Старт «наследной» части «Вектора» вызвал новый виток споров о личности Целесты Морн и ее роли в истории.

Целесту опять обвиняют в мэри-сьюшности и в том, что она только зря вмешивается в ход комиксных серий. (Дескать, она появляется из ниоткуда, как чертик из табакерки. Если сейчас она поможет Кейду убить Крейта, она окажется deus ex machina монументальных пропорций, если же нет, само ее существование окажется ненужным). Защитить героиню «Вектора» на форум TF.N явились авторы «Наследия».

Джон Острандер, сценарист и владелец травы:

«Честно говоря, я давно решил, что все эти обвинения в «мэри-сьюшности» — просто досужая критика. Я нашел универсальный лакмусовый тест, и большинство его вопросов оказалось просто неприменимым к Целесте. Почему? Потому что смысл обвинений в «мэри-сьюшности» в том, что автор создает свое «альтер эго», идеализированную версию самого себя, которая в этой истории предстает слишком идеальной. Целеста — вплоть до самого ее имени — была создана в ходе ряда совещаний, в которых принимали участие писатели и редакторы. Ее облик был разработан и затем модифицирован на основе набросков, которые затем подверглись критическому разбору со стороны всей команды. Никто не собирался воплощать в Целесте «себя».

[…]

Если бы она и помогла Кейду убить Крейту, это не сделало бы ее «deus ex machina». Этот термин относится к персонажу или устройству, которое появляется из никоткуда и решает проблему, которая иначе не решается. Этот термин восходит к древним грекам и их театру, где боги спускались сверху при помощи машины или крана. По сценарию, боги решали проблемы, хотя они до этого не фигурировали в сюжете и не появлялись на сцене. Целеста весьма и весьма фигурирует в сюжете, и ее участие не будет «из машины»».

Джен Дуурсима, художница:

«Идеализированная? Целеста? Забавно, мне Целеста вовсе не кажется «слишком совершенной». В моем представлении, она — персонаж со своими недостатками, которому может хватить или не хватить силы духа, чтобы контролировать или победить Карнесса Муура. В своем времени она была неплохим джедаем, но оказалась в незавидной ситуации. Как и любой другой джедай, она совершала героические поступки, но при этом она была личностью и у нее были свои мечты и своя жизнь. Если у нее и было какое-то героическое деяние, то это спасение Зейна из когтей талисмана Муура, но она не предвидела ни того, что ею завладеет древний сит, ни что ее замкнут в ковчеге 4000 лет, ни вообще ничего из того, что ей уготовила ее так называемая жизнь.

Насколько способности Целесты появились благодаря Карнессу Мууру, а насколько вопреки ему? Это вопрос, на который «Вектор» пока не дал ответа. Именно внутренняя битва Целесты с Мууром привлекает меня больше всего. Почему она просто не направила свой корабль в солнце, чтобы избавиться от него? Может, она боится — хотя джедай не должен знать страха? Может, она думает, что сможет его победить? Пытаться контролировать своим сознанием мысли Муура — все равно что отбиваться от тучи москитов. Или это все, что она может делать, чтобы не дать ему сломить себя? Может быть, Целеста — не более чем марионетка Муура, не обладающая собственной волей. Но пока что Целеста мне кажется ближе к категории «трагических героев».

По моим наблюдениям, можно взять любой героический образ из героической беллетристики, и он не пройдет тест на мэри-сьюшность. Вы пробовали проверить Люка? Пробовали проверить героев классической литературы? Героическая беллетристика и рассчитана на то, чтобы показывать нереальных героев. Если вам не нравятся нереальные герои, зачем тогда вы читаете героическую беллетристику?

Что касается всей этой дискуссии о deux ex machina — я думаю, что то же самое можно сказать вообще о любом персонаже, которого вводят в историю для того, чтобы можно было рассказать эту историю, независимо от галактики, в которой она происходит. Формально современный DEM был бы, пожалуй, гигантским, доселе неизвестным дроидом, который является в конце, чтобы всех спасти. В «Векторе» мы в разных книгах рассказываем разные части истории Целесты. В «Наследии», поскольку это завершающая часть «Вектора», мы имеем возможность сплести все эти разные нити в одну. Что до «внезапного появления» — может, вы хотели, чтобы мы потратили целый выпуск на более постепенное знакомство с Целестой? В «Наследии» история по-настоящему начинается после того, как она знакомится с анти-Крейтовским отрядом, и поэтому мы сразу перешли к делу».

———————

P.S. Как можно увидеть в комиксе, Целеста Морн нисколько не изменилась со времен Восстания, хотя по времени ДДГ прошло больше ста лет. Как так? На том же форуме TF.N предлагают такие варианты:

— объяснение in-universe: благодаря талисману Муура;
— объяснение out-of-universe: красивые девушки помогают продавать комиксы, 120 им лет или нет.

Читайте также:

  • Миллер о Целесте-Авроре
  • «Мы просто стараемся рассказывать хорошие истории»
  • Рэнди Стрэдли о новых комиксах
  • Финальное интервью с авторами «Вектора»
  • Комиксы на декабрь 2009