Новости | История проекта | Редакция | авторы | Хотите написать статью? | Ссылки | Гостевая  
ГАЛА-НОВОСТИ
КОМЛИНК
Гиперспейс
Выше звезд
БИБЛИОТЕКА
НАШИ ГЕРОИ
ПРО-ОБРАЗЫ
Точка зрения
ГОЛОКРОН
КОЛОНКА R2D2
КАНТИНА

Выше звезд

Йен МакДирмид : Всегда на высоте

Личность самого Йена МакДирмида настолько же загадочна, как и его персонаж в фильмах "Звёздные войны". Можно начать с того, что неизвестны точные дата и место его рождения. Но большинство источников сходится на том, что Йен МакДирмид родился 17 апреля 1947 года в Шотландии в городке Карнуасти (Carnoustie). Вскоре после его рождения семья переехала в Данди (Dundee), где и прошло детство Йена. Он не любит рассказывать об этом периоде своей жизни. "У меня есть веские причины не говорить о моем родном городе", - говорит Йен. Он вообще не любит много рассказывать о себе, но о театре говорит увлечённо, часами.

Когда его спрашивают, как рано он осознал, что его призвание - театр, он отвечает, что в самом раннем детстве, как только понял, что это означает - играть на сцене. В среде, где он вырос, подобное занятие не одобрялось. Йен до сих пор не может простить себе, что уступил авторитету отца и не сразу последовал своему призванию. Он поступил в старейший шотландский университет Святого Андрея изучать клиническую психологию, но вскоре понял, что это совсем не то, чему бы он хотел посвятить свою жизнь. По его словам, он был бы несчастен всю оставшуюся жизнь, если бы не стал актёром. В конце концов, он решился. Прежде чем поступить в Королевскую шотландскую академию музыки и драмы, МакДирмиду пришлось работать в течение года, чтобы собрать деньги на обучение. Уже во время обучения стал заметен яркий талант молодого человека, и в 1968 году Йен получил золотую медаль академии. В это же время с МакДирмидом также учился Денис Лоусон, исполнивший роль Веджа Антиллеса в оригинальной трилогии "Звёздных войн". "Денис Лоусон и я - большие друзья. Мы дружим с тех пор, как мы вместе учились в драматической школе с незапамятных времён", - сообщает он.

После окончания Академии Йен играл во многих театрах Шотландии и Англии, успех привёл его в труппу Королевской шекспировской компании. Йен МакДирмид является классическим актёром шекспировской школы, и это - особый знак качества. Где бы ни появлялся МакДирмид, всюду он заслуживал признание зрителей и коллег.

Первым дебютом в кинематографе стала эпизодическая роль в сериале "Профессионалы" в 1979 г., затем последовал ещё ряд небольших ролей в таких фильмах, как "Милые мальчики" (The Likely Lads) в 1976 г., в 1979 г. - экранизация трагедии Шекспира "Макбет", где МакДирмид играл роль привратника, далее "Сэр Генри с Равилсон Энд" (Sir Henry at Rawlinson End) в 1980 г., "Пробуждение" (The Awakening) в 1980 г. (фильм, известный в России, под названием "Алмаз семи звёзд"), "Убийца дракона" (Dragonslayer), 1981 г. и другие. Но первой крупной работой в кино для Йена МакДирмида стала роль Императора Палпатина в эпизоде VI саги Джорджа Лукаса "Звёздные войны", 1983 г.

Приглашение на роль Императора в известном на весь мир фильме стало для МакДирмида полной неожиданностью. "Для меня работа в "Звёздных войнах" была как гром среди ясного неба", - признаётся он. Мэри Силвэй [Бакли (Buckley)], которая была директором по кастингу, увидела Йена МакДирмида в роли человека, намного старше его собственного возраста, и решила, что это именно тот актёр, который им нужен. Джордж Лукас и Ричард Маркванд (режиссёр эпизода VI "Возвращение джедая", утвердили кандидатуру МакДирмида на эту роль. Поистине, это был блестящий выбор! Сцены в"Возвращении джедая" с участием МакДирмида многие считают одними из самых сильных с точки зрения актёрской игры в оригинальной трилогии"Звёздных войн";, но сам МакДирмид скромно замечает, что в этом не столько его заслуга: "Мне очень нравятся эти сцены, но мне они нравятся, потому что я работал с таким замечательным актёром, как Марк Хэмилл. Мы были перед камерой в течение всех десяти дней съёмок, и Марк выкладывался на все 100 процентов, надеюсь, что я тоже. Игра не происходит в вакууме, как вы знаете, она существует только между двумя людьми".

