря, не является восторженным поклонником "постшестиэпизодного" периода ЗВ-литературы).

Что ж... Ограничивайся история Экзара Кана четырьмя вышеупомянутыми томиками, данная статья вряд ли смогла бы когда-либо увидеть свет. Но в октябре 1994 то, что весьма невразумительно было реализовано Андерсоном-фантастом, более чем успешно оказалось восполненным Андерсоном-сценаристом.

Предыстория появления "Темных Лордов Ситов" ("Tales of the Jedi: Dark Lords of the Sith") уходит своими корнями еще в далекий 1991. Именно тогда в текстовой версии комикса "Темная Империя" ("Dark Empire") за авторством Тома Вейтча впервые было упомянуто имя другого джедая-отступника древних времен - Улика Кел-Дромы. Самим же приключениям этого молодого джедая и его брата Кея был посвящен еще один комикс, "Рыцари Старой Республики" ("Tales of the Jedi: Knights of the Old Republic"), печатавшийся издательством "Дарк Хорз" с октября 1993 по февраль 1994. А поскольку трилогия Андерсона продолжала сюжетную линию "Темной Империи", в процессе ее написания не обошлось без консультаций между Андерсоном и Вейтчем... следствием которых и оказалось поистине судьбоносное решение - свести Экзара Кана и Улика Кел-Дрому в рамках одного сюжета.

Оный и составил 6 выпусков "Темных Лордов Ситов", опубликованных с октября 1994 по март 1995 года.

Казалось бы, комикс - литература совершенно несерьезная. Детская. А уж в плане художественном ни "Темные Лорды...", ни "Война Ситов" на шедевры мирового искусства явно не тянут. Многое в них вообще вызывает искреннюю улыбку... чего стоит только авоська с манускриптами, натянутая между двумя космическими кораблями, на одной из картин эвакуации библиотек Оссуса. Но именно в этом, изначально несерьезном, жанре Андерсону и Вейтчу - а также, увы, за краткостью статьи не названным здесь поименно художникам - удалось добиться главного. Показать Личности. Тех, кто жил в далекой-далекой Галактике за тысячелетия до Люка Скайуокера и Дарта Вейдера... сражался и умирал, терял и обретал, отстаивал право на собственный путь... и иногда жестоко расплачивался за собственный выбор.

3997 год до Явинской битвы...

Старая Республика. Все еще крепкое и сильное государство, несмотря на свою более чем двадцатитысячелетнюю историю. В остальном она не так уж и отличается от той Республики, которую мы знаем по первым двум Эпизодам саги (из различий, пожалуй, стоит упомянуть лишь наличие республиканских военных сил - в те годы возможность их существования еще не вызывала таких ожесточенных споров, какие разразились позже, в эпоху "Атаки Клонов"). Космические корабли, оснащенные гиперприводами, точно так же бороздят усыпанное звездами пространство космоса, Корусант точно так же является центром Республики и местом расположения Республиканского правительства, а Орден Джедаев точно так же несет на себе функции охраны мира и справедливости в Галактике.

Ну... почти точно так же. Древние рыцари куда сильнее децентрализованы, нежели их собратья из более поздней эпохи. Часть из них оседает на одном месте и занимается подготовкой учеников, другие - свободно скитаются по Галактике. Существует несколько крупных учебных центров джедаев - например, на Корусанте (где тысячелетие назад, после Великой Гиперкосмической Войны, Республиканское правительство предоставило в пользование Ордена довольно обширный земельный участок - именно там уже три года как заложено основание хорошо известного нам по фильмам здания Храма) или Оссусе, превращенном стараниями одного из величайших Мастеров этой эпохи, Одана-Урра, в планету - сокровищницу знаний. В остальном, вместе они собираются только во время величайшей опасности - пост председателя на подобных ассамблеях уже шесть столетий бессменно занимает все тот же Одан-Урр. Нет и столь тесной связи между джедаями и властями Республики, хотя практика взаимодействия джедаев с республиканскими военными силами, как и традиция обращения лидеров отдельных систем к помощи Ордена в трудную минуту, существуют уже давно. Только пять лет спустя, уже после Войны Ситов, рыцари примут решение об усилении взаимодействия джедаев как с государством, так и между собой. Нет еще ни столь известного по Первому Эпизоду правила "один учитель - один ученик", ни традиции выращивания падаванов с младенчества, ни глубокого запрета на привязанности и создание семей. Будущие джедаи успешно обучаются не только поодиночке, но и небольшими группами у одного Мастера; многие - если не большинство - начинают свои тренировки будучи уже подростками или даже молодыми людьми. Им дозволено влюбляться, жениться, заводить детей... Именно в этом мире начинает свой путь молодой ученик мастера-джедая Водо-Сиоск Бааса Экзар Кан.