Скромность, почти застенчивость, по мнению людей, которым доводилось встречаться с Йеном лично, является, едва ли не основной отличительной чертой его характера, а также внутренняя сила, энергия, которая пропитывает его насквозь, как утверждают те, кто видел его на сцене, ещё отмечают, что даже сквозь высокомерный вид своих непростых героев он словно светится добротой. Не в этом ли состоит секрет обаяния всех без исключения персонажей МакДирмида, включая и самых отъявленных злодеев по определению, каким был, например, Палпатин?

Если посмотреть на эскизы, сделанные для образа Императора к эпизоду VI, мы увидим исчадие ада, демона, вырвавшегося из преисподней, некое сверхъестественное существо, сказочного злодея, который, возможно, и вселяет страх, но поверить в его существование трудно. Однако после первых же секунд, как Йен МакДирмид появляется в кадре "Возвращения джедая" в качестве Императора, зрители безоговорочно верят, что он такой же живой и настоящий, как и мы с вами.

Йен МакДирмид воплотил образ настолько полно, что наполнил смыслом каждую случайную реплику, каждый жест, для него не было ничего несущественного, своё скрытое значение имеет каждая деталь, и всё вместе складывается в фантастически живой и потрясающий образ. И, несмотря на то, что сам Йен МакДирмид в эпизоде VI неузнаваем под слоем грима, он остаётся верным себе. Его стиль и индивидуальность невозможно скрыть ни под какой маской, именно он вдохнул в этот образ жизнь, заставил Палпатина быть не просто символической персонификацией Зла, а показал трагедию человека, поставившего себя выше всего мира и забывшего о самой своей природе.

МакДирмид не играет Палпатина, и не играет в Палпатина, что, впрочем, верно и для других его ролей, он - живёт им. Живёт той самой настоящей жизнью в тот самый момент времени. Он сам признаёт это: "Говард Баркер [английский драматург] сказал, что я во время игры проживаю ещё одну жизнь. Это звучит удивительно, но я не думаю, что это так. Я считаю, эта та же самая жизнь. А не что-то иное где-то там, на сцене". По его мнению, при создании образа актёр должен позволить герою войти в свою душу, это не столько следование каким-то профессиональным техническим приёмам, сколько самостоятельная интерпретация. "Задача состоит не в том, чтобы изображать волка, а позволить волчьим качествам проявиться в себе самом", - пишет МакДирмид в очерке о своей работе над ролью в пьесе Дэвида Рудкина.

Большой удачей для новых фильмов саги "Звёздных войн" стало то, что Йена МакДирмида вновь пригласили на роль теперь уже молодого сенатора Палпатина. Редкий случай в истории кинематографа, когда актёр не состарился вместе со своим героем, а, наоборот, достиг того же возраста, что и Палпатин в начальных главах этой киноэпопеи. Йен вернулся в сагу уже с богатым актёрским и режиссёрским опытом, дающим возможность его таланту проявиться в полной мере. Образ Палпатина получил прекрасное развитие, игра и индивидуальность Йена МакДирмида снова сделали его одним из самых ярких характеров в "Звёздных войнах", несмотря на то, что экранного времени ему было отпущено не так и много. Этот факт огорчает, но в эпизоде I, как представляется, правомерен. За вычурными нарядами королевы Амидалы, лазерными мечами рыцарей, устрашающим обликом Дарта Мола, главный зачинщик интриги остаётся в тени. Если смотреть "Призрачную угрозу" не имея опыта оригинальной трилогии, то невозможно заподозрить скромного и обаятельного сенатора в далеко идущих намерениях захватить верховную власть в галактике. Даже образ таинственного Лорда Ситов Дарта Сидиуса, роль которого также исполнил Йен МакДирмид, совершенно не вяжется с личностью добропорядочного сенатора Набу. Однако, этим двум непохожим воплощениям Йена предстоит слиться воедино, стать неразрывными частями единого целого. Но это пока в будущем.

Параллельно с работой над ролью сенатора Палпатина в эпизоде I (съёмки которого проходили в английской студии в Ливенсдене в 1997 г.) Йен МакДирмид продолжал участвовать в постановках своего театра Алмейда, в котором он до недавнего времени был художественным директором совместно с Джонатаном Кентом. По словам самого Йена это была сумасшедшая нагрузка - съёмки в эпизоде I днём и работа над главной ролью в опере Джорджио Баттистелли "Сенси" вечером. "Нет, я не пою. Это была опера скорее для актёров, нежели певцов", - пояснил Йен МакДирмид. Это была смесь музыки и разговорного слова.

В роли графа Сенси Йен МакДирмид сыграл сумасшедшего злодея, по сравнению с которым Палпатин выглядит просто невинным младенцем. "Главный герой - законченный монстр, объявляет себя монстром, убивает своего сына и насилует свою дочь. Так что тёмная сторона была хорошо изучена за эти летние месяцы", - шутит МакДирмид. Днём в студии ему приходилось бороться за пост Верховного Канцлера и нашёптывать на ухо советы королеве Амидале в Галактическом сенате, а по вечерам совершать кровавые убийства и насиловать девушек. Йен вспоминает: "Но большое дело - они [студия и театр] были только в 40 минутах друг от друга - 40 минут до центра вселенной! Казалось так необычным вставать каждое утро и отправляться прямо в будущую Галактическую Империю. Это очень удобно".

В эпизоде II Палпатин уже Верховный Канцлер. "В самом деле, прошло примерно 10 лет со времён эпизода I, поэтому он имел шанс продвинуться в делах. Конечно, его статус явно повысился, его офис стал лучше. Он служит отражением его влияния. Через окна он может наблюдать за всем происходящим", - говорит Йен МакДирмид в своём интервью журналу SW Insider в 2002 г. Очень интересно мнение Йена относительно сущности своего персонажа. Он называет Палпатина хитрым притворщиком и одновременно сверхъискренним. Чтобы заставить поверить всех в свои благие намерения, Канцлеру Ситу необходимо самому верить во всё, что он делает или говорит. МакДирмид называет Палпатина величайшим актёром. Нет ли в этом параллелей с пониманием сущности актёрского мастерства самим Йеном МакДирмидом? Этот искренний обман на определённой стадии уже перестаёт быть обманом, а становится неотъемлемой частью самого актёра. Стало быть, то же самое верно и для Палпатина. Он не сит, прикидывающийся Канцлером, он и Лорд Сит и Верховный Канцлер одновременно - ещё один небольшой шаг к тому, что обе эти сущности будущего Императора сольются в одну без каких бы то ни было противоречий.

Как бы там ни было, Йен МакДирмид полон энтузиазма относительно успеха эпизода III. Йен не разделяет опасений Лукаса: "Он [Лукас] всегда говорил, что Эпизод III будет самым тёмным. Джордж беспокоится, что из-за этого фильм не понравится людям, но мои предчувствия противоположны его опасениям. Я думаю, зрителям он понравится даже больше предыдущих, потому что, я думаю, люди будут очарованы всей тёмной стороной саги. Именно поэтому Вейдер так интересен. Это сложный герой, как мы позднее выяснили. Тьма, несомненно, привлекательна, она очаровывает людей. Они хотят знать об этом больше. Их не привлекает зло, но их притягивает его природа. Это очень интересный предмет для наблюдения".

Рассказ о Йене МакДирмиде не был бы полным, если не упомянуть театр Алмейда, полностью созданный благодаря труду Йена и его друга Джонатана Кента. Они приняли руководство Алмейдой в 1990 г. и превратили скромный театр на севере Лондона в международный культурный центр и один из самых посещаемых театров Англии. Такие знаменитости, как Ральф Файэннс, Джульет Бинош, Кевин Спейси, Кейт Бланчетт, Диана Ригг, Лайам Нисон считали за честь принять участие в спектаклях Алмейды за символическую плату. "Очень приятно, что столь много известных людей хотят работать здесь, - говорит Йен МакДирмид. - Но когда мы начинали, мы просто разыскивали место, где бы мы могли ставить пьесы, которые нам очень нравятся. Всё остальное пришло позже". Секрет своего успеха МакДирмид и Кент видели в том, что: "Актёры приходят потому, что мы выбираем пьесы, которые притягивают их, пьесы, которые не однозначны, и мы пытаемся использовать переводы величайших современных писателей." МакДирмид настаивает, что эти триумфы были "в самом деле очень просты". "Мы только выбрали пьесы, и, безусловно, мы работали со страстью. Актёры, дизайнеры и техники придерживались этого правила. Во-вторых, поскольку компания владеет этой площадкой, театр принадлежит всем, кто работает здесь. Это создаёт семейную атмосферу, которая нравится актёрам".