В сущности, джедай из него никудышный. Да, пожалуй, самый талантливый и самый трудный ученик Мастера Водо ничуть не грешит против истины утверждая, что его подготовка в качестве бойца на световых мечах полностью завершена. Ибо в искусстве поединка с Каном может потягаться лишь его учитель, да и то скорее на равных. Своих же соучеников - влюбленную катарскую пару Крадо и Сильвар - Экзар вообще не расценивает в качестве соперников, общаясь с ними с изрядной долей пренебрежения. Но ни умение сражаться, ни собственная уверенность в готовности носить славное звание мастера еще не делают человека джедаем. Гордый, самолюбивый, не умеющий сдерживать свой взрывной темперамент Кан меньше всего соответствует "подобно штилю, действующему в мире с Силой" облику, к которому должен стремиться каждый адепт Светлой Стороны Силы. Да и ощущение своего места среди прочих разумных у него, надо отметить, отстоит достаточно далеко от "джедайского типового". Ярко выраженный индивидуалист, Кан практически полностью самодостаточен - из всех живых существ он проявляет определенное уважение, пожалуй, только лишь к собственному наставнику.

Однако вскоре и Мастер Водо перестает быть для него авторитетом. Пускай защитник чужих жизней и миротворец в глубоком интроверте Экзаре Кане просматривается довольно-таки слабо, зато другое присущее подлинному джедаю качество - тяга к знаниям - перерастает в нем в настоящую страсть. Отказ учителя ознакомить его с информацией о древних отступниках, ставших первыми Темными Лордами Ситов (ради которой он готов даже тайком покопаться в личном голокроне Водо), глубоко огорчает и уязвляет Кана. Выглядит так, как будто учитель не доверяет ему - считает молодой человек, и отныне он при всем своем уважении считает себя полностью независимым от Мастера в плане духовном. Теперь только он один имеет право определять веления собственной души и путь, которым ему должно следовать. Случай с Сильвар, выведенной из себя ядовитыми подколками Кана и глубоко расцарапавшей ему лицо когтями (до конца своей жизни Экзар будет носить на щеке эти шрамы), еще более укрепляет молодого человека в своем мнении. Лишь вмешательство мастера Водо предотвращает немедленную гибель катарки от меча разъяренного соученика. Понимая, что дело зашло слишком далеко, Водо-Сиоск Баас решает преподать своему строптивому подопечному наглядный урок и вызывает его на поединок. Но результат дуэли оказывается совсем иным, нежели мог ожидать учитель. Почти на грани поражения Кан оказывается сильнее в той единственной сфере, где он еще признавал авторитет Водо, - воинском искусстве. А это означает, что Мастер больше ничего не может ему дать - и Экзар уходит. Его путь лежит на Ондерон - единственное точно известное Кану место правления адептов Темной Стороны Силы.