Также они не боялись пускаться на смелые эксперименты: "Для этого крошечного театра на севере Лондона мы пытались изобрести что-нибудь новенькое. Мы отказались от мысли делать что-то, что люди уже видели. Мы задумывались: "Как мы можем сделать такое снова?" - но - "Как мы можем сделать это по-другому?" И риск часто оправдывался. Примером этому может служить постановка скандальной пьесы Марлоу "Мальтийский еврей", которая вызвала бурные дебаты не только в театральном мире. В этой пьесе Йен МакДирмид был занят в главной роли чёрного злодея Барабаса, который, смеясь над своими жертвами, совершает самые ужасные преступления на протяжении всего действия.

Дружба МакДирмида и Кента началась в давние времена, когда они вместе работали в городском театре Глазго. Они очень близкие друзья в течение более чем 30-ти лет. И это удивительные отношения. МакДирмид говорит, что он может позвонить Кенту в 3 часа ночи, проснувшись от кошмара, и Кент будет так же напуган. "Мы близкие друзья. Я считаю, что мы родственные души", - утверждает он.

В 1998 году дуэту МакДирмид и Кент была присуждена награда за театральное достижение года, учреждённая Лондонской ассоциацией критиков (London's Evening Standard) за их работу по превращению захолустного драматического театра в один из самых популярных театров в Лондоне.

В течение 12 лет Алмейда под руководством Йена МакДирмида и Джонатана Кента шла от успеха к успеху. Конечно, не всё было так гладко, как может показаться на первый взгляд, но они выжили, выдержав конкуренцию с такими монстрами театрального мира Англии, как Королевская шекспировская компания и Национальный театр. Интересы этого маленького театра на 300 мест не ограничивались только Лондоном. Постановки этой замечательной компании были представлены во время национального турне по Англии, а также за границей Объединённого Королевства, в том числе Алмейда гастролировала на Бродвее в Нью-Йорке. Йен МакДирмид также посещал Россию. Первый раз с пьесой Чехова "Иванов" в постановке Джонатана Кента, в которой МакДирмид исполнил роль Косых. От этой поездки у него остались воспоминания, что это было "волнующе и трогательно". "Россияне были очарованы переводом Дэвида Хэйра и, вместе с режиссёрской работой Джонатана, это показало шуточные элементы "Иванова". "Некоторые нашли, что это откровение, другие сказали, что мы унижали Чехова", - впоследствии вспоминал МакДирмид. В Лондоне "Иванов" стал явлением, сотни людей дежурили по ночам возле Алмейды, чтобы обеспечить себе билет.

Алмейда в своих постановках использовала всё богатство европейской классики. Великий Шекспир, язвительный Марлоу, Бернард Шоу - далеко не полный список классических авторов в арсенале Алмейды. Часто они обращались и к русской классике. Кроме "Иванова" на сцене Алмейды в своё время шли "Ревизор" Гоголя (Йен МакДирмид в роли градоначальника), чеховский "Платонов" и другие.

Кроме классических произведений они также искали вдохновение в современной английской и зарубежной драматургии. Алмейда сотрудничала с самыми известными современными английскими авторами, такими, как Говард Баркер, Гарольд Пинтер и Дэвид Хэйр.

Если говорить о работах МакДирмида, связанных с Россией, то стоит упомянуть, что он снимался в таких фильмах, как "Парк Горького", в котором он играл профессора Андреева; в минисериале "Современный мир: десять величайших писателей" МакДирмид принимал участие в серии, посвящённой Достоевскому; он был доктором Ватисенко в телефильме "Чернобыль: последнее предупреждение", совместной работе Англии, США, Украины и России; в 2002 году в Алмейде Йен МакДирмид снова играл роль русского человека, Алексея Мискина, разговорчивого пьяницу, ответственного за законсервированное тело Ленина, - главное действующее лицо в опере "Бальзамировщик", и он также принимал участие в недавно вышедшем на экраны двухсерийном телефильме производства ВВС "Преступление и наказание" (2002 г.) по одноимённому роману Ф. М. Достоевского, где Йен МакДирмид исполнил роль следователя Порфирия. Съёмки этого фильма проходили в Санкт-Петербурге, и МакДирмид снова посетил Россию. Таким образом, можно сказать, что Император галактики "Звёздных войн" бывал и на нашей земле.

Талант и актёрское мастерство МакДирмида давно получили официальное признание критиков и зрителей. А в 2002 г он был назван лучшим актёром года в Великобритании за роль балаганного зазывалы Тэдди в сложнейшей пьесе "Знахарь" в постановке Джонатана Кента.

Кроме актёрских работ, у Йена МакДирмида имеется и режиссёрский опыт. Он выступил в качестве режиссёра в таких постановках, как "Сохраненная Венеция" (Venice Preserved), "Песня сирены" (Siren Song), "Жестокое сердце" (A Hard Heart), "Ипполит" (Hippolytus), "Лулу" (Lulu), "Возможности" (The Possibilities) в театре Алмейда, "Репетиция" (The Rehearsal) в Алмейде и Вест Энде, и "Дон Жуан" в театре the Royal Exchange. Однако критики и зрители здесь сходятся во мнениях, Йен МакДирмид гораздо лучший актёр, чем режиссёр, в отличие от своего друга и компаньона Кента.

В 2002 году Йен МакДирмид и Джонатан Кент оставили свои посты художественных руководителей Алмейды на самом взлёте своей артистической и административной карьеры и отправились в "свободное плавание". Причиной своего ухода они называют желание дать возможность другим проявить себя, внести свежий ветер в компанию, и желание не ограничивать себя стенами только одного театра. Кент и МакДирмид имели соглашение: они уйдут в тот момент, когда возникнет хотя бы малейшая опасность повторить самих себя. Кроме того, по убеждению МакДирмида: "то, что вы должны делать с театром после 10 лет, так это взорвать его. Вы должны идти дальше и дать шанс кому-то ещё". По его с Кентом мнению, они слишком долго были полностью поглощены своим театром, что не замечали ничего вокруг, а теперь настала пора присоединиться к остальному миру.

На вопросы о дальнейших планах, Йен МакДирмид отвечает, что пока на примете у него нет ничего конкретного. Участие в съёмках эпизода III "Звёздных войн" - это единственные обязательства, которые у него имеются. Однако, как сообщило агентство Variety 8 апреля 2003 г., Йен МакДирмид будет участвовать в съёмках исторической драмы "Чарльз II" для главного общественного канала ВВС1, повествующей о короле и его дворе, его скандальном семействе и его очаровательных любовницах. Будем надеяться, что этот фильм смогут увидеть и российский зрители. К сожалению, роль МакДирмида в этом фильме не главная. У него в кино вообще не было главных ролей, что, несомненно, является упущением режиссёров.

Кроме руководства театром, ролей в спектаклях и фильмах, Йен МакДирмид часто принимал участие в радиопостановках, числе которых "Макгаффин" (The Macguffin) (Радио 4) - трогательная драма Тревора Ллойда, где у МакДирмида была главная роль, и "Альбертина" Говарда Баркера.

Как видно из этого краткого обзора, "Звёздные войны" не занимают основного места в жизни и творчестве Йена МакДирмида, интересы и работы которого намного богаче и разнообразнее, чем его роль в известной кинолегенде нашего времени. Он не испытывает священного трепета перед Джорджем Лукасом и не эксплуатирует свою известность как одной из "звёзд" классической и новой трилогии, Йен МакДирмид просто хорошо делает своё дело, как в саге, так и во всех других работах, в которых он занят. И результат всегда превосходный. Где бы ни появлялся Йен МакДирмид, его герои неизменно становятся украшением любой постановки.