В истории большинства отступников обычно четко прослеживается последовательность случайностей (или чужое коварство), подтолкнувшие их к тому или иному выбору. Попросту говоря, растасуй Фортуна карты немного по-другому - были бы примерными рыцарями и не ведали иной судьбы. А вот в жизненной линии Экзара Кана закономерность прослеживается куда сильнее, нежели случайность. Закономерным был его уход от Водо-Сиоск Бааса - путь джедая не соответствовал истинной личности Кана, и оставаться на нем означало погрешить против себя самого. Но еще более закономерной оказалась ошибка, которую Экзар совершил, принимая свое решение начать обучение у Мастера Водо. Какую еще дорогу мог в ту эпоху избрать молодой человек, наделенный форсъюзерскими способностями? Единственными нарушителями "монополии" рыцарей-джедаев на использование Силы являлись ситы - точнее, Темные Лорды Ситов, ибо слово "сит" на тот момент все еще обозначало чистокровных представителей древней расы. Но ситы были повержены, а до зарождения всевозможных нейтральных форсъюзерских течений (представители которых, кстати, мгновенно приобретали статус изгнанников и сектантов - как произошло с дженсаараи или сторонниками потенциума) времена Кана отделяли тысячелетия. Так что альтернатив оставалось ровным счетом две. Либо - примкнуть к числу джедаев: героев, хранителей Галактики, существ со сверхспособностями, пользующихся всеобщим уважением и почетом. Либо - не тренироваться в использовании Силы вообще, ограничиваясь случайными всплесками интуиции, ловкости и удачи - максимумом, который подобный талант может дать необученному человеку. Крайне маловероятно, что подобное "прозябание" могло устроить амбициозного, самолюбивого и упорного Кана. У него не было иного пути, чем попытаться стать джедаем... и некоторое время спустя - отвергнуть это предназначение.

Итак, Экзар Кан прилетает на Ондерон. Хотя он все еще считает себя принадлежащим Светлой Стороне, он уже не джедай. Но еще и не сит. Просто - человек. Наделенный Силой и охваченный ненасытной жаждой познания. Находящимся на планете джедаям - мастеру Арке Джету и его ученикам Кею Кел-Дрома и Тотту Донита - Экзар представляется ученым-археологом, специально прибывшим на планету для изучения обнаруженных там древних артефактов, некогда принадлежавших Темному Лорду Фридону Надду. Теперь в своем поиске истины он не останавливается и перед ложью. Впрочем... всякая ли ложь - ложь? Есть ведь и "истины с определенной точки зрения". И как раз джедаи не гнушаются использовать подобные разновидности правды во имя того, что они полагают благом. А если Экзар Кан считает себя вполне достойным звания Мастера, а свою жажду знаний - благом... так ли уж важно сообщать, кто на самом деле отправил его изучать находку?

Но Арка отказывает ему в содействии. Все, что остается Кану - попытаться разыскать интересующую его информацию самостоятельно. Случай - или судьба - на его стороне. На главной площади Изиса, единственного города Ондерона, выступают 2 представителя бывшей правящей партии Ондерона - Небо и Раск. Сейчас, когда со времен правления наддистов прошло уже около года - все это время джедаи оставались на планете, адаптируя жителей к новым порядкам - сторонники бывшего режима уже не встречают пламенной поддержки и признания у народных масс. Скорее напротив: в ораторов летят палки и камни. Спасает их только появление Экзара Кана. Стоит тому активировать меч, как толпа почтительно расступается: "Джедай! Он позаботится о наддистах!". Но - к немалому удивлению ораторов - меч несет им не возмездие, а спасение. А молодой изыскатель находит себе проводников, которые могут показать ему дорогу к гробнице Фридона Надда.

Итак, впервые за все это время он у цели. По-настоящему у цели. Преодолены все препятствия - нежелание Мастера приоткрыть завесу незнания над интересующим Кана вопросом, неизвестность относительно местонахождения предмета его поисков, дикая природа спутника Ондерона, Дксана (именно туда перевезены останки Надда - а также погибшей в ходе смены государственной власти королевской четы Аманоа и Оммина) ...даже стены из сверхпрочного материала, мандалорского железа, выстроенные Аркой Джетом, чтобы предотвратить доступ к саркофагам. И тут впервые Кана охватывают дурные предчувствия относительно правильности своей миссии. Может быть, следует отступить? Но выбор сделан несколькими месяцами ранее, и Экзар считает нужным следовать принятому им решению...