В заключение осталось сказать, что Йен не любит быть в центре внимания, он не посещает фестивали, встречи с поклонниками и прочие рекламные акции "Звёздных войн", организуемые компанией Лукаса. Неизвестно, что является причиной этому, может, для него это пустая трата времени, или он не считает приемлемым для себя зарабатывать деньги таким способом, играя на любви поклонников саги. Как отмечалось выше, МакДирмид в жизни не любит находиться в центре всеобщего внимания, и факту, что "Звёздные войны" не сделали его жертвой преследования со стороны фанатов, он несказанно рад. "Да, люди подходят сейчас снова, но я могу ещё продолжать пользоваться общественным транспортом, что мне нравится. Большинство людей, которые подходят ко мне, говорят: "Этого не может быть!", На что я отвечаю: "Полагаю, вы правы - этого не может быть". И они говорят: "Ох, извините". Но, конечно, через минуту, как я сказал, они узнают мой голос. Они понимают, что все же не ошиблись, но я уже еду в другом транспорте".

Это бегство от своей популярности для сверхъестественно скромного МакДирмида порой приводит к курьёзным ситуациям. "Однажды меня преследовали через всю станцию метро. Мне кричали: "Постойте! Вы Император. Остановитесь". Но я бегал быстрее их. В сущности, они хотели всего лишь мой автограф, в этом не было ничего ужасного. Я подумал: "Это же смешно, почему бы не остановиться и не дать автограф?" Но к тому времени я уже убежал слишком далеко", - рассказывает он.

Что ж, такова его воля. А нам остаётся только уважать её и с нетерпением ждать эпизода III и новых работ Йена, которые снова порадуют нас своим высоким уровнем и яркостью образов. Со своей стороны хочу пожелать Йену МакДирмиду счастья, а также новых творческих успехов и достижений, и выразить надежду, что мы ещё не раз услышим о нём и увидим его великолепную игру. Думаю, к этому пожеланию присоединятся все поклонники "Звёздных войн".

Лоллия Паулина

В статье были использованы материалы:

  • Ian McDiarmid. Famous Scots. Radio review. Elisabeth Mahoney, June 2, 2003 The Guardian
  • Plot Summary for "Charles II" (2003)
  • Ian McDiarmid: Dark Force Rising. January 24, 2002, Star Wars Insider Issue 53
  • Ian McDiarmid's interwiev by Chris Hewitt, 2002
  • Almeida Opera presents: THE EMBALMER TOUR. November, 2002
  • Critics' kisses for Kate, BBC News, 5 February, 2002
  • Almeida: end of Act One. Kate Kellaway, Sunday January 27, 2002, The Observer
  • Force for change. Simon Hattenstone, December 17, 2001, The Guardian
  • What was that all about, then? Anne Karpf, Saturday June 19, 1999, Guardian Unlimited
  • Good at being evil. David Benedict, September 26, 1999, The Observer
  • Friendly fire. Michael Billington, September 29, 1999, The Guardian
  • The Once & Future Emperor. Ian Spelling, September 1999, Starlog #266
  • Winning the star wars - at £260 a week. Lucy Powell, October 1-7, 1999, Highbury & Islington Express
  • Show of intimacy. John Whitley, 7 February 1998, Electronic Telegraph
  • Ian McDiarmid Interviewed. Scott Chernoff, April-May 1998, Star Wars Insider Issue 37
  • 'I needed to feel scared.' Jasper Rees, 8 August 1998, Electronic Telegraph
  • Look behind you. Daniel Rosenthal, July 15 1997, The Times
  • Star wars made simple. Daniel Rosenthal, December 2, 1997, The Sunday Times
  • Ian McDiarmid in David Rudkin: Sacred Disobedience: an expository study of his drama, 1959-96 by David Ian Rabey Overseas Publishing Association: Amsterdam B.V.
  • Darth Vader's Boss. Randy & Jean-Marc Lofficier, May 1984, Starlog #82

Фотографии Йена МакДирмида предоставлены:

  • Kwawinma http://www.ianmcdiarmid.com
  • Tina http://groups.yahoo.com/group/allaboutian

Подробную информацию об актере Йене МакДирмиде вы также можете найти на http://imempire.narod.ru/

К слову: Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции журнала, его читателей и уважаемого господина Дж.Лукаса.

Идея и поддержка ©
Техническая поддержка: serduk.org.ua
DeadMorozz © was here ™ | Собрано ручками | FAR forever.