И обретает нового учителя. Того, кто впоследствии предоставит ему вожделенные знания и заставит понять свое истинное предназначение. Хотя сам Экзар так и не признает за своим новым наставником ни власти над собой, ни права раздавать указания. Но сейчас призрак Фридона Надда делает Кану ценный - и коварный подарок: пару древних свитков, написанных Темным учителем Надда, Нагой Садоу. Свитков, содержимое которых захватывает Кана, манит еще большими знаниями... и приводит на родную планету ситов - Коррибан.

О том, что на выходе из могильника он в приступе гнева уничтожил проводников, покусившихся на его жизнь и драгоценные артефакты, Кан даже и не вспоминает. Недолгий приступ раскаяния - "Мастер Водо, что же я наделал?" - вот и все, чего удостаиваются незадачливые Небо и Раск в чувствах все еще называющего себя джедаем Экзара Кана. А теперь перед ним раскинулся целый мир - огромный, вымерший... только и ждущий того, кто откроет его тайны. О том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, молодой форсъюзер пока что не задумывается. А следовало бы. Расплата за наивность всегда оказывается очень жестокой. Вот и Кан - поверивший обещанию духа Надда защитить его от существ, охраняющих древние гробницы - попадает в ловушку. В момент, когда он уже по-настоящему начинает жалеть о принятом им решении и хочет вернуться на свой корабль, два каменных обвала, устроенных призраком, отрезают ему дорогу к бегству - и перемалывают кости на множество осколков. Кан обречен. Его смерть - дело всего лишь нескольких часов.

Однако в Экзаре есть одно стремление, которое может поспорить даже с его собственной неудержимой жаждой познания. Жажда жизни. Призрак Надда предлагает ему альтернативу - принять Темную Сторону и исцелиться. Нелегкий выбор. Пускай Кан и не джедай... сам-то он искренне убежден в обратном! Но в результате стремление выжить побеждает. И потом - побеждает снова и снова. Подопечный Фридона еще не понимает, что практически идеально подходит для того, чтобы стать адептом Темной Стороны Силы. А потому - мало выманить у него согласие в минуту душевной слабости. Оправившегося и даже частично возвратившего свою былую самоуверенность Кана ("Я никогда не буду принадлежать Темной Стороне" - горделиво заявляет он снисходительно улыбающемуся в ответ призраку всего лишь через несколько минут после того, как слабеющим голосом шептал "Я согласен!") необходимо провести по Темному пути... До тех пор, пока тот не осознает, что ему не просто некуда - а еще и незачем с него сворачивать.

Что и происходит на Явине 4. Планете, которая лишь тысячелетия спустя станет прочно ассоциироваться с Академией Джедаев... Сейчас, во времена Экзара, это заброшенный и покрытый лесами мир ситов. Место, где тысячелетие назад нашли свой последний дом объявленный соплеменниками вне закона Темный Лорд Нага Садоу и его сподвижники. Именно их потомки являются населением этой примитивной планеты - измененные серией научных экспериментов своего Повелителя, одичавшие и деградировавшие, они уже давно перестали быть воинами, выродившись в племя охотников-массасси. Зато в джунглях они ориентируются куда лучше, нежели один излишне самоуверенный и потерявший возможность пользоваться Светлой Стороной Силы (за чем заботливо присматривает Надд) форсъюзер. И когда Кан в довольно грубой форме отказывается от помощи последовавшего вслед за ним призрака - не столько из понимания, что древний сит просто использует его в своих целях, сколько потому что присутствие и разглагольствования Фридона откровенно раздражают Экзара - массасси берут его в плен.

Теперь он почетный гость на проходящем в Храме Огня жертвоприношении. А попросту говоря - почетное блюдо, для обитающего в этом месте чудовища. Но жажда жизни снова спасает Кана - и помогает отобрать у жреца массасси, Зитмнра, некогда принадлежавший их Повелителю амулет. Артефакт, многократно усиливает протекающую сейчас сквозь Экзара энергию Темной Стороны - уничтожая чудовище, разбегающихся во все стороны массасси... и до смерти надоевший молодому человеку дух Фридона Надда.

Перерождение завершилось. Экзар Кан, бывший ученик мастера-джедая Водо-Сиоск Бааса, нашел свой собственный путь.

Однако, Темный Джедай и Лорд Ситов - понятия очень и очень разные. Для первого - достаточно простого использования Темной Стороны Силы. Для второго нужны еще и совершенно особые философия и мировоззрение, которым подчинена вся твоя жизнь. Трудно понять, откуда мог их почерпнуть самоучка, уничтоживший единственного сведущего в этих вопросах наставника... Но факт остается фактом. Помогла ли Экзару отрывочная информация из найденных на Дксане свитков и те слова Надда, которые он все-таки исхитрился не пропустить мимо ушей, нашел ли Кан ключи к пониманию этой древней культуры в записях Садоу, обнаруженных им в подземельях Храма, вела ли его собственная внутренняя жажда могущества и силы... Явин 4 покинул настоящий Темный Лорд Ситов. И поклонение массасси, увидевших в Экзаре своего нового Повелителя, и титул, пожертвованный Кану призраком одного из древних Лордов во время дуэли с Уликом Кел-Дромой, - все это было по сути не более чем формальным подтверждением этого факта.

Именно с этого момента Кевин Андерсон - уже один, без Тома Вейтча - начинает новую серию комиксов о древних форсъюзерах - "Война Ситов."

Итак, они приступают к завоеванию Галактики. Экзар Кан, Темный Лорд. И его первый и главный ученик Улик, чья история - история человека, потерявшего свой путь - в чем-то является "зеркальной" к истории Кана. Также, как и герой этой статьи, Кел-Дрома - отступник. Вот только на путь ситов его привело желание отомстить за гибель учителя от рук небольшого темностороннего культа, Кратов, захвативших власть в семи мирах Системы Императрицы Тета. И яд, которым Краты отравили его при попытке обманом проникнуть в их ряды. Кан в этом тандеме идеологический лидер и хранитель знаний, Кел-Дрома - военный вождь, добившийся объединения под своим руководством целой армии: тетанских сил, подчиняющихся Кратам, и мандалорских кланов, принесших присягу лично Улику.

Экзар Кан времен "Войны Ситов" совсем уже не тот ученик джедая с первых страниц "Темных Лордов", в котором самоуверенности было больше, чем истинной силы, а инстинктивной жажды знаний и стремления выжить - больше, чем осознания своего выбора и своего пути. Теперь это истинный Повелитель Ситов, образ которого можно рассматривать как один из наиболее соответствующих совершенству с точки зрения их собственной философии.

- Ах, Мастер Ууд! Спасибо, что Вы сберегаете эти артефакты для нас. Я найду им хорошее применение, в новом Золотом Веке Ситов, - заявляет он древовидному Мастеру Ууду, пытающемуся укрыть от катастрофы на Оссусе коллекцию древних световых мечей.
- Эти мечи принадлежат джедаям! Если потребуется, я буду защищать их даже ценой собственной жизни! - твердо отвечает Темному Лорду рыцарь.
- Жаль... Видимо, сегодня придется заняться рубкой леса! - ухмыляется в ответ Кан.

Однако на этот раз Повелителю Ситов не удается добиться своего. Ууд Бнар, у которого боевые искусства отнюдь не являются сильной стороной, превращается в огромное дерево, скрывая укрытые в нише под полом рукояти. Кан проиграл - но почти мгновенно обретает спокойствие: джедай сам поймал себя в ловушку. - Для него было бы лучше отдать эти мечи.... - небрежно произносит Темный Лорд уходя.

В этом весь Экзар из "Войны Ситов". Теперь его гордость и независимость сочетаются с жестокостью, цинизмом... и удивительными достоинством и силой. А еще обаянием... обаянием настоящего Зла. Уходят вспышки спонтанного гнева - сит Кан проявляет куда меньше неконтролируемой агрессии, нежели Кан джедай. Зато на смену им приходит поистине неистощимое количество насыщенного убийственным осознанием собственного превосходства черного юмора. Экзар Кан из "Темных Лордов" - перманентно серьезен. Экзар Кан из "Войны Ситов" постоянно улыбается и шутит.

И вполне понятно почему. Сейчас, когда цели Темного Лорда уже не сводятся к одному только познанию, а задача, которую ставят перед собой Кан и Кел-Дрома - уничтожение старого, "отжившего свое" республиканского мироуклада и возрождение на его обломках Золотого Века Ситов, - двое отступников находятся в состоянии войны чуть ли не со всей Галактикой разом. И глумление Кана надо всем и вся не только отражает его истинное отношение к многочисленным противникам, но и является демонстративной, показательной акцией. Как и сама дерзость планируемых Экзаром боевых операций: вербовки сторонников прямо под носом умудренных опытом джедайских мастеров на Оссусе, освобождения Кел-Дромы на Корусанте, где республиканцы проводят суд над плененным ренегатом, разграбления планеты библиотек...

И в то же время - стоит отметить - дерзость и цинизм Кана не сопровождаются кровожадностью, жестокостью лишь во имя самой жестокости. Число погибших "со стороны противника" во время освобождения Улика из многолюдного зала Сената составляет ровным счетом 2 живых существа. И если председателя судилища Кан убивает напоказ, манипулируя им как живой марионеткой, то собственный бывший учитель - Водо-Сиоск Баас - сам бросает Экзару вызов на поединок. И все это - в то время как экс-соученица Повелителя Сильвар, о шраме, нанесенном которой, Кан до сих пор все еще помнит, крошит своими когтями охраняющих Темного Лорда массасси. Несмотря на личные счеты, он так и не причинит ей вреда - ни в эту, ни в последующую встречу.

Самодостаточность, глубоко развитая в Экзаре Кане еще в начале первого комикса, теперь доходит почти до абсолюта. В отличие от своего ученика Улика, который все еще испытывает явную привязанность к брату, к бывшей любви - Номи Санрайдер - и даже к хладнокровно предавшей его любовнице, Алиме, вся потребность в окружающих для Экзара сводится к чисто материальным вопросам возможности использования их для достижения собственных целей. Кану не нужны никто и ничто - кроме себя самого. Темный Лорд без малейших колебаний ставит научные эксперименты над поклоняющимися ему массасси, жертвует своими учениками - из 20 отправленных им с заданием убить собственных учителей-джедаев последователей своей цели (да и то порой ценой собственной жизни) добиваются только 8 - отсылает на верную смерть незадачливого, но по-собачьи преданного ему Крадо...

Так же спокойно он оставляет Улика, улетая с Оссуса - считая, что Кел-Дрома способен сам о себе позаботиться. С формальной точки зрения именно это является его фатальной ошибкой. Фактически же, революция, начатая Темным Лордом Ситов, была просто обречена на поражение. Изменить общество силами двух человек возможно только тогда, когда общество уже отжило свое, впало в стагнацию и готово к изменению. Именно до такого состояния дошла Республика четыре тысячелетия спустя, во времена Палпатина. Но - не сейчас. А потому произошло... то, что произошло.

На Оссусе Кей Кел-Дрома вызывает собственного брата на дуэль, считая этот шаг единственным способом "спасти брата от самого себя". В сражении в приступе гнева Улик убивает Кея, а подоспевшие к месту поединка джедаи полностью лишают отступника контакта с Великой Силой. Потеряв все, что ему было дорого в этом мире - учителя, брата и саму способность быть форсъюзером - Улик превращается в полностью опустошенного и раздавленного своим несчастьем человека. Он отказывается от пути ситов и выдает джедаям местонахождение Повелителя - Явин 4. Это конец возрожденного Темного Ордена... и верная смерть для Экзара Кана. Каким бы могущественным ни был Кан, он не сможет в одиночку противостоять тысячам джедаев. Но Экзар, которого на Темный путь толкнуло желание выжить любой ценой, теперь не боится и самой смерти. Он не думает ни о поражении, ни о возможности сдаться. Физический перевес сил не на его стороне? Значит, и сражаться с противником он будет другим путем. Сохранит свой дух и спасется. А если нет... то в храмовых подвалах джедаев будет ожидать один из перерожденных им массасси - прощальный подарок Экзара Кана своим врагам.

И начинается ритуал. Сотнями, тысячами стекаются массасси из лесов, чтобы пожертвовать собой ради Темного Лорда в час, когда он нуждается в них. Экзар приковывает себя к фокусирующей точке пирамид, и, используя жизненную энергию подданных, пытается высвободить собственную душу из оков физического тела. Но наступающая армия джедаев, не понимая, что происходит внизу, задействует против него созданную их совместными усилиями блокирующую ментальную технику - Стену Света. Энергия Светлой Стороны Силы, обрушивается на Явин и, столкнувшись с бушующей внизу Тьмой, производит ужасающие разрушения, превращая в пепел все живое на своем пути: деревья, траву, массасси... "Мой дух будет жить вечно... Вечно!!!" - последние слова, которые успевает выкрикнуть Темный Лорд, перед тем как энергия возрастает, и поверхность Явина поглощает пламя. А дух Экзара - вместо того чтобы устремиться в просторы космоса - оказывается навечно прикован к уцелевшим в огне пирамидам. Темнота и одиночество - единственное, что его ждет на протяжении последующих четырех тысячелетий...

А потом будет история из книг. Кратковременное возвращение и бесславная гибель, в которой сбудется пророчество умирающего Водо-Сиоск Бааса о том, что он еще встретится со своим бывшим учеником. Встретится - и одержит победу. Законы жанра, где Добро обязательно должно уничтожить Зло. Пусть даже ценою разочарования для читателя.

А может быть... не уничтожить - а всего лишь освободить из ловушки, которой стали для него храмы Явина?

Их мечи пересеклись в центре призрачной фигуры Экзара Кана - луч чистого белого света столкнулся с таким же лучом подобно удару молнии. Ослепительная вспышка могла сравниться только со взрывом звезды. Тьма отхлынула от тени Экзара Кана. Тьма рассыпалась, и ее осколки полетели по кругу, ища чье-нибудь слабое сердце, чтобы спрятаться в нем. Стрин и Кирана Ти держали Мечи скрещенными, энергетические разряды шипели и трещали. С помощью Великой Силы Стрин опять привел в движение ветры. Воздух в большом зале закружился со все большей скоростью, образуя смерч. Вихрь стянулся в невидимый узел вокруг разорванной тени, захватил ее, поднял к потолку и вышвырнул наружу, в бесконечную пустоту. Экзар Кан исчез, оставив после себя лишь эхо короткого вскрика. Кевин Андерсон, "Рыцари Силы"

Лично мне хотелось бы верить в последний вариант. И рано или поздно открыть книгу, на страницах которой мы увидим...

Хорошо очерченное лицо. Высокие скулы, надменный взгляд зеленых глаз, тонкий злой рот. Черную татуировку на лбу, длинные черные волосы, собранные в толстый хвост. Очертания золотой серьги в правом ухе, багровеющий камень амулета на руке... Развевающийся на ветру коричневый плащ, доспехи, необычную - удлиненную, с тремя тонкими иглами гарды с каждого из торцов - рукоять светового меча... Меча, принадлежащего Темному Лорду Ситов, Экзару Кану.

Fury


К слову: Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции журнала, его читателей и уважаемого господина Дж.Лукаса.

Идея и поддержка ©
Техническая поддержка: serduk.org.ua
DeadMorozz © was here ™ | Собрано ручками | FAR forever